Требования к оформлению

Оформление ВКР включает техническое оформление дипломной работы, иллюстраций и других материалов, которые потребуются студенту на защите (см. табл. 4). После окончания компоновки материалов исследования оформляется титульный лист (см. приложение 3) и составляется содержание, которое соответствует структуре работы.

Титульный листявляется первой страницей работы и заполняется по строго определенной форме.

Таблица 4

Оформление дипломной работы и подготовка к защите

Разделы   Способы выполнения
1. Оформление рукописи Предоставление печатного текста и электронного варианта дипломной работы, мультимедийной презентации, приложений.
2. Подготовка текста доклада для предзащиты ВКР Обсуждение текста доклада с научным руководителем, комиссией, на научно-практической конференции, заседании выпускающей кафедры.
2. Подготовка текста доклада на заседании государственной аттестационной комиссии (ГАК) Обсуждение текста доклада с научным руководителем, окончательная его доработка.
3. Представление дипломной работы к защите Сдача дипломной работы с отзывом научного руководителя и рецензией на кафедру не позднеедвух недель до защиты.
4. Процедура защиты Доклад на заседании ГАК по материалам дипломной работы и защита своих положений с использованием презентации.

На титульном листе указывается: Министерство образования и науки Российской Федерации, полное наименование университета, факультета, кафедры, на которой выполнена работа, название темы, фамилия и инициалы студента, указание на группу, в которой он (она) обучается, а также форма обучения (ОФО или ЗФО), фамилия, инициалы, ученая степень и звание научного руководителя, название города и год написания работы. Перенос слов, использование аббревиатуры на титульном листе не разрешаются, точка в конце названий не ставится (см. приложение 3).

После титульного листа на отдельном листе помещается содержание. Текст работы подразделяется на разделы, главы, параграфы, которые соответственно отражаются в оглавлении, то есть дается перечень названий всех разделов и подразделов, пунктов и подпунктов работы и указываются страницы, с которых они начинаются (см. приложение 4). Название разделов и подразделов должны соответствовать аналогичным названиям в содержании, но не должны совпадать с темой работы. Заголовки одинаковых ступеней рубрикации должны располагаться точно друг под другом, а заголовки каждой последующей ступени смещаются на 3-5 знаков относительно предыдущей ступени. Все заголовки должны начинаться с прописной буквы и не иметь точки в конце. Заглавными буквами пишутся слова: СОДЕРЖАНИЕ, ВВЕДЕНИЕ, НАЗВАНИЯ ГЛАВ, ЗАКЛЮЧЕНИЕ, ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ, СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, ПРИЛОЖЕНИЯ. Слова «глава», названия параграфов пишутся прописными буквами. Указанные требования предъявляются и к тексту. Последнее слово каждого заголовка соединяются отточием с соответствующим номером страницы в правой части оглавления.

Заголовки необходимо формулировать кратко. Они должны отражать содержание главы или параграфа. В подчиненных заголовках не должно повторяться то, о чем уже говорилось в основном заголовке.

Главы и параграфы нумеруются арабскими цифрами.

В настоящее время чаще всего применяется цифровая система нумерации, в соответствии с которой номера самых крупных частей научного произведения, например, глав, состоят из одной цифры (например, Глава 1), номера параграфов как составных частей (вторая ступень деления) – из двух цифр (например, 1.1), подпараграфов (третья ступень деления) – из трех цифр (например, 1.1.2.).

Текстовый материал

Текст дипломной работы печатается на стандартных листах формата А-4 с одной стороны через полуторный межстрочный интервал, набирается шрифтом New Times Roman 14 кеглем. Поля - 2,5 сантиметра со всех сторон. Номера страниц печатаются 12 кеглем внизу в середине страницы. Все страницы дипломной работы нумеруются в нарастающем порядке, начиная с титульного листа, но номер страницы на титульном листе и содержании не проставляется, поэтому раздел «ВВЕДЕНИЕ» начинается с третьей страницы.

Каждая глава должна начинаться с нового листа, на котором вверху по центру заглавными буквами жирным шрифтом пишется название главы. Название отдельных частей главы пишется по центру прописными буквами жирным шрифтом. Между заголовком и текстом оставляется промежуток в 2 интервала.

В тексте необходимо выдерживать единство терминологии, условных обозначений и символов.

Объем текста строго не ограничивается; обычно он находится в пределах 60 страниц машинописного текста. Текст работы печатается с абзацами. Абзацами надо выделять обособленные по смыслу части текста, тесно связанные между собой предложения.

Для подтверждения собственных доводов ссылкой на авторитетный источник или для критического разбора последнего используются цитаты. Текст цитаты заключается в кавычки и должен полностью соответствовать подлиннику – сохранять его особенности, в частности, орфографию, пунктуацию и шрифтовые выделения.

Цитирование должно быть полным, без произвольного сокращения цитируемого текста. Пропуск слов, предложений допускается без искажения цитируемого текста и обозначается многоточием.

Как при прямом, так и непрямом цитировании (при пересказе, при изложении мыслей других авторов своими словами) следует делать соответствующие ссылки на первоисточник.

Характерные недочеты в оформлении текста:

- отклонение от темы, подмена ее другой;

- неоправданно большая вступительная часть, отсутствие четких выводов;

- неумение выделить абзацы, указывающие на определенные этапы в изложении мысли;

- разного рода грамматические и стилистические ошибки.

Цифровая информация

Наряду с текстовой в дипломных работах значительное место занимает цифровая информа­ция, чаще всего оформляемая в виде таблиц, которые должны отличаться компактностью и иметь единообразие в построении. Каждая таблица нумеруется и имеет название. Слово «Таблица» (сокращать нельзя) и порядковая цифра (без знака №) пишутся в правом верхнем углу; ниже, посередине строки, размещается на­звание таблицы строчными буквами и еще ниже - сама таблица.

В тексте на все таблицы должны быть ссылки. Когда в работе всего одна таблица, то слово «Таблица» пишется полностью. В остальных случаях - сокращенно, например: «В табл. 2».

Если таблица разрывается, то есть часть таблицы смещается на следующий лист, необходимо вверху нового листа сделать надпись «Продолжение таблицы….» (без кавычек).

Графический материал

Ценным дополнением к статистическо­му анализу и обобщению результатов являются иллюстрации (рисунки). Они могут быть в виде графиков, схем, диаграмм, фотографий. Рисунки имеют отдельную нумерацию. Подпись к рисунку делается внизу в следующем порядке: сокращенное слово (Рис.), порядковый номер рисунка (без знака №), точка, название рисунка с заглавной буквы, в конце названия точка не ставится, Располагать иллюстрации в работе необходимо непосредственно после ссылки в тексте, например (рис. 63), в которой они упоминаются впервые, или на следующей странице, если в указанном месте они не помещаются.

Наиболее часто результаты исследований представляются в виде диаграмм и графиков, которые оформляются также как рисунки и имеют единую с ними нумерацию.

Список литературы

Существуют различные способы группировки литературы в предлагаемом списке. Как правило, наиболее приемлемым вариантом группировки для дип­ломной работы, является список литературы, который составляется в алфавитном порядке и помещается на отдельном листе. Данный раздел содержит перечень работ, на которые есть ссылки в тексте (главным образом в литературном обзоре) дипломного исследования.

При алфавитной группировке описания книг и статей располагаются в общем алфавите фамилий авторов и заглавий книг и статей (если автор не указан). По такому списку легко установить, все ли работы того или иного автора учтены в нем.

Необходимость сквозной порядковой нумерации литературных источников появляется уже на предварительной стадии работы, когда мы имеем дело еще с рабочей картотекой. По завершении работы автору работы необходимо тщательно выверить все описания на предмет достоверности, приводимых в них сведений и ссылок, установить окончательную порядковую нумерацию.

Список литературы содержит библиографические описания использованных источников. По нему можно судить о степени осведомленности исследователя в имеющейся литературе по изучаемой проблеме.

Список должен включать в себя литературные источники, на которые есть ссылки в тексте. Он составляется в алфавитном порядке, при этом сначала идут публикации на русском языке, затем – на иностранном и ссылки на интернет-сайты. Список литературы должен быть представлен не менее 50 источниками и включать научно-методические публикации (в том числе публикации, представленные в журналах, за последние пять лет), соответствующие теме дипломного сочинения.

В зависимости от типа источника его оформление имеет свои технические особенности. Ниже приведены образцы оформления основных видов публикаций в соответствии с ГОСТ 7.1-2003 [8]:

1. Книги одного автора:

Новиков, Д.А. Статистические методы в педагогических исследованиях (типовые случаи) / Д.А. Новиков. - М.: МЗ - Пресс, 2004. – 67 с.

2. Книги двух или трех авторов:

Айвазян, С.А. Прикладная статистика и основы эконометрики / С.А. Айвазян, В.С. Мхитарян. - М.: ЮНИТИ, 1998. – 122 с.

3. Книги 4-х авторов и более авторов:

Современные методы исследований в спорте: учеб. пособие / В.Г. Алабин, В.Г.Семенов, В.П.Филин и др.; под. ред. В.П.Филина. – Харьков, 1994. – 132 с.

4. Книга под заглавием (без автора):

Психическое развитие младших школьников: экспериментальное психологическое исследование / под. ред. В.В. Давыдова. - 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Педагогика, 1990. – 160 с.

5. Сборники статей и труды:

СГАФКСиТ. Сб. научных трудов молодых ученых. Вып.3 / СГАФКСиТ – Смоленск, 1999. – 224 с.

6. Законодательные материалы:

Российская Федерация. Конституция (1993): офиц. текст. – М.: Маркетинг, 20001. – 39 с.

7. Диссертации и авторефераты:

Аверьянова, Н.И. Комплексная оценка состояния здоровья детей, занимающихся плаванием: дис. … канд. мед. наук: 06.11.90. / Аверьянова Нина Ивановна. – М., 1990. - 180 с.

Берсенева, А.П. Принципы и методы массовых донозологических обследований с использованием автоматизированных систем: автореф. дис. … докт. пед. наук: 25.09.91. / Берсенева Анна Петровна. – Киев, 1991. – 27 с.

8. Стандарты:

ГОСТ 7.1-2003. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления. - Введ. 2003-01-01. – М.: Межгос. совет по стандартизации метрологии и сертификации, 2003. – 106 с.

9. Многотомные издания:

Петров, В. И. Справочник инструктора по физической культуре. В 3-х т. Т. 2 / В. И. Петров, под ред. И. Н. Жестковой. – 8-е изд., перераб. и доп. – М.: Новая школа, 1999. – 880 с.

10. Монография:

Оценка физического развития детей республики Татарстан: монография/под. ред. Н.Х.Амирова, Х.А.Бекмансурова. – Казань – Набережные Челны, 1993. – 232 с.

11. Статья из журнала:

Лазарев, В.С. Управление образованием на пороге новой эпохи/ В.С.Лазарев//Педагогика. – 1995. - № 5. – С.12-18.

12. Статья из сборника:

Спирин, Л.Ф. Характеристика уровней общепедагогических умений в процессе их формирования у студентов/Л.Ф.Спирин//Психолого-педагогические проблемы подготовки специалиста. Материалы межвуз. конференции молодых исследователей Ярославской области. 13-16 ноября 1983 г. / ЯГУ – Ярославль, 1983. – С. 84-86.

13. Электронные ресурсы:

Николаева, Н.И. Совершенствование высшего физкультурного образования России/Н.И.Николаева/ - М.: РГУФКСиТ, 2007. - http: // www.niiito.ru/edu/stniko1011

Кузин, В.В. Позиционирование физкультурных вузов России / В.В.Кузин, М.Е.Кутепов, В.А.Борисов //Теория и практика физ. культуры. – 2004. - № 9. - http: lib.sportedu.ru/press/tpfk/2004№9/р40-43.htm

Что такое волонтерство? [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.world4u.ru.

14. Статья из иностранных источников:

Granovetter, M. Economik Action and Social Structure / M. Granovetter // American Journal of Sociology. - 1985. – N 91. – P. 481-510.

Наши рекомендации