Понятие метода и методологии. Эмпирические, теоретические и общелогические методы научных исследований

Метод- «путь к чему-либо», или способ дея-сти субъекта в любой ее форме, в том числе и познавательной. Понятие «методология» употребл. в двух основных значениях:1)как сов-ость способов и приемов, применяемых в той или иной сфере деятельностии2)как учение о единстве методов или общая теория метода. Различаются три уровня методологии: философская, общенаучная, частнонаучная. Основн. функцией метода явл.организация и регулирование процесса познания. В этой связи метод является системой знаний, состоящ. из предписаний, принципов, требований, которые выступают в качестве ориентиров в решении конкретных познавательных задач и достижении опред. результата в познании или какой-либо другой сфере дея-сти. Главн. предназначение люб. метода заключ. в обеспечении приращения достоверного знания. Существует традиционная классификация, вкл.методы эмпирического и теоретического исследований, а так же общелогические методы. К методам эмпирического исследования относятся: Наблюдение – метод познания, заключающийся в целенаправленном изучении предметов и явлений в их естественных связях и условиях. Наблюдение всегда организуется на основе опред. идеи, гипотезы, концепции, а отбираются только те его результаты , которые либо подтверждают, либо опровергают исходные идеи. Эксперимент – такой метод исследования, когда изучаемые объекты, процессы целенаправленно изменяются или же преднамеренно создаются определенные, контролируемые условия их существования чтобы выяснить те или иные св-ва, особенности, связи этих объектов и процессов. Сравнение– метод познания, заключающийся в выявлении сходства или различий в совокупности однородных объектов или аналогичных характеристик одного и того же объекта на разных ступенях его развития. Описание – метод исследования, кот. состоит в фиксировании данных наблюдения и эксперимента с пом. естественного и искусственного языков, или же в форме схем, таблиц и т.д. Измерение – метод установления количественных хар-тик изучаемого объекта, процесса с пом. средств нахождения числового значения их параметров в принятых единицах. К методам теоретического исследования относятся: Формализация – метод познания, состоящий в отображении содержания знаний в знаково-символической форме, что позволяет установить структуру и закономерности представленной, таким образом, части реальности. Аксиоматический метод – способ построения научной теории, при кот. в ее основу кладутся, не требующие доказательства положения (аксиомы), а из них все остальные утверждения этой теории выводятся логически, посредством доказательств. Гипотетико-дедуктивный метод – метод познания заключающийся в создании системы дедуктивно связанных между собой гипотез, из кот. выводятся утверждения, сопоставимые с эмпирическими фактами. Восхождение от абстрактного к конкретному – метод исследования, заключающийся в движении мысли от исходной абстракции (неполного, неточного знания об отдельных сторонах объекта) к целостному, всестороннему воспроизведению объекта в более полном и точном знании.

К общелогическим методам относятся: Анализ– метод разделения объекта на составные части и их изучение относительно целого. Синтез– заключ. в соединении ранее выделенных для изучения элементов предмета в единое целое в целях получения нового, целостного знания. Абстрагирование– метод познания, состоящ. в мысленном отвлечении от некот. свойств изучаемого предмета с одновременным выделением интересующих исследователя свойств. Обобщение – сов-сть мыслительных процедур, заключающихся в установлении общих свойств и признаков предметов. Идеализация – метод мысленного конструирования абстрактных объектов не существующих в действительности и материальная форма реализации которых невозможна («идеальный газ», «абсолютно черное тело). Индукция– метод познания заключающийся в движении мысли от констатации единичного (фактов, опыта) к выявлению их общего свойства и обобщению в выводах, правилах. Дедукция – движение процесса познания от общих положений, правил о свойствах изучаемых объектов к заключениям частного характера, касающихся либо частей объекта, либо отдельных объектов, некоторых их свойств. Индукция и дедукция взаимодополняют друг друга. Моделирование – метод исследования, суть которого состоит в создании и изучении модели, заменяющей изучаемый объект, с последующим переносом на него полученной информации.

Наши рекомендации