Происхождение названия педагогики

Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд - дитя, гогос - веду), которое означает детоводство или дитяведение. В Древней Греции эта функция осуществлялась непосредственно. Педагогами первоначально назывались рабы, сопровождавшие детей своего господина в школу. Позже педагоги - это уже вольнонаемные люди, которые занимались наставлением, воспитанием и обучением детей. Кстати, на Руси (XII в.) первые учителя получили название "мастера". Это были свободные люди (дьячки или мирские), которые у себя или на дому учащихся стали обучать детей чтению, письму, молитвам или, как сказано в одном "Житии", "книги писати и учити ученики грамотные хитрости".Нужно отметить, что каждый человек опытным путем приобретает определенные педагогические знания, устанавливает некоторые зависимости между различными педагогическими явлениями. Так, уже первобытные люди обладали знаниями по воспитанию детей, которые передавались от одного поколения к другому в виде обычаев, традиций, игр, житейских правил. Эти знания нашли отражение в поговорках и пословицах, мифах и легендах, сказках и анекдотах (например, "повторение - мать учения", "яблоко от яблоньки недалеко падает", "век живи - век учись" и т.п.), составивших содержание народной педагогики. Их роль чрезвычайно велика как в жизни общества, отдельной семьи, так и конкретного человека. Они помогают ему вступать во взаимодействие с другими людьми, общаться с ними, заниматься самосовершенствованием, выполнять родительские функции.Народная педагогика, возникнув как ответ на объективную социальную потребность в воспитании, обусловленную развитием трудовой деятельности людей, конечно, не может заменить книг, школ, учителей, науки. Но она старше педагогической науки, образования как социального института и первоначально существовала независимо от них.Однако педагогическая наука в отличие от житейских знаний в области воспитания и обучения обобщает разрозненные факты, устанавливает причинные связи между явлениями. Она не столько описывает их, сколько объясняет, отвечает на вопросы, почему и какие происходят изменения в развитии человека под влиянием обучения и воспитания. Научные знания необходимы, чтобы предвидеть и управлять педагогическим процессом развития личности. В свое время великий русский педагог К.Д.Ушинский предостерегал от эмпиризма в педагогике, справедливо отмечая, что недостаточно основываться только на личном, хотя бы и удачном, опыте воспитания. Педагогическую практику без теории он сравнивал со знахарством в медицине.В то же время житейский педагогический опыт, несмотря на изустную форму своего существования, не исчезал, а передавался из века в век, выдерживал испытания, менял ориентиры и ценности, но в целом сохранялся в виде педагогической культуры народа, его педагогической ментальности, и сегодня составляет основу научного педагогического знания. Именно поэтому К.Д.Ушинский, выступая против эмпиризма в обучении и воспитании, не отождествлял его с народной педагогикой, а, напротив, утверждал, что, обращаясь к народности, воспитание всегда найдет ответ и содействие в живом и сильном чувстве человека, которое действует гораздо сильнее убеждения. Если оно не хочет быть "бессильным, оно должно быть народным".

«Педагогика» — слово греческого происхождения, буквально оно переводится как «деторождение», «детовождение» или искусство воспитания. В России это слово появилось вместе с педагогическим, историческим и философским наследием античной цивилизации и педагогическими ценностями Византии и других стран. Столь обширное наследие было воспринято восточными славянами одновременно с их приобщением к христианскому миру. Русские книжники, знавшие греческий язык, читали труды античных мыслителей в оригинале и внесли в обиход новые слова — «педагог» и «педагогика».

В результате в Древней Руси слова «воспитатель» и «воспитание» имели тот же смысл, что и греческие «педагог» и «педагогика». Известно, что в древнерусской книжности был свой канонический жанр «учительной литературы» (один из ведущих), включавший тексты наставительного характера. А значит, на Руси, как и в других странах, веками создавалась самобытная преподавательская культура, развивающая педагогическое самосознание.Такая потребность возникла, когда у людей сформировался некоторый опыт в данной сфере, позволивший разработать определенные правила и наставления. Педагогика — совокупность знаний и умений по обучению и воспитанию, эффективных способов передачи накопленного опыта и оптимальной подготовки подрастающего поколения к жизни и деятельности.Педагогика — наука о целенаправленном процессе передачи человеческого опыта и подготовки подрастающего поколения к жизни и деятельности.Потребность передавать опыт от поколения к поколению появилась, наряду с другими потребностями человека, на самом раннем этапе возникновения общества. Поэтому практика воспитания первоначально определялась как передача жизненного опыта человека от старшего поколения к младшему. Воспитание было таким же общественным явлением, как и любая деятельность человека: охота, собирательство, изготовление орудий труда. Человек рос как личность, усложнялся его социальный опыт, и вместе с ним, усложнялись процесс и цели воспитания.Вначале педагогическая мысль оформлялась в виде отдельных суждений и высказываний — своеобразных педагогических заповедей. Их темой были правила поведения и отношения между родителями и детьми.До того как зародилась письменность, эти суждения имели устное бытование и до нашего времени дошли в виде пословиц, поговорок, афоризмов, крылатых выражений. Истоки народной педагогики, как первого этапа развития педагогики вообще, мы находим в сказках, былинах, песнях, частушках, детских прибаутках, пословицах, поговорках, заговорах, колыбельных песнях и песнях-хороводах, загадках, скороговорках, считалках, оглядках, исторических преданиях, народных приметах. Только затем, с появлением письменности, они обрели более «сухую», не иносказательную форму, и стали носить характер Советов, неписаных Правил и Рекомендаций.Педагогика представляет собой науку о сущности, закономерностях, принципах, методах и формах обучения и воспитания человека.

С глубокой древности была осознана роль материнского общения, с первых месяцев жизни ребенка. Атмосфера материнской любви, нежности, заботы выражалась специальными художественными средствами, имеющими воспитательное развивающее значение. К ним относятся: колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки. Материнская поэзия несла ребенку массу информации о жизни, обогащала его душу, помогала войти в мир.

Тон и манеры поведения, вежливость в общении составляли весьма важную часть нравственной культуры народа, его педагогических воззрений. Именно через народное творчество на Руси, и в других странах, определялись и выражались своя этика и эстетика отношений, способы общения с окружающими людьми.

В. И. Даль в свое время собрал воедино свод народно-поэтических моральных стандартов: «От учтивых слов язык не отсохнет», «В чужом доме не будь приметлив, а будь приветлив», «Не стыдно молчать, когда нечего сказать». Подобные правила-наставления можно найти в «Поучении» детям Владимира Мономаха.

Однако наибольший интерес представляют разные институты воспитания и обучения, существовавшие в тот период на Руси.

Например, «кормильство» — своеобразная форма домашнего воспитания детей феодальной знати. В возрасте 5-7 лет малолетний княжич отдавался кормильцу, которого князь подбирал из числа воевод, знатных бояр. При этом кормилец выполнял несколько функций. Он был не только наставником-воспитателем, но и распоряжался делами в порученной ему отдельной волости от имени воспитанника. В обязанности кормильца как наставника входило умственное, нравственное и военно-физическое воспитание, раннее привлечение княжича к государственным делам.

Другой институт воспитания и обучения в Древней Руси — «дядьки». Дети воспитывались у брата матери, то есть у родного дяди. В свою очередь отец ребенка принимал на воспитание детей родной сестры. В результате создавались оригинальные семьи, в которых «дядьки» воспитывали племянников и племянниц. «Дядьки» были наставниками племянников, а те — первыми их помощниками.Институт «кумовства» — трансформация «дядьки» из воспитателя племянников в своей семье в духовного и нравственного наставника детей в семье родителей. С принятием христианства «кум» и «кума» стали крестными отцом и матерью.Позже появились институт «мастеров грамоты» — одиночек и школы «мастеров грамоты». Мастера грамоты были главными лицами народного просвещения и подготовки духовенства, сделавшие промысел из обучения грамоте. Как правило, они основывали школы: в семье, в домах учителей, при монастырях и церквах. Обучение детей было тяжелым делом, требовавшим времени и великой затраты сил, чтобы научить немногому — читать и писать. История развития русского педагогического самосознания по П. Ф. Каптереву, выдающемуся русскому педагогу конца XIX и начала XX века, проходит три периода: церковный, государственный и общественный.Истоки педагогической мысли как отражение практики обучения и воспитания обнаруживают у различных народов, прежде всего в древних памятниках письменности. Например, в таких произведениях древнерусской литературы, как «Слово о пользе учения», «Сборник афоризмов "Пчела"», «Послание» Климента Смо-лятича, «Слово о законе и благодати», «Повесть об Акире Премудром» — можно почерпнуть знания об особенностях образования и воспитания просвещенной Древней Руси X-XIII веков. Богата традициями русская педагогическая мысль.Вопросы образования и воспитания всегда привлекали к себе внимание писателей, философов и ученых.Не случайно истоки теоретической педагогической мысли открывают в работах великих древних философов — Платона и Аристотеля. В рамках становящейся философской парадигмы они сформулировали основы возрастной периодизации и раскрыли этапы образования и воспитания человека.

Педагогика обрела статус науки благодаря трудам и авторитету выдающегося чешского педагога Яна Амоса Коменского (1592—1670). Он изложил свои основные идеи в труде «Великая дидактика», который получил мировое признание,Однако в Европе употребление слова «дидактика» (от греч. didaktikos — поучающий, didasko — изучающий) первоначально было введено в Германии.С 1613 г., благодаря Кристофу Хельвигу и Йохиму Юнгу, оно понималось как искусство обучения. Сегодня дидактика (теория и методика обучения) определилась в качестве самостоятельной отрасли общей педагогики.Интенсивное развитие педагогической теории и практики (в рамках различных образовательно-воспитательных учреждений) в XVIII веке привело к основанию специальных учебных заведений по подготовке педагогов. Таким образом «Педагогика» сформировалась в качестве учебной дисциплины. Первые учебные заведения по профессиональной подготовке учителей появились в Германии.На протяжении столетий «Педагогика» развивалась как практика обучения и воспитания детей. Поэтому вначале в качестве научной отрасли выделились направления дошкольной и школьной педагогики.Профессиональная педагогика появилась с возникновением педагогической специальности.В современных условиях педагогику рассматривают как науку и практику обучения и воспитания человека на всех возрастных этапах его личностного и профессионального развития, поскольку:1) современная система образования и воспитания касается практически всех людей;2) во многих странах создана система непрерывного образования человека;3) она включает в себя все звенья — от дошкольного учреждения до профессиональной подготовки и курсов повышения квалификации. Спектор ответвлений «педагогик» расширился только в конце XIX и начале XX века.Сегодня активно развиваются следующие отрасли – педагогика высший школы, педагогика взрослых, история педагогики, сравнительная и социальная педагогика и т.д.Поскольку объектом обучения и воспитания является человек, поскольку педагогика относится к наукам о человеке,она занимает определенное место в системах человекознания и гуманитарных наук.Таким образом, какое же значение вкладывают в термин «Педагогика»?1 Во-первых, выделяют «бытовое» значение педагогики. Каждый человек на протяжении жизни выступает в роли «педагога». То есть обучает и воспитывает своих детей, членов семьи, сотрудников по работе.2 Во-вторых, подчеркивают практическое значение педагогики. Педагогику рассматривают как одну из сфер человеческой деятельности, связанную с передачей жизненного опыта от старшего поколения к младшему. Здесь уместно говорить о взаимосвязи народной (житейской) педагогики с педагогическим мастерством и искусством воспитания. Не случайно высшее проявление педагогической деятельностии называют искусством.3 В-третьих, педагогика понимается как наука и, одновременно, как отрасль человековедения. Педагогика познает и совершенствует способы влияния на развитие человека в нерасторжимом слиянии природного, общественного и индивидуального. Поэтому педагогические учения, теории, модели, прогнозы и рекомендации строятся только на фундаменте целостного и системного значения о развивающимся человеке; оно «добывается» психологией, философией, историей, социологией и другими науками о человеке.4 В-четвертых, педагогика представляет собой учебную дисциплину, включающую а себя теоретический и практический аспекты обучения и воспитания. 5 В-пятых, значение педагогики как отрасли гуманитарного значения входит в общекультурный контекст современной жизни. Оно выявляется в качестве педагогической культуры человека.

Отрасли педагогики.

Современное научное знание имеет тенденцию к дифференциации, к выделению областей изучения. Педагогика делится на ряд отраслей. История педагогики изучает развитие педагогических учений и практики от древних цивилизаций до современности. Педагогика средней школы, дошкольная педагогика, педагогика начальной, высшей, профессионально-технической школ, производственная, военная педагогика - эти отрасли выделяются по уровню и содержанию обучения. В теоретической педагогике имеется теория воспитания и теория обучения - дидактика. Кроме общей дидактики, есть частные дидактики, или предметные методики. Социальная педагогика изучает воспитание, осуществляемое в среде проживания, прежде всего тех, кто подвергается риску и нуждается в поддержке: детей алкоголиков, наркоманов, правонарушителей, растущих в антисоциальном окружении. Андрагогика изучает воспитание и образование взрослых. Дефектологическая (коррекционная) педагогика занимается воспитанием людей с психофизиологическими недостатками: слепых (тифлопедагогика), глухих (сурдопедагогика), умственно отсталых (олигофренопедагогика). Сравнительная педагогика занимается сопоставительным анализом образования в разных странах. Семейная педагогика разрабатывает проблемы воспитания в семье. Пенитенциарная педагогика изучает вопросы воспитания людей в местах заключения. Такова внутренняя система педагогических наук, появление новых отраслей которой порождается развитием общества и науки.

Современное научное знание имеет тенденцию к дифференциации, к выделению областей изучения. Педагогика делится на ряд отраслей. История педагогики изучает развитие педагогических учений и практики от древних цивилизаций до современности. Педагогика средней школы, дошкольная педагогика, педагогика начальной, высшей, профессионально-технической школ, производственная, военная педагогика - эти отрасли выделяются по уровню и содержанию обучения. В теоретической педагогике имеется теория воспитания и теория обучения - дидактика. Кроме общей дидактики, есть частные дидактики, или предметные методики. Социальная педагогика изучает воспитание, осуществляемое в среде проживания, прежде всего тех, кто подвергается риску и нуждается в поддержке: детей алкоголиков, наркоманов, правонарушителей, растущих в антисоциальном окружении. Андрагогика изучает воспитание и образование взрослых. Дефектологическая (коррекционная) педагогика занимается воспитанием людей с психофизиологическими недостатками: слепых (тифлопедагогика), глухих (сурдопедагогика), умственно отсталых (олигофренопедагогика). Сравнительная педагогика занимается сопоставительным анализом образования в разных странах. Семейная педагогика разрабатывает проблемы воспитания в семье. Пенитенциарная педагогика изучает вопросы воспитания людей в местах заключения. Такова внутренняя система педагогических наук, появление новых отраслей которой порождается развитием общества и науки.

1.4 Связь педагогики с другими науками

Наряду с внутренним делением и связями, педагогика имеет связи с другими науками. По классификации академика Б.М.Кедрова, она входит в группу прикладных, практических наук вместе с медициной и техникознанием. Связь ее с другими науками выражается в следующем. Она использует знания других наук о человеке, природе, обществе в изучении своего предмета - воспитания. Она адаптирует к своим нуждам методы исследования, а также организует комплексные междисциплинарные исследования. Часть ее исследований носит фундаментальный характер, другая часть прикладной. Без ориентации на практику, на совершенствование процесса воспитания педагогика не существует. Философия составляет методологический фундамент педагогики, давая ей знание об общих законах развития природы, общества, теорию познания (гносеологию). Социология дает педагогике знание о социальной среде формирования личности, группах общества, социальных отношениях. Этика и эстетика дают знание о морали и природе эстетического, образуя основу нравственного и художественного воспитания. Экономика обогащает педагогику знанием об экономических, производственных процессах, влияющих на образование. Физиология является естественнонаучной базой педагогики и психологии. Чтобы формировать личность, надо знать организм человека, жизнеобеспечивающие системы, высшую нервную деятельность.

Ближе всего к педагогике стоит психология, наука о сознании и поведении человека. Психология открывает законы развития личности, педагогика учит целенаправленно руководить им. Кибернетика, теория управления сложными динамическими системами, играет большую роль в развитии педагогики, так как педагогические процессы интерпретируются как процессы управления педагогическими системами. Информатика, наука о сборе, обработке информации, наряду с кибернетикой, очень важна для педагогики: информация - глобальная категория современной науки. Появилось научное направление - педагогическая информатика, изучающая информационные методы и технологии в педагогике. Ведь в процессе обучения тоже происходит переработка информации и ее использование. Педагогика опирается на знание об информации и работе с ней. Создание интеллектуальных систем позволяет по-новому взглянуть на обучение: восприятие и усвоение информации человеком.

Педагогика связана и с другими науками. Педагогическое знание носит во многом междисциплинарный характер, ибо человек и его воспитание изучается многими науками, наряду с педагогикой, интегрирующей знание о человеке, использующей данные, теории, методы смежных наук. Однако педагогика является самостоятельной наукой, имеющей свой предмет, систему понятий, теорий, которые следует знать учителю.

Категории педагогики.

К категориям относятся наиболее емкие и общие понятия, отражающие сущность науки, ее устоявшиеся и типичные свойства. В любой науке категории выполняют ведущую роль, они пронизывают все научное знание и как бы связывают его в целостную систему. 1

Воспитание — социальное, целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для усвоения общественно-исторического опыта новым поколением с целью подготовки его к общественной жизни и производительному труду. Категория «воспитание» — одна из основных в педагогике. Характеризуя объем понятия, выделяют воспитание в широком социальном смысле, включая в него воздействие на личность общества в целом, и воспитание в узком смысле — как целенаправленную деятельность, призванную сформировать систему качеств личности, взглядов и убеждений. Воспитание часто трактуется в еще более локальном значении — как решение какой-либо конкретной воспитательной задачи (например, воспитание определенных черт характера, познавательной активности и т.д.). Таким образом,воспитание — это целенаправленное формирование личности на основе формирования: 1) определенных отношений к предметам, явлениям окружающего мира; 2) мировоззрения; 3) поведения (как проявление отношений и мировоззрения).Можно выделить виды воспитания (умственное, нравственное, физическое, трудовое, эстетическое и т.д.).

Педагогика исследует сущность воспитания, его закономерности, тенденции и перспективы развития, разрабатывает теории и технологии воспитания, определяет его принципы, содержание, формы и методы.

Воспитание — конкретно-историческое явление, тесно связанное с социально-экономическим, политическим и культурным уровнем общества и государства.

Развитие каждого человека человечество обеспечивает через воспитание, передавая опыт свой собственный и предшествующих поколений.

Развитие — это объективный процесс внутреннего после- довательного количественного и качественного изменения физических и духовных сил человека. Можно выделить физическое развитие, психическое, социальное, духовное. Развитие личности осуществляется под влиянием внешних и внутренних, социальных и природных, управляемых и неуправляемых факторов. ]

В процессе воспитания человека идет его развитие, уровень которого затем влияет на воспитание, изменяет его.Образование — это специально организованная система внешних условий, создаваемых в обществе для развития человека. Специально организованная образовательная система — это учебно-воспитательные заведения, учреждения повышения квалификации и переподготовки кадров. В ней осуществляется передача и прием опыта поколений согласно целям, программам, структурам с помощью специально подготовленных педагогов. Все образовательные учреждения в государстве объединены в единую систему образования, посредством чего идет управление развитием человека.

Образование в буквальном смысле означает создание образа, некую завершенность воспитания в соответствии с определенной возрастной ступенью. Поэтомуобразование трактуют как процесс и результат усвоения человеком опыта поколений в виде системы знаний, умений, навыков, отношений.

В образовании выделяются процессы, которые обозначают непосредственно акт передачи и приема опыта. Это ядро образования — обучение.

Обучение — конкретный вид педагогического процесса, в ходе которого под руководством специально подготовленного лица (педагога, преподавателя) реализуются общественно обусловленные задачи образования личности в тесной взаимосвязи с ее воспитанием и развитием.

Обучение — процесс непосредственной передачи и приема опыта поколений во взаимодействии педагога и учащихся. Как процесс обучение включает в себя две части: преподавание, в ходе которого осуществляется передача (трансформация) системы знаний, умений, опыта деятельности; и учение (деятельность ученика), как усвоение опыта через его восприятие, осмысление, преобразование и использование

Но человек не сосуд, куда "сливается" опыт человечества, он сам способен этот опыт приобретать и творить что-то новое. Поэтому основными душевными факторами развития человека являются самовоспитание, самообразование, самообучение, самосовершенствование.

Самовоспитание — это процесс усвоения человеком опыта предшествующих поколений посредством внутренних душевных факторов, обеспечивающих развитие

Осуществляя воспитание, образование, обучение, люди в обществе вступают между собой в определенные отношения — это воспитательные отношения.Воспитательные отношения есть разновидность отношений людей между собой, направленных на развитие человека посредством воспитания, образования, обучения

Воспитательные отношения — это микроклеточка, где факторы внешние (воспитание, образование, обучение) сходятся с внутренними человеческими (самовоспитанием, самообразованием, самообучением). В результате такого взаимодействия происходит развитие человека, формируется личность.

РАЗВИТИЕ    
ВОСПИТАНИЕ САМОВОСПИТАНИЕ
ОБРАЗОВАНИЕ САМООБРАЗОВАНИЕ
ОБУЧЕНИЕ САМООБУЧЕНИЕ
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ    
Отношения Мировоззрение Поведение     Знания Умения Навыки   Преподавание Учение

Рис. Система основных педагогических категорий

  ВОСПИТАНИЕ     ОБРАЗОВАНИЕ   ОБУЧЕНИЕ

Происхождение названия педагогики - student2.ru

Наши рекомендации