Эмпирические (практические) методы исследований
Эмпирическоепознание (от греч.) – это познание опытным путём. Результаты исследований на эмпирическом уровне выражаются в обобщении опыта, формировании правил, выработке норм педагогической деятельности, получении фактов, их анализе и систематизации.
К эмпирическим (практическим) методам исследования относятся:
1. наблюдение;
2. беседа;
3. интервью;
4. анкетирование;
5. тестирование;
6. хронометрирование;
7. экспертное оценивание;
8. педагогический эксперимент;
9. математико-статистические методы.
Наблюдение один из старых и испытанных методов педагогического исследования.
Метод наблюдения – это целенаправленное, планомерное и систематическое восприятие явлений и процессов, осуществляемое органами чувств или с помощью специальных приборов. Он носит созерцательный, пассивный характер, не влияет на изучаемые процессы, не изменяет условий, в которых они протекают и направлено на вскрытие существенных взаимосвязей и отношений в наблюдаемой действительности. Их визуальная оценка производится по определённой специально разработанной системе фиксаций (протоколы, карты, условные обозначения и т. п.). Этот метод может выступать как самостоятельно, так и в комплексе с другими в исследованиях явлений физической культуры и спорта. При фиксации важно не упустить побочные явления, обстоятельства внешнего и внутреннего порядка, влияющие на педагогический процесс.
Для того чтобы быть плодотворным методом познания, наблюдение должно удовлетворять ряду требованиям, важнейшими из которых являются: 1) планомерность, 2) целенаправленность, 3) активность, 4) систематичность.
Приступая к наблюдениям, необходимо определить: задачи наблюдения; объект, процесс, признак наблюдения; способ наблюдения; способ фиксации полученных данных; способ анализа результатов.
Педагогические наблюдения могут быть направлены на оценку:
· продолжительности процесса (периода, этапа, учебно-воспитательного процесса, тренировочного занятия или его части);
· величины и характера пространственных перемещений; количественной стороны процесса (количество занятий, повторений); содержания учебно-воспитательного процесса (решаемые задачи, используемые средства, методы, методические приемы и т.п.).
Кроме того, можно использовать методы наблюдения с объективной регистрацией наблюдаемых явлений, проводимых в виде киносъемок и видеосъемок. При их применении необходимо предварительно разработать схему расположения аппаратуры по отношению к объекту съемки, предусмотреть освещение, разметку поля съемки. Материалы киносъемки в дальнейшем используются для изготовления кинограмм,представляющих собой последовательную фиксацию положений занимающихся во время выполнения физических упражнений. Кинограмма – основной документ биокинематической схемы изучаемого упражнения, поэтому на ней обязательно указывают скорость съёмки и интервалы времени между изображениями поз, т.е. кадрами.
Наблюдение позволяет получить интересные данные об изучаемом, его характере, стиле жизни, наклонностях и деловых качествах. Оно может быть направлено на изучение отсроченных результатов обучения двигательным действиям, на изучение изменений в объекте в течение определенного времени.
Объектом наблюдения служит чаще всего процесс деятельности ребенка, педагога, родителя, студента и т.п. О ходе этого процесса судят, по словам, действиям, результатам выполнения заданий и указаний.
Наблюдение позволяет изучать явление в их естественном состоянии, целостно и расчленено.
К достоинствам метода наблюдения относятся: наблюдение реального педагогического процесса, происходящего в динамике; фиксация событий в момент их проявления; независимость наблюдателя от мнений испытуемых. Слабой стороной наблюдения является: субъективность восприятия явлений, относительная пассивность исследователя; сложность фиксирования фактов и последующей математической обработки; ограниченность объема наблюдений для одного исследователя [10, 11].
К возможным объектам педагогического наблюдения в области физической культуры и спорта можно отнести следующие:
· содержание учебного процесса (задачи, методы обучения и воспитания);
· средства физического воспитания и спортивной тренировки, их место в занятии, на этапе обучения и в периоде;
· поведение педагога и учащегося (спортсмена);
· продолжительность процесса (отдельного упражнения, занятия, этапа, периода и др.) и его количественная сторона (количество повторений, занятий, дней тренировок и др.);
· характер, величина тренировочной (физкультурной) нагрузки и её структурная взаимосвязь;
· элементы техники двигательных действий (их форма и характер выполнения);
· тактические действия;
· продолжительность и величина пространственных и временных характеристик (длина разбега, дальность полёта снаряда, длина дистанции и время ей преодоления и т.п.); количественная сторона процесса (темп движения, количество бросков, ударов, прыжков и др.);
· внешние условия среды (температура, сила и направление ветра, состояние места соревнований и т.п.).
Перед началом проведения педагогического наблюдения необходимо выполнить следующие процедуры:
· определить задачи наблюдения;
· наметить объекты наблюдения;
· подобрать способы фиксации результатов;
· выбрать методы анализа полученных результатов.
В зависимости от поставленных задач выделяют виды педагогических наблюдений: непосредственное, опосредованное, открытое, скрытое, длительное и кратковременное. При наблюдении исследователь может занимать три позиции: свидетель процесса, участник, руководитель.
Непосредственное наблюдение выполняется «изнутри», когда сам исследователь превращается в участника процесса, испытывая на себе всё то, что происходит с занимающимися. В этом случае исследователь получает дополнительную объективную информацию.
Опосредованное или косвенное наблюдение осуществляется через лиц, работающих по разработанным заданиям и программам. Ценный материал получают, когда производится комплексное наблюдение за разными сторонами педагогического процесса.
Открытое наблюдение протекает в присутствии посторонних лиц.
Скрытое наблюдение дает реальную картину педагогического процесса и осуществляется с помощью телевизионных установок с односторонней прозрачной стеной, прямой микрофонной связью для дистанционного управления; наблюдение за деятельностью педагога в естественных условиях (на спортивных площадках, во время соревнований, контрольных испытаниях и т.п.).
Длительные наблюдения предполагают фиксацию событий от начала до конца какого-либо процесса (урока, тренировки, цикла и т.д.).
Кратковременные (дискретные) наблюдения характеризуются тем, что в процессе их проведения изучается не всё педагогическое явление в целом, а лишь отдельные его этапы (например, разминка высококвалифицированного лыжника).
Для фиксации результатов наблюдения используют протоколирование (словесное или графическое описание, стенографирование), фотографирование, киносъемку, аудио или видеозапись.
При проведении исследования недостаточно только наблюдать и фиксировать то или иное явление или процесс. Необходимо обеспечить возможность последующего анализа и синтеза.
Наблюдение позволяет классифицировать факты, на основе заранее выбранных критериев, что является основой для обобщения и выводов. Для того чтобы каждое наблюдение имело чёткие границы и позволяло делать выводы, его результаты необходимо строго фиксировать в протоколах. Запись может быть: протокольной (воссоздающая всё увиденное); дневниковой (при длительном наблюдении); матричной (по заданной схеме).
В выборочном наблюдении значительно больше результатов, так как целенаправленное наблюдение и избирательная запись более экономны и эффективны. «Сплошное фотографирование» предлагает фиксировать всё, что происходит на уроке, тренировке, в другой деятельности. Записывая данные наблюдения необходимо указывать: время, учебное заведение, группу, класс; участников педагогического процесса; место действия, условия, при которых протекают события. Записи могут быть как словесными, так и в форме таблиц, схем.
Целенаправленное наблюдение даёт возможность собрать большое количество как позитивных, так и негативных фактов. Однако наблюдения не дают точного ответа на все поставленные вопросы, они создают лишь эмпирические познания. Эмпирические знания недостаточно достоверны, доказательны, а часто ошибочны. Задача исследователя преодолеть эти недостатки, сделать педагогические знания глубокими, достоверными, доказательными, чтобы, опираясь на них можно было более эффективно управлять педагогическим процессом.
Выделяют следующие этапы подготовки педагогического наблюдения:
· выбор объекта, постановка цели и задач наблюдения;
· получение разрешения на проведение наблюдения;
· составление плана наблюдения;
· подготовка документов и оборудования для наблюдения (инструкции, протоколы, аппаратура);
· сбор данных наблюдения (записи, протоколы, таблицы и т.д.);
· анализ результатов наблюдения;
· теоретические и практические выводы наблюдателя.