Итоговая аттестация по РЯ (ГИА, ЕГЭ)
Формой итоговой отчетности выпускников является и единый государственный экзамен (ЕГЭ). По учебным предметам учащимся предлагается вариант единого на всей территории РФ контрольного «верительного материала (КИМ), имеющего три части: часть А включает тестовые задания, часть В — письменный ответ на заданные вопросы, часть С — задания повышенной сложности. ЕГЭ по каждому предмету оценивается по 100-балльной системе, причем количество баллов, соответствующее привычной пятибалльной шкале оценок, устанавливается для каждого предмета и каждый год.
Для пояснения установок ЕГЭ по русскому языку приведем часть документа Департамента общего образования Минобразования России «Спецификация экзаменационной работы по русскому языку для выпускников 11 класса средней (полной) общеобразовательной школы. ЕГЭ, 2003 г.»:
«Назначение работы — дифференцировать выпускников средней школы по уровню подготовки по русскому языку с целью итоговой аттестации и отбора для поступления в вузы».
Структура экзаменационной работы
В работу по русскому языку включены задания с выбором ответа из 4 предложенных (33 задания), 7 заданий открытого типа, требующих краткого ответа учащегося, и одно задание открытого типа развернутым ответом (сочинение-рассуждение).
Экзаменационная работа по русскому языку состоит из трех частей.
Часть 1 (А1-АЗЗ) содержит задания с выбором ответа.
Часть 2 (В1-В7) содержит 7 заданий, требующих краткого ответа. Все задания этой части проверяют умение анализировать Часть 3 (Cl) — это задание открытого типа с развернутым ответом (сочинение-рассуждение), проверяющее умение создавать собственное высказывание на основе предложенного текста.
Распределение заданий экзаменационной работы по содержанию и видам деятельности
Экзаменационная работа по русскому языку проверяет знания, умения и навыки по основным содержательным разделам учебного предмета в соответствии с тем объемом и значимостью, которые определены для этих разделов в нормативных документах. По своему содержанию и структуре экзаменационная работа является своеобразной матрицей изучаемого курса.
В работе по русскому языку пропорционально представлены основные разделы и аспекты курса. КИМы для ЕГЭ содержат задания, проверяющие подготовку выпускников по всем основным содержательным линиям школьного курса. Они проверяют:
-знания из области фонетики, лексики, словообразования, морфологии, синтаксиса; речеведческие знания:
-текст как речевое произведение; смысловая и композиционная целостность текста; последовательность расположения частей текста;
-типы речи: повествование, описание, рассуждение;
-стили речи: разговорный, официально-деловой, публицистический, научный, художественный;
-отбор языковых средств в тексте в зависимости от темы, цели, адресата и ситуации общения;
-знание основных орфографических и пунктуационных правил;
-специальные учебные умения (владение способами действия с языковым материалом на основе понятий и правил);
-владение нормами литературного языка (орфоэпическими,лексическими,морфологическими,синтаксическими,стилистическими)
- умения, связанные с разными видами речевой деятельности (чтением и письмом). Задания, включенные в экзаменационную работу, также промеряют владение различными видами деятельности:
-умения применять знания в знакомой ситуации (блок заданий А);
-умения применять знания в измененной ситуации (блок заданий В);
-продуктивные умения (творческая работа) — блок С.
Распределение заданий экзаменационной работы по уровню сложности
Задания в экзаменационной работе располагаются по нарастающей степени трудности.
Все задания 1 части работы (А1 — АЗЗ) проверяют усвоение учащимися базового уровня по предмету.
Все задания 2 части работы (В1 — В7), проверяющие умение (анализировать текст, относятся к повышенному уровню сложности.
Задание С1 (написание сочинения-рассуждения) характеризуется высоким уровнем сложности.
Варианты экзаменационного теста равноценны по трудности, одинаковы по структуре, параллельны по расположению заданий: под одним и тем же порядковым номером во всех вариантах работы находится задание, проверяющее один и тот же элемент содержания.
Время выполнения работы. На выполнение экзаменационной работы отводится 3 часа (180 минут). Система оценивания отдельных заданий и работы в целом. За выполнение экзаменационной работы выпускник получает две отметки: в аттестат об окончании средней школы — по 5-балльной шкале и в сертификат для поступающих в вуз — по 100-балльной шкале.
За верное выполнение каждого задания 1 и 2 части ученик получает 1 балл. За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов.
Критерии оценки задания с развернутым ответом С1 (сочинения-рассуждения) выявляют уровень сформированное комплекса продуктивных речевых умений и навыков выпускников:
- понимать и интерпретировать прочитанный текст;
- определять основную мысль и подчинять ей свое высказывание;
- выстраивать композицию текста;
- выбирать нужный для данного случая стиль и тип речи;
- отбирать языковые средства, обеспечивающие точность, коммуникативную целесообразность и выразительность речи;
- соблюдать нормы литературного языка, в том числе орфографические и пунктуационные.
Кроме того, самостоятельно составленный учащимся текст дает возможность судить о способности ученика выразить и аргументировать свою точку зрения.
Это задание оценивается по 10 критериям:
- анализ содержания исходного текста (от 0 до 2 баллов);
- правильность фактического материала (0-1 балл);
- отражение позиции ученика (от 0 до 2 баллов);
- анализ формы исходного текста (от 0 до 2 баллов);
Речевое оформление сочинения-рассуждения оценивается по следующим критериям:
- композиционная стройность (от 0 до 2 баллов);
- богатство речи (от 0 до 2 баллов);
7-10 — практическая грамотность (от 0 до 12 баллов).
Максимальный балл, который может получить ученик за выполнение всей письменной работы, — 23.
*Сумма баллов, полученная за выполнение заданий трех частей, является основой для выдачи сертификата, который может быть использован при поступлении в вуз.
Дополнительные материалы и оборудование не используются.
Условия проведения экзамена и проверки экзаменационной работы: На экзамене по русскому языку в аудиторию не допускаются специалисты-филологи.
После проведения экзамена бланк ответов части 1 и 2 сканируется, а бланк ответов для части 3 передается экспертам-специалистам по русскому языку для проверки.
Рекомендации по подготовке к экзамену При подготовке к экзамену рекомендуется использовать учебники, имеющие гриф Министерства образования РФ.
ТиМОРЯ как наука
Методика преподавания русского языка – это педагогическая наука, которая изучает цели обучения школьников русскому языку и формирование у них языковых и речевых навыков и умений.
Предметом методики преподавания русского языка является процесс обучения, воспитания и развития учащихся на уроках русского языка.
Процесс обучения включает:- содержание обучения;
- деятельность учителя по отбору и подаче материала, организация учебного процесса;
- деятельность учащихся.
Методика обучения русского языка как наука решает 4 задачи:
1) «зачем учить»: определяет цели, задачи обучения);
2) «чему учить»: определяет содержание программы, УМК, школьных учебников по русскому языку);
3) «как учить»: разрабатывает методы и приемы обучения,
конструирование (построение) уроков русского языка;
4) «как контролировать усвоенное».
Задача курса «Теория и методика обучения русскому языку»: дать студентам минимум теоретических и практических сведений, которые послужат основой усвоения секретов методического мастерства, профессиональной подготовки учителя-словесника. Методика обучения русскому языку развивается на стыке следующих наук: философии, психологии, лингвистики, педагогики.
Философия обеспечивает методологические основы методики, понимание целей и задачей обучения: мировоззрение, интеллект, познание мира и др.
При подготовке уроков учитель учитывает психологические основы учебного процесса: возрастные особенности учащихся, формирование памяти, внимания, мышления, творческих способностей школьников, мотивации обучения и т. д. На уроках русского языка изучаются все его уровни, учащимся сообщаются знания о языке, поэтому учитель должен быть компетентен в вопросах лингвистики.
Методика русского языка, являясь отраслью дидактики, использует основные понятия педагогики: принципы обучения, методы, цели обучения, межпредметные связи, урок, учебник и др.
4. Процесс обучение представляет систему. Система – это множество элементов с отношениями и связями между ними, образующих целостность. Составными элементами системы обучения русскому языку являются - цели обучения;
- принципы обучения;
- содержание обучения;
- процесс обучения;
- методы обучения;
- средства обучения.
Все перечисленные элементы системы обучения русскому языку являются взаимосвязанными, взаимообусловленными. Изменение одного из элементов ведет к изменению системы в целом.
Выводы: Итак, определяя предмет, цели и задачи курса «Теория и методика обучения русскому языку», мы отметили, что указанные категории являются важными для формирования профессиональных знаний учителя-словесника. Для осуществления качественного процесса обучения будущемуучителю необходимо знакомство с педагогическим наследием выдающихся уебных-лингвистов и методистов.
При подготовке уроков русского языка учитываются и межпредметные связи со следующими науками: философией, лингвистикой, психологией, педагогикой.
Процесс обучения русскому языку представляет собой систему, которая включает цели, принципы, содержание, процесс обучения, методы и средства обучения, которые подробно нами будут рассмотрены в дальнейшем.
Содержание. Лингвистикой (наукой о языке) определяется содержание и характер изучаемого в школе материала: выбор приемов обучения зависит от характера языкового явления. Постоянное развитие лингвистической науки влечет за собой изменение в содержании обучения, что способствует развитию ,методики.
В последние годы лингвистика сосредотачивается на описании внутренней организации системы языка, с точки зрения как та или иная языковая единица служит выражению мысли, т. е. Коммуникативного назначения языка. В методике широко используются теоретические положения современной лингвистики: разграничение языка и речи, речеая деятельность, виды речевой деятельности, коммуникативные качества речи и т.д. Изучение русского языка в школе предполагает не просто овладение определенной суммой знаний о языке и системой соответствующих умений и навыков, но и речевое развитие школьников. В связи с этим содержание курса представляет собой единство процесса усвоения основ лингвистики, элементов современной теории речевого общения, теории речевой деятельности и процесса формирования умений нормативного, целесообразного, уместного использования языковых средств в разнообразных условиях общения.
Подход к языку с точки зрения речевой деятельности определяет и внимание к содержательной стороне языка, к семантике. Большое значение для методики имеет функционально-семантическое направление лингвистики, в соответствии с которым учащиеся должны овладеть языковыми средствами как способами выражения того или иного содержания, смысла. Функциональность языковых средств предполагает тесную связь грамматической формы и значения.
Такой подход формирует у школьников способность полноценно и многогранно воспринимать языковое явление – в единстве трех его сторон (значение – форма – функция). Традиционная формула что есть что обогащается подходом что используется, где, зачем, как. При этом формируется способность не только опознавать и анализировать языковые явления, но и правильно, стилистически уместно, выразительно употреблять их в собственной речи.
Итак, коммуникативный и функционально-семантический подход в изучении русского языка в школе опирается на достижении лингвистической науки.