Методы обеспечения наглядности
Тема 2. Методы физического воспитания.
Метод- способ достижения цели, он всегда имеет предметное содержание и применяется в процессе целенаправленной педагогической деятельности, как путь к достижению намеченного результата.
Метод-процесс взаимодействия педагога и ученика, где полем деятельности является совершенствование физических, интеллектуальных, психических, личностных способностей ученика, его телосложение и развития эмоций, воли, поведения, при этом само выступает как объект и субъект педагогических воздействий
Таблица (Классификация Методы ФВ)
Игровой метод- сущность заключается в том, что двигательная деятельность занимающая организуется на основе содержания условий и правил игры.
Соревновательный метод - способ выполнения упражнений в форме соревнований. Сущность заключается в том, что использование соревнований в качестве средств повышения уровня подготовленности занимающихся.
Метод строго регламентирующих упражнений- обладает большими педагогическим возможностями.
они позволяют:
1. Осуществлять двигательную деятельность занимающихся по твердо предписанной программе( по подбору упражнений, комбинация, очередность выполнения упр. и т.д.)
2. Строго регламентировать нагрузку по объему и интенсивности, а также управлять её динамикой в зависимости от психо -физического состояния занимающихся и решаемых задач.
3. Точно дозировать нагрузку и интервалы отдыха между частями выполнения упражнений.
4. Избирательно воспитывать физические качества.
5.Использовать физические упражнения в занятиях с любым возрастным контингентом.
6. Эффективно осваивать технику физических упражнений.
Методы обучения двигательным действиям
к ним относятся:
1. Целостно-конструктивные упражнения
2. Расчленённые конструктивные упражнения
3. Метод сопряженного воздействия
Целостно-конструктивные упражнения-Метод применяется на любом этапе обучения, сущность его состоит в том, что техника двигательных действия осваивается с самого начала, целостной своей структур без разделения на отдельные части. Целостный метод позволяет разучивать структурно не сложные движения (бег, прыжки)
Расчленено -конструктивный метод- метод применяется на начальных этапах обучения и предусматривает расчленение целостного двигательного действия на отдельные фазы или элементы с поочередным их разучиванием и последующим их соединением в единое целое.
Метод сопряженного воздействия - метод применяется в процессе совершенствования разученных двигательных действий для улучшения их качественной основы (результативности) Пример: спортсмен на тренировки прыгает с утяжеленным поясом метает утяжеленные копья.
Методы воспитания физических качеств.
Направлены на достижение и закрепление адаптационных перестроек в организме. Методы этой группы можно разделить на методы со стандартными и нестандартными (переменными) нагрузками.
Методы стандартного упражнения в основном направлены на достижение и закрепление адаптационный перестроек в организме.
Метод стандартно — непрерывного упражнения представляет собой непрерывную мышечную деятельность без изменения интенсивности.
Метод стандартно-интервального упражнения -это, как правило, повторное упражнение, когда многократно повторяется одна и та же нагрузка. При этом между повторениями могут быть различными интервалы отдыха.
Методы переменного упражнения. Эти методы характеризуются направленным изменением нагрузки в целях достижения адаптационных изменений в организме.
Основными разновидностями метода переменного упражнения являются следующие методы:
1. Метод переменно-непрерывного упражнения. Он характеризуется, мышечной деятельностью, осуществляемой в режиме изменяющейся интенсивностью.
а) переменные упражнения в циклический передвижениях
б) переменная поточное упражнение
2. Метод переменно-интервального упражнения. Для него характерна наличие различных интервалов отдыха между нагрузками.
а) прогрессирующее упражнение
б) варьирующее упражнение с переменными интервалами отдыха
в) нисходящее упражнение
3. Общей круговой метод представляет собой последовательное выполнение специально подобранных физических упражнений, воздействующих на различные мышечные группы и функциональные системы по типу непрерывной или интервальной работы. Данный метод используется для воспитания и совершенствования практических всех физических качеств.
Общепедагогические методы, используемые в физическом воспитании
В физическом воспитании широко применяются методы общей педагогики, в частности методы использования слова (словесные методы) и метод обеспечения наглядности (наглядные методы)
Словесные методы
В физическом воспитании преподаватель свои общепедагогические и специфические функции в значительной мере реализует с помощью слова.
В физическом воспитании применяются следующие словесные методы:
1. Дидактический рассказ. Представляет собой изложение учебного материала в повествовательной форме. (Его назначение — обеспечить общее, достаточно широкое представление о каком — либо двигательном действии или целостной двигательной деятельности.
Чем старше занимающиеся, тем шире вместо рассказа применяются описание, объяснение учебного материала и лекции.
2. Описание. Это способ создания у занимающихся представления о действии. Оно применяется в основном при создании первоначального представления или при изучении относительно простых действий, когда занимающиеся могут использовать свои знания и двигательный опыт.
3. Объяснение. Метод представляет собой последовательное, строгое в логическом отношении изложение преподавателем сложных вопросов, например, понятий, законов, правил и т. д. В физическом воспитании объяснение применяется в целях ознакомления занимающихся с тем что и как они должны делать при выполнении учебного задания. Для детей младшего школьного возраста объяснение должно отличаться образностью, ярким сравнением и конкретностью.
4. Беседа. Вопросно-ответная форма взаимного обмена информации между преподавателем и обучающимся.
5. Разбор — форма описания, проводимая преподавателем с занимающимися после выполнения какого-либо двигательного задания, участие в соревнованиях, игровой деятельности, и т. д., в которой осуществляется анализ и оценка достигнутого результата и намечаются пути дальнейшее работы по совершенствованию достигнутого.
6. Лекция представляет собой системные, всестороннее, последвигательное освещение определенной темы (проблемы).
7. Инструктирование — точное, конкретное изложение преподавателем предлагаемого занимающимся задания.
8. Комментарий и замечание.
9. Распоряжение, команды, указания — основные средства оперативного управления деятельностью занимающихся на занятиях. Распоряжения дают для выполнения какого — либо действия («Повернитесь лицом к окнам», «Постройтесь вдоль стены» и т. д.)
Команда имеет определенную форму установленный порядок подачи и точное содержание. Командный язык — это особая форма словесного воздействия на занимающихся с целью побуждения их к немедленному безусловному выполнению или прекращению тех или иных действий.
Указание представляет собой словесные воздействия с целью внесения соответствующих поправок при неправильном выполнении двигательных действии (например, « Быстрее», «Выше взмах» и т. п. ) указания чаще всего применяют в начальной школе.
Методы обеспечения наглядности
В физическом воспитании методы обеспечения наглядности способствуют зрительному, слуховому и двигательному восприятию занимающемся выполняемых заданий.
Метод непосредственной наглядности. Предназначен для создания у занимающихся правильного представления о технике выполнения двигательного действия (упражнения)
Методы опосредованной наглядности создают дополнительные возможности для восприятия занимающимися двигательных действий с помощью предметного изображения.
Методы направленного прочувствования двигательного действия направлены на организацию восприятия сигналов от работающих мышц, связок или отдельных частей тела
Метод срочной информации. Предназначен для получения преподавателем и занимающимися с помощью различных технических устройств.