Тема: Личность как педагогическая проблема. Факторы развития личности. Возрастная периодизация в педагогике и ее учет в деятельности врача

Основные вопросы:

1. Личность как педагогическая проблема. Роль социализации в развитии личности. Признаки личности и ее потенциал.

2. Разработка педагогической наукой проблем развития личности. Формирование личностных качеств современного врача. Социальная зрелость личности. Этический кодекс российского врача.

3. Внутренние и внешние факторы развития личности: наследственность, среда и воспитание. Роль активности личности в собственном развитии.

4. Возрастная периодизация в педагогике. Учет возрастных и индивидуальных особенностей пациента в деятельности врача.

Темы рефератов для самостоятельной внеаудиторной работы:

1. Разработка проблем развития личности в педагогике.

2. Я. Коменский, А. Дистервег, К. Ушинский о факторах развития личности.

3. Деятельность и общение как основные источники развития личности и их роль в системе отношений "общество - врач - пациент".

4. Личность врача - краеугольный камень врачевания.

5. Учет возрастных особенностей личности пациента в деятельности врача.

6. Мудров М.Я. О нравственном облике врача

Целевые задачи

Знать:

· Понятие "личность", развитие личности, формирование личности, структуру личности человека: его анатомо-физиологические, психические, социальные свойства, качества и признаки личности.

· Этапы развития личности и роль воспитания в развитии личности.

· Внутренние и внешние факторы развития человека, особенности их влияния на формирование личности на разных возрастных этапах.

· Научные взгляды выдающихся педагогов: Я.А. Коменского, И.Г. Песталоцци, А. Дистервега, К. Ушинского, П.Ф. Лесгафта, В.А. Сухомлинского на вопрос о роли факторов наследственности, среды и воспитания.

· Сущность самовоспитания и самообразования в развитии личности врача.

· Смысл возрастной периодизации в педагогике, индивидуальных особенностей детей и взрослых, специфику их проявления в разных социальных ситуациях развития.

Уметь:

· Видеть особенности педагогического подхода к понятию "личность".

· Различать смысл понятий - "индивид", "индивидуальность", "личность", "развитие личности".

· Представлять структуру потенциала личности, познавательный, морально-нравственный, творческий, коммуникативный и эстетический компоненты, понимать необходимость развития потенциала личности будущим врачам.

· Ориентироваться в разработке педагогической наукой проблем личности и факторного анализа и развития.

· Анализировать характер воздействия факторов наследственности, среды и воспитания на формирование личности.

· Учитывать возрастные и индивидуальные особенности личности пациента в деятельности врача.

Объекты изучения

Основные понятия:

Личность - человек как участник историко-эволюционного процесса, выступающий носителем социальных ролей и обладающий возможностью выбора жизненного пути, в ходе которого он преобразует природу, общество и самого себя.

Индивид - единичный представитель рода, (homo sapiens) носитель предпосылок (задатков) человеческого развития.

Индивидуальность - единичный вариант реализованных личностных возможностей, неповторимость свойств и качеств личности.

Развитие личности - процесс количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сфере человека, обусловленный влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых факторов.

Социализация личности - усвоение человеком системы знаний, ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих в данное время обществу, социальной общности, позволяющее ему функционировать в качестве полноправного члена общества.

Наследственность - свойство организма повторять в ряду поколений сходные типы обмена веществ и индивидуального развития в целом.

Задатки - анатомо-физиологические особенности организма, главным образом, центральной нервной системы, являющиеся предпосылками развития способностей.

Воспитание - фактор целенаправленного формирования личности в условиях специально организованной воспитательной системы, обеспечивающей взаимодействие воспитателей и воспитуемых.

Среда социальная - окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования, формирования и деятельности.

Возрастные особенности - комплекс физических, познавательных, интеллектуальных свойств, характерных для большинства людей одного возраста.

Оригинальные тексты:

●Голованова Н.Ф. Социализация как явление педагогическое // Педагогика, 1998 №5 С. 42

●Н.И. Непомнящая Развитие личности студента в процессе воспитания и обучения // Пути совершенствования учебно-воспитательного процесса в медицинском вузе. Республиканский сборник научных трудов./ Под ред. В.Н. Ярыгина и В.Б. Гаптова. – М.: РГМУ, 2003. С.106-107.

3.Контрольные вопросы и проблемные задания по теме:

· В чем состоит специфика педагогического подхода к понятию "личность"?

· Как соотносятся понятия "индивид", "индивидуальность", "личность"?

· В чем суть понятий "развитие личности", "формирование личности"?

· Какими особенностями развития личности характеризуются фазы адаптации, индивидуализации, интеграции?

· Охарактеризуйте главные признаки личности.

· Какие качества личности необходимо формировать будущему врачу? Постройте графологическую схему.

· В каких направлениях Вы намерены развивать потенциал своей личности?

· Что является движущей силой развития личности? Какие признаки передаются по наследству? Аргументируйте свой ответ.

· Как Вы считаете, наследуются ли нравственные и социальные качества личности?

· Проанализируйте данные исследований французского ученого Лея, приведенные в учебнике: Подласый И.П. Педагогика. В 2 ч. М., 1999. - Ч.1,Гл.З.

· Кому принадлежит идея возрастной периодизации в педагогике?

· Как Вы оцениваете роль воспитания и его взаимосвязь с другими факторами развития личности? Аргументируйте ответ.

· Прокомментируйте позицию Я.А. Коменского, А. Дистервега, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинского по вопросу соотношения влияния на развитие личности внутренних и внешних факторов.

· Составьте генеалогическое "дерево" своей семьи. Проанализируйте, какие свойства и качества Вы унаследовали от своих родителей и прародителей?

Проблемный вопрос:

● Как соотносятся социализация, воспитание и развитие личности?

● Великий физиолог И.П. Павлов считал: «Врач – это на 1/3 ремесленник, на 1/3 ученый, и на 1/3 актер». Наполните, сообразно высказыванию, каждый из этих сегментов определенными качествами, необходимыми врачу

Литература.

Обязательная:

· Андреев В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития. Казань: Центр инновационных технологий. 2000. Раздел 1.

· Подласый И.П. Педагогика. Учебник. В 2-х кн. М., 1999. т. 1, гл.2-4.

· Смирнов В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. Учебное пособие М.: Педагогическое общество России, 1999. тема 3,4.

· Этический кодекс Российского врача.

Дополнительная:

1. Носкова С.В. Воспитание толерантного мышления как одно из условий профессионализации студентов – медиков / Высшая медицинская школа: практика, воспитание, творчество. Межвуз. сб. науч. тр. Издательство СГМУ. 2004.

2. Сластенин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика. М.: Академа. 2001. Гл. 13.

3. Флейк-Хобсон К. Развитие ребенка и его отношений с окружающими / Пер. с англ. М., 1993.

4. Харди И. Врач, сестра, больной / Пер. с венгер. Будапешт, 1981. гл. 1,3.

В.М. БЕХТЕРЕВ*

Наши рекомендации