Познакомьтесь с методами и приемами изучения лексики. Приведите примеры упражнений, в которых данные методы и приемы реализуются
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОГО ЗНАЧЕНИЯ
1. Обращение к толковому словарю, знакомство с принципами организации словарных статей.
2. Обращение к изображению (слайд, рисунок и т.д.). Зачем?
3. Словесное описание учеником денотата (внешние и внутренние свойства, значение в жизни, роль в конситуации).
Дружба – это хорошее отношение к другому человеку, желание всегда помочь ему, делать с ним общие дела (учиться, играть), доверять ему свои сокровенные мысли и чувства и рассчитывать, что он так жк будет к тебе относиться. Это очень важно – иметь в жизни настоящего друга. (Ира Круглова, 5 класс).
4. Морфемный анализ с выяснением значения каждой морфемы и уточнения понимания лексемы.
5. Этимологический анализ (по морфемам, словарям)
Закон – исторически выделяется общеславянский корень «конъ» – «граница, начало, конец», с приставкой за- образует значение «то, что изначально установлено, за границей обсуждения» (Шанский Н.М., Боброва Т.А. Этимологический словарь РЯ. М., Прозерпина, 1994. С. 92)
Квартира – пришло из польского kvartera – «жилище, постой для военных», от латинского корня kvartus – «четвертый», т.е. в значении слова обнаруживается историческое явление, которое фиксирует норму выделения жилья военным под постой – «четверть» (Шанский Н.М., Боброва Т.А. Этимологический словарь РЯ. М., Прозерпина, 1994. С. 128.)
Работа с происхождением слова расширяет не только знания о языковых явлениях, но и общекультурные сведения, вырабатывает навык обращения к культурным источникам.
6. Построение лексической парадигмы слова/фразеологизма (антонимы, синонимы, словообразовательное гнездо).
7. Определение значение фразеологизма по контексту.
8. Определения соответствия семантики и стилистики фразеологизма семантике и стилю текста.
МЕТОД НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ЯЗЫКОВЫМ МАТЕРИАЛОМ
1. Сравнение слов в синонимическом ряду и определение их стилистической принадлежности.
Определите стилистическую принадлежность синонимов пометами: общеуп., разг., прост., книж., разг.
Учение (общеуп.), обучение, преподавание (книж.), выучка, учеба (разг.); столько (общеупотр.) – стока, столечко (прост.); столовая (общеупот.), - столовка (прост.)
Сделайте вывод об уместности употребления разговорных и просторечных слов.
2. Сравнение слов в синонимическом ряду и выделение слов с экспрессивной (эмоциональной) окраской: белый – беленький, сказать – сболтнуть, симпатичная – смазливая, очаровательная.
МЕТОД ЛЕКСИЧЕСКОГО РАЗБОРА
Систематическое использование лексического разбора создает условия для:
· постоянного повторения лингвистических понятий по разделу и обобщения знаний;
· работы по развитию речи, формирования точного словоупотребления с учетом значения, стилистической и эмоционально-экспрессивной окраски, сочетаемости.
Алгоритм лексического разбора слова:
1. Определяем по контексту значение. Однозначное или многозначное?
2. Значение прямое или переносное?
3. Общеупотребительное или ограниченного употребления.
4. Входит в активный или пассивный словарь.
5. Происхождение слова: исконно русское или заимствованное.
6. Наличие омонимов (омофоны, омографы, омоформы).
7. Наличие синонимов.
8. Наличие антонимов.
9. Стилистическая принадлежность: книжное, нейтральное, разговорное.
Лексический разбор текста способствует наблюдению над употреблением в речи лексических единиц. Важно не только констатировать лингвистический факт, но и выявлять, чем мотивировано данное словоупотребление.
Алгоритм лексического разбора текста:
1. Уточнение ЛЗ незнакомых слов путем подбора однокоренных, анализа состава слова, словообразовательного и этимологического анализа.
2. Верность и точность словоупотребления (составление синонимического ряда, чтобы на основе эксперимента показать целесообразность выбора данного слова).
3. Обоснованность употребления архаизмов, историзмов, неологизмов.
4. Предупреждение лексических ошибок (нелитературной лексики, стилистически неоправданной тавтологии, плеоназмов).
5. Обусловленность лексического состава текста жанровыми и стилевыми особенностями текста.
6. Индивидуальные особенности использования автором лексических ресурсов.
7. Значение и стилистическая роль фразеологизмов.
МЕТОД КОНСТРУИРОВАНИЯ
1. Расположение лексем по семантическим разрядам:
– родовые и видовые отношения;
– слова, относящиеся к одной сфере употребления;
– слова одной тематической парадигмы и т.п.
2. Составление текста с избранной лексемой (или группой лексем) для передачи понимания ее лексического значения.
3. Самостоятельное составление словарной статьи.
МЕТОД ИГРОВОЙ
Игра развивает сообразительность и внимание
1. Запиши предложение: Я в лес - и он влез, я за вяз – и он завяз.
2. Вопросы, содержащие каламбуры:
Какой это овощ, если он еще и оружие? (лук)
На бал кони ходят?
Ел старик хлеб сухой. Откуда же кости?
Со сна садиться в ванну?
Фрукты и камни-самоцветы, одно названье – разные предметы. (гранат)
В бою рубят, а после развлекают. (шашки)
3. В чем секрет шутки?
Жаль, что и близкие иногда бывают недалекими.
Дети – цветы жизни, не давайте им только распускаться.
Греки своими носами пробивали корабли персов.
МЕТОДИКА ЛЕКСИКИ
Лексика, как известно, с одной стороны,— это раздел науки о языке, изучающий его словарную систему, с другой — совокупность всех слов языка. Лексике (лексикологии) как разделу науки о языке в методике русского языка соответствует методика лексики, а лексике как совокупности всех слов языка (словарному составу) — методика обогащения словарного запаса учащихся (см. о ней специальную главу в данной книге).