Педагогика как искусство
Итак, мы с вами показали, что педагогика является частью общечеловеческой культуры, определили особенности педагогики как науки: назвали и объект и предмет, законы, теории и принципы.
Рассмотрим особенности педагогики как искусства. Определение искусства многоаспектно. Обратившись к словарю [48], находим определение: "Искусство - знание дела. Само дело, требующее такого умения, мастерства".
Значит, говоря о педагогике как области искусства, мы по всей вероятности должны вести речь об умении, мастерстве педагога.
В естественно-научном познании личностные качества ученого, оценки не имеют решающего влияния на результаты его деятельности. Но в педагогической науке, педагогической деятельности личность педагога, его талант, мастерство (или их отсутствие) имеют решающее значение.
Чисто практическую педагогическую деятельность называют "искусством, созданным на научной основе". Педагогическая деятельность каждого конкретного педагога, каждого конкретного педагогического коллектива является искусством в той мере, в которой в эту деятельность вкладывается творческий потенциал.
Наука и искусство принципиально отличаются способами распространения. Науку нужно изучать, и иначе ее не постигнешь. А искусство можно перенять; миллионы людей воспитывают своих детей, достигая прекрасных результатов, не изучая науку, а перенимая искусство растить детей у своих родителей и близких. Иначе говоря, педагогику можно назвать наукой о развитии таланта к воспитанию детей. Педагогика - единственная наука, которая признает тайну, интуицию, судьбу, оставаясь при этом строгой наукой.
Влияние личности педагога на педагогическую деятельность особенно велико и существенно уже потому, что воспитание включает в себя межличностные отношения, индивидуальный облик воспитателя, чутье, интуицию, находчивость, такт и многие другие субъективные качества, которые выступают как реальные и действенные факторы искусства воспитания.
Педагогическая наука не может предусмотреть это бесконечное множество конкретных ситуаций, дать указания для каждого отдельного затруднения. Это противоречие разрешает практическая педагогическая деятельность.
Педагогика фиксирует типичные обстоятельства и типичные трудности, содержит богатый арсенал педагогических средств, анализирует условия их успешного применения. Педагог - мастер извлекает из этого богатства то, что ему требуется: применительно к особенностям каждого индивидуального случая он действует творчески.
Таким образом, мы приходим к пониманию того, что педагогическое искусство есть ничто иное, как педагогическое мастерство учителя. "Мастерство как комплекс свойств личности, обеспечивающих высокий уровень самоорганизации профессиональной деятельности", по мнению И.А. Зязюна[49], включает в себя комплекс свойств личности:
1. Гуманистическая направленность, выраженная в его активной позиции при выстраивании педагогического процесса;
2. Профессиональные знания, дающие ему глубину, основательность, осмысленность действий;
3. Педагогические способности, обеспечивающие скорость его совершенствования;
4. Педагогическая техника, опирающаяся на знания и способности, позволяет все средства увязать с целью, сделать педагогическую деятельность гармоничной.
Для нас представляют интерес «алгоритмы» педагогического мастерства, которые приводит Ю.П. Азаров, придающий большое значение организации игры («игровой магии»). «Один «алгоритм»: я переходил на таинственный шепот. Реакция: напряжение на лицах, внимание. Другой «алгоритм»: употребление выражений «впервые в жизни», «сказочно», «необыкновенно». Реакция: недоверие — знаем, мол. Третий «алгоритм»: «выдача» точных и потрясающих фактов: «За вами ночью заедет машина ГАЗ-69. Ничего нельзя записывать. Цвет машины защитный. Шофер дядя Петя». Реакция: всех бросает в радостную дрожь, кто-то обнимает приятеля. «Алгоритм» четвертый: «О родителях не беспокойтесь; они уже предупреждены и дали согласие». И снова — детали: «Мама Подгорного дала согласие, а мама Иванова завтра в 12.00 скажет о своем решении... А теперь запоминайте, что нужно взять с собой...» Реакция: восторг и ошарашенность: где это видано, сроду такого не было! «Алгоритм» пятый: «У нас мало времени' на размышления. Кто не думает играть, пусть сейчас откажется». Реакция: все смотрят друг на друга, и в глазах и во всем облике решение: «Ни за что не откажусь!» Еще «алгоритм»: «Кто сомневается в своих силах, пусть скажет «нет». Задания многим покажутся неинтересными, трудными (любопытно: в такой ситуации малоинтересное вызывает особый интерес). Реакция: сомкнутые губы, напряженные мускулы мальчишек, расправленные мужественно худенькие плечики девчонок: «Как можно спрашивать? Готовы к любым заданиям». «Алгоритм» последний (исключительно для скептиков): «Я ничего от вас скрывать не хочу: это игра и она требует выполнения правил». Реакция: нет скептиков!»[50]
Задание: Вспомните множество игр, в которых вам довелось принимать участие. Опишите их, выделив агоритмы «игровой магии». Расскажите о них на семинаре в своей группе. |
Анализ современной педагогической теория и практики позволяет установить, что в работе каждого воспитателя, который стремится стать мастером, повторяется ряд типичных умений. Ю.П. Азаров на основе опроса различных групп учителей и руководителей школ определил группу умений, которые характеризуют педагогическую деятельность как творческую:
- умение правильно воспринимать те процессы, которые происходят в мире детей, каждого отдельного ребенка в различных педагогических ситуациях;
- умение анализировать соотношение «цель — средства — результат» применительно к выбору ситуации;
- умение организовывать жизнь детей;
умение требовать и доверять;
- умение быстро ориентироваться и переключать внимание;
- умение играть с детьми;
- умение оценивать ситуацию с различных сторон;
- умение из многообразия педагогических фактов выделить существенное;
- умение в случайном факте увидеть существенное;
- умение в одной и той же ситуации пользоваться разнородными приемами воздействия;
- умение точно передавать свои настроения, чувства и мысли словом, мимикой, движениями[51].
Интересен пример мастерства убеждающего воздействия замечательного советского педагога А.С. Макаренко, приведённый в воспоминаниях ученика и последователя С.Г. Калабалина:
«В 1920 году 20 декабря я впервые встретился с Антоном Cемёновичем. В тюрьме.
Привели меня в кабинет начальника тюрьмы. Раньше, когда надзиратель водил меня в этот кабинет, он всегда сильно толкал в спину, а я не обижался, считал, что это у него такая «толкательная» специальность. Хотя на этот разон меня слабо толкнул, я, увидев в кабинете постороннего человека, протестующе оглянулся, и только из этого движения моего Макаренко заключил, что перед ним мальчик гордый, с самолюбием. Он подошел ко мне и несколько наивно спросил:
— Правда, что тебя Семёном зовут?
— Правда.
— Так это чертовски здорово! Мы с тобой почти тезки — меня Антоном Семёновичем зовут.
Это было сказано так хорошо, так по-человечески, подкупающе звучало! Антон Семёнович продолжал:
— Ты меня извини, голубчик, что из-за меня тебя сюда попросили.
Слово «голубчик» я воспринял как иностранное слово, потому что до си пор слышал только всякую ругань. Ко мне обращались в тюрьме только такими словами: «бандюга», «ворюга», «негодяй» и т. д., а тут вдруг такие речи: «голубчик», «извини»…
— Извини, что я тебя побеспокоил.
— Ничего,— говорю.
Антон Семёнович продолжает:
— Видишь ли, я организую очень интересное дело и хочу, чтобы ты принял в нём участие.
И я подумал «Надо согласиться с просьбой такого приятного человека». Я сказал:
— Согласен. Он говорит:
— Вот хорошо, вот спасибо. Если есть у тебя вещи, забирай их, и пойдём! Я ответил, что у меня всего два чемодана, причем оба при мне и оба пустые. И я показал на свою голову и живот.
— Очень удобно. Попрощайся с начальником и пойдём.
Я сделал какое-то неопределенное движение ногами и сказал: «До свидания». Я ещё не верил тогда, что все так будет, что я навсегда ухожу из тюрьмы. А Антон Семёнович говорит:
— Действительно, у тебя чемоданчик верхний пустой. Ты что, думаешь еще сюда вернуться?
— Нет, нет!
И я поспешил сказать: «Прощайте!».
Так оно и получилось: я на всю жизнь распрощался с тюрьмой… Там, в тюрьме, на столе начальника лежало моё толстое дело, и Макаренко мог поступить совершенно по-иному. Каждый раз, когда начальник тюрьмы вызывал меня к себе, он, имея перед глазами это дело, всё же громко и грубо кричал: «Как фамилия?!»
А тут – ни звука о моём прошлом, ни намёка на какие-то обязательства быть «хорошим мальчиком», «исправиться! И т.д.»[52]
Задание: Найдите в тексте ситуации, специально созданные А.С. Макаренко для включение во взаимодействие трудного подростка (ситуация неожиданности, выбора, конфликта с самим с собой). |
Мы с вами не раз еще вернемся к проблеме мастерства, творчества педагога, рассматривая те или иные конкретные примеры мастерства, искусства педагогов.
Закончить мне хочется словами замечательного педагога С.Соловейчика: “Воспитание и обучение детей - это искусство, одно из сложнейших человеческих искусств. А педагогика - наука об искусстве воспитания и обучения детей, стопроцентная наука и стопроцентное искусство”[53].
Рассмотрев особенности педагогики как науки и искусства, как области культуры, дадим еще одно определение ее, которое, по нашему мнению, интегрирует в себе все стороны этой отрасли человеческого знания:
Педагогика - область культуры, интегрирующая три компонента: искусство, науку, практическую деятельность по организации и взаимодействию людей. Это взаимодействие осуществляет межличностный обмен знаниями, ценностями, опытом творческой деятельности и индивидуальным опытом.
Заключение к 3-й главе может быть представлено рядом положений:
1. Педагогика как наука изучает процесс передачи опыта от поколения к поколению в целях его дальнейшего воспроизводства и развития.
2. Педагогика - это наука со своим предметом, со своим предметом, со своими методами научного познания, со своими законами.
3. Педагогика как наука сотрудничает со многими другими науками.
4. Представление о педагогике как о гуманитарной науке позволяют говорить сегодня о необходимости отношений “взаимодействия” в противовес “ воздействию”.
5. Особенностью педагогической культуры является то, что она вводит человека в сферу общения людей. В этом общении происходит овладение знаниями, опытом деятельности, присвоение ценностей общечеловеческой культуры, которые составляют основу жизненных позиций человека.
6. Воспитание и обучение детей является общепризнанным искусством, одним из сложнейших человеческих искусств.
Было бы хорошо, если бы у вас при знакомстве с материалами этой главы возникли собственные мысли по поводу педагогики, ее значения в жизни каждого человека, понимания себя и своей позиции в профессиональном самоопределении. Попробуйте их сформулировать, высказать и обсудить в группе.
Литература к 3-й главе
1. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. Книга для учителя. М.: Просвещение, 1985.
2. Базовое педагогическое образование. Введение в педагогику. Материалы к учебной программе - СПб.: - 1994.
3. Блонский П.П. Курс педагогики - М.: - 1916.
4. Гинецинский В.И. Основы теоретической педагогики. - СПб.: - 1992
5. Основы педагогического мастерства. Под ред. И.А. Зязюна - М.: - 1989.
6. Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М.: - 1973
7. Седова Н.В. Прелюдия к педагогике. - СПб.: -1995.
8. Соловейчик С.Л. Вечная радость. Очерки жизни и школы. М.: - 1986.
9. Соловейчик С.Л. Педагогика для всех. - М.: - 1989.
10.Педагогика. Под ред. Пидкасистого П.И. - М.: - 1995.
11. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Педагогическая антропология. Собрание сочинений. – М.-Л.: - 1948, - т.8.