Цели и задачи семинарского занятия в ВУЗе
Семинар (в переводе с латинского "рассадник") является одной из форм занятий по какому-нибудь предмету, он - логическое продолжение работы, начатой на лекции.Если лекция закладывает основы научных знаний, дает студенту возможность усвоить их в обобщенной форме, то семинары и практические занятия углубляют, конкретизируют и расширяют эти знания, помогают овладеть ими на более высоком уровне репродукции и трансформации. Эти формы учебного процесса способствуют закреплению умений и навыков самостоятельной работы, полученных в процессе работы над лекцией.Семинар – групповое занятие. Назначение его состоит в углубленном изучении конкретной дисциплины. Он развивает творческую самостоятельность студентов, укрепляет их интерес к науке, научным исследованиям, помогает связывать научно-теоретические положения с жизнью, содействуя выработке практических навыков работы. Вместе с тем семинары являются также средством контроля за результатами самостоятельной работы студентов, своеобразной формой коллективного подведения ее итогов.Участие в групповых занятиях расширяет общий, профессиональный и культурный кругозор студентов. Семинары – популярная форма организации учебного процесса, однако подготовка к ним является для студентов наиболее сложным видом самостоятельной работы.Каждое семинарское занятие – это итог большой целенаправленной самостоятельной работы студентов по заданиям преподавателя. В докладах и выступлениях будущих специалистов обобщаются результаты самостоятельных наблюдений и работы, проведенной ими над учебной и дополнительной литературой. Большое обучающее и развивающее значение семинарских занятий состоит в том, что они приучают студентов свободно оперировать приобретенными знаниями, доказывать выдвигаемые в их докладах и выступлениях положения, полемизировать с товарищами, теоретически объяснять жизненные явления.В.П. Стрезикозин разделяет семинарские занятия по содержанию на три основные группы. В одном случае их целью является углубленное изучение отдельных, наиболее важных, вопросов той или иной темы, в другом – всей темы, если материал ее не представляет больших трудностей, в третьем – обобщение всего изученного материала по большим темам или даже разделам учебной программы.Нужно отметить, что семинары характеризуются, прежде всего, двумя взаимосвязанными признаками:- самостоятельным изучением студентами программного материала;- обсуждением результатов их последующей деятельности.На них студенты учатся выступать с самостоятельными сообщениями, дискутировать, отстаивать свои суждения. Семинары способствуют развитию познавательных умений, повышению культуры общения. Эффективность семинарских занятий определяется не только умелым выбором их тем, но и методами проведения. В практике обучения получили распространение семинары:- развернутые беседы;- доклады;- рефераты;- комментированное чтение;- диспут;- решение задач;- и т. д.Семинар проводится со всем составом группы студентов. Преподаватель заблаговременно определяет тему, цель, задачи семинара, планирует его проведение, формулирует основные и дополнительные вопросы по теме, распределяет задания с учетом индивидуальных возможностей студентов и их желаний, подбирает литературу, проводит индивидуальные и групповые консультации, проверяет конспекты, формулирует темы докладов и рефератов.Наряду с перечисленными семинарами, где материал распределяется между отдельными студентами, целесообразно проводить и такие, на которых специальные докладчики не выделяются. Право выступления с сообщениями в этом случае предоставляется по желанию или по вызову преподавателя. Возможно и иное построение семинаров: все студенты готовятся по единому плану и изучают общий для всех объем материала, но отдельные получают дополнительные индивидуальные задания, углубляющие содержание вопросов, предусмотренных программой семинаров. Подготовка студентов к групповым занятиям требует большой работы. Поэтому детальный план каждого семинарского занятия должен объявляться и разъясняться учащимся заблаговременно: примерно за две-три недели до его проведения.Тема семинара и его план во многом определяют направленность занятия, форму его проведения, цели и задачи. Все зависит от того, насколько они ориентируют студентов на самостоятельность суждений, постановку вопросов, поиск ответов на них. Семинарское занятие не имеет никакого смысла, если выступления студентов сводятся к простому пересказу учебников без должного анализа и обобщения изучаемого материала.Доклады и сообщения на семинарских занятиях должны вызывать вопросы, желание выступить с дополнением или опровержением. Ход обсуждения сообщений на семинаре направляется преподавателем, чтобы внимание студентов не было отвлечено от того основного, что определено его темой. Но это ни в какой мере не исключает необходимости в ряде случае рассмотреть на семинаре возникшие в ходе обсуждения острые и волнующие вопросы. Они имеют большое познавательное и воспитательное значение, хотя и не предусмотрены планом занятия.Задачи преподавателя при подготовке и проведении семинара: составить и разъяснить студентам его план, направить их самостоятельную работу по подготовке к семинару (проведение консультаций, проверка подготавливаемых докладов и сообщений), руководить ходом обсуждения поставленных вопросов, выступать с заключением. Цель его – еще раз подчеркнуть условные вопросы темы, дать исчерпывающие ответы на возникшие у студентов вопросы, а если они были разрешены в ходе обсуждения, подтвердить найденное решение. При таком построении каждого семинарского занятия оно будет отличаться законченностью содержания. 2. Виды семинарских занятий в вузе Семинар может быть посвящен реализации всего комплекса учебных целей или, преимущественно, одной из них, или даже ее части.Однако в любом случае основной целью семинара является углубление (осмысливание) студентами теоретических вопросов темы и выработка правильного понимания ее прикладной значимости. Роль семинара как формы организации вузовского занятия исключительно велика, прежде всего, потому, что оно, по сути, организуется на основе максимального включения студентов в самостоятельную работу при подготовке к нему и столь же максимальной их активности в процессе обсуждения вопросов темы на самом занятии. В процессе подготовки к семинару студенты вырабатывают у себя такие важные навыки работы с литературными источниками, как отбор материала и его логическая обработка в соответствии с уяснением определенной проблемы, литературное оформление результатов при подготовке к семинару (составление плана, тезисов, конспектирование, выписки и т.д.).Цель семинара будет определять и наиболее эффективные в этом случае методы его проведения. В зависимости от целевой направленности и методов ее реализации семинарские занятия можно подразделить на такие наиболее общие их виды: конференция, семинар-беседа (собеседование), дискуссия, комбинированный семинар.Семинар-беседа – наиболее распространенный вид занятий. Он проводится в форме беседы по разработанному плану с кратким вступительным и заключительным словом преподавателя. Для общей предварительной подготовки учащимся дается 5-6 вопросов. В ходе семинара преподаватель ведет с ними беседу по этим вопросам, разбивая каждый на серию подвопросов, логически подводя их к обоснованию ответа, к формированию выводов. Специфическая цель этого семинара – формирование у студентов потребности в выработке собственной позиции, оценочных суждений о значимости усваиваемых знаний и умений.Дискуссия. На обсуждение выносится или проблемная ситуация, или 1-2 альтернативных вопроса. Дискуссия (от латинского discussio - исследование, разбор) чаще всего посвящается обсуждению наиболее сложных вопросов теории и практики, по которым нет однозначного мнения ученых. В ходе дискуссии студенты высказывают свои суждения и аргументировано их отстаивают. Специфическая цель этого семинара – формирование у студентов умений и потребности отстаивать свои взгляды, убеждения.Конференция (от латинского conferentia – собирать в одно место). Подготовка к конференции начинается заблаговременно. Заранее назначаются 2-4 докладчика, рецензенты, оппоненты. Остальные студенты готовят вопросы докладчикам, знакомятся с материалом темы, пишут рефераты. Распределение докладов и других видов работ может быть и групповым. На семинаре заслушиваются и затем обсуждаются доклады и некоторые рефераты.Специфическое целевое назначение такого семинара – формирование у студентов навыков самообразования.Каждый из вопросов семинара будет отличаться спецификой подготовки к нему, отбором и характером содержания, методикой организации работы учащихся на семинаре, ролью и деятельностью учителя, методами контроля и оценки.Любой вид семинара лишь тогда достигает своей цели, когда студенты тщательно подготовлены. Выяснив тему семинара, ознакомившись с рекомендованной литературой и заданиями, студент начинает свою работу по подготовке к семинару: 1) планирование работы: определяется объем литературы, методика подготовки к семинару, сроки выполнения;2) чтение литературы: начинается с основных источников (учебник, лекция) и заканчивается работой над дополнительной литературой;3) выписки: делаются по каждому пункту плана, отрабатываются записи лекций;4)составляется план выступления, готовятся цитаты, тезисы.План помогает студенту организовать свою работу над темой, делает его ответы более целенаправленными, логичными, последовательными, доказательными.Как уже отмечалось выше, на семинарах заслушиваются доклады и рефераты.По поручению преподавателя (или желанию) студенты заранее готовятся к выступлению в качестве докладчиков (содокладчиков) по конкретным вопросам изучаемой темы.В докладе выделяются три основные части:- вступительная, в которой определяется тема, ее методологическая сущность, структура и содержание, показывается, как она отражена в трудах ученых;- основная часть содержит изложение изучаемой темы (желательно в проблемном плане);- обобщающая – заключение.Продолжительность доклада не должна превышать 20-30 минут. Доклад должен быть убедительным и доказательным, включать в себя цитаты, характерные примеры, меткие выражения, при этом должна соблюдаться логика.Особое место занимает его обсуждение, после этого с заключительным словом выступает докладчик.Реферат (от латинского referre - докладывать, сообщать) – изложение сущности какого-либо вопроса. Рефератом (или публичным докладом) обычно называется доклад на заданную тему по определенным источникам; подробный пересказ содержания книги или целого ряда источников для информации о новой литературе. Хотя смысловое значение слова "реферат" переплетается со словом "доклад", реферат является более высокой формой творческой работы студента. Подготовка к реферату требует глубокого знания методологических и научно-практических аспектов изучаемой проблемы и вопроса, умение обстоятельно их анализировать. При защите реферата назначаются оппоненты, которые заранее читают его и готовят свои отзывы, отмечают достоинства и недостатки, делают замечания и дополнения по его содержанию. После выступления оппонентов в обсуждение включаются все студенты. Затем руководитель семинара анализирует работу группы, дает оценку реферату, высказываниям оппонентов и других выступающих.В проведении семинара используют и такие его формы, как диспут, дискуссия.Значение слова "диспут" (лат. disputare – рассуждать, разбирать, спорить) предполагает высокую умственную активность его участников. Семинар-диспут прививает студентам умения вести полемику, обдумывать обсуждаемый материал, защищать свои взгляды и убеждения; лаконично и образно излагать свои мысли, учить бороться с ошибочными, ложными взглядами, анализировать понятия и доводы, обнаруживать их слабость.