Тема: Сущность процесса воспитания, его принципы и методы
Основные вопросы:
1. Сущность процесса воспитания. Цели воспитания. Научные подходы к воспитанию в педагогике.
2. Виды воспитания. Медицинское воспитание и его компоненты.
3. Принципы воспитания и их применение в деятельности врача.
4. Методы и средства воспитания. Самовоспитание и самообразование - ключевая основа компетентности врача.
Темы рефератов для самостоятельной внеаудиторной работы:
1. Педагогические взгляды К.Д. Ушинского на воспитание.
2. Актуальные проблемы экологического воспитания.
3. В.А. Сухомлинский: "Сердце отдаю детям" (из педагогического наследия).
4. Место и роль врача в медицинском воспитании.
5. Современные зарубежные концепции воспитания.
Целевые задачи
Знать:
· Сущность воспитания как многофакторного целенаправленного процесса формирования личности и его цели.
· Структуру, функции и логику развития воспитательного процесса.
· Виды воспитания. Роль воспитания в развитии и формировании личности современного человека.
· Значение медицинского воспитания и его структурные компоненты (антиалкогольное, антиникотиновое, антитоксикоманное, антиспидовое, половое, сексуальное, физическое, гигиеническое, валеологическое, деонтологическое воспитание) и их роль в укреплении здоровья общества.
· Знать принципы воспитания и основные требования к их применению на практике.
· Методы и средства воспитания и основные требования к их применению на практике.
· Методы и средства воспитания, самовоспитания и самообразования.
· Иметь представления о современных концепциях воспитания.
Уметь:
· Использовать понятия и категории процесса воспитания на практике.
· Обеспечивать реализацию функций и принципов воспитания в профессиональной деятельности.
· Организовывать и осуществлять на практике медицинское воспитание во всем многообразии его компонентов и общественной значимости.
· Объяснять актуальность использования научных идей Я.А. Коменского, К. Ушинского, Н. Пирогова, В. Сухомлинского о нравственном, гражданском, патриотическом воспитании в условиях реформирования современного образования.
· Применять методы воспитания и самовоспитания в работе над собой.
Объекты изучения
Основные понятия:
Воспитание - целенаправленный, специально организованный процесс взаимодействия педагога и воспитанников, направленный на создание благоприятных условий для развития его личности.
Цель воспитания - те заранее определяемые (прогнозируемые) результаты в подготовке подрастающих поколений к жизни, в их личностном развитии и формирования которых стремятся достигнуть в процессе воспитательной работы.
Функции воспитания:
· Аналитическая - изучение личности и социально-педагогической ситуации её развития.
· Диагностическая - выявление реального уровня развития человека; установление причинно-следственных связей, детерминирующих формирование его личности.
· Прогностическая - целеполагание - формирование ожидаемого результата и условий его достижения.
· Проектировочная - разработка программы и плана, выбор способов деятельности, направленный на достижение цели.
· Организаторская - формирование мотивации развития личности, просвещение, организация деятельности и общения (по В.И. Смирнову).
Содержание воспитания - система знаний, убеждений; навыков, качеств и черт личности, устойчивых привычек поведения, которыми должны овладеть воспитанники в соответствии с поставленными целями и задачами.
Медицинское воспитание - вид воспитания, специфику которого выражает система его структурных компонентов, которыми являются антинаркоманное, антиалкогольное, антиникотиновое, антитоксикоманное, антиспидовое, половое, сексуальное, гигиеническое, валеологическое, деонтологическое воспитание.
Принципы воспитания - это общие сходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам, организации воспитательного процесса. Они отражают специфику процесса воспитания, которыми руководствуются при решении воспитательных задач. К ним относятся:
· Принцип общественной направленности воспитания: соответствия характера и содержания воспитания социальным потребностям, интересам страны и народа, гуманистическим нормам, социокультурным, национальным традициям и нормам.
· Принцип единства воспитательных воздействий семьи, образовательных учреждений, коллектива, общественных организаций.
· Принцип личностно-ориентированного подхода к воспитанию.
· Принцип гуманистической направленности воспитания: гуманное отношение к личности воспитанника, уважение его прав и свобод; предъявление разумных и посильных требований.
· Принцип опоры на положительное в человеке.
· Принцип стимулирования активности личности, ее участия в социально-полезной и субъективно-значимой деятельности.
· Принцип связи воспитания с жизнью, трудом и др (по И.П. Подласому).
Метод воспитания - совокупность специфических способов и приемов воспитательной работы, которые используются в процессе формирования личностных качеств для развития потребностно-мотивационной сферы и сознания воспитуемых, для выработки навыков и привычек поведения, а также для его коррекции и совершенствования.
Средства воспитания - те конкретные мероприятия или формы воспитательной работы, виды деятельности учащихся, а также предметы, которые используют в процессе реализации того или иного метода.
Самовоспитание - деятельность человека, направленная на изменение своей личности в соответствии с сознательно поставленными целями и убеждениями.
Приемы самовоспитания - это самообязательство (добровольное задание самому себе осознанных целей и задач самосовершенствования, решение сформировать у себя те или иные качества).
Самоотчет - ретроспективный взгляд на пройденный в определенное время путь.
Самоконтроль - систематическая фиксация своего состояния и поведения с целью предотвращения нежелательных последствий.
Методы самовоспитания:
1. Самопознание (включает: самонаблюдение, самоанализ, самооценку, самосравнение).
2. Самообладание (опирается на самоубеждение, самоконтроль, самоприказ, самовнушение, самопринуждение).
3. Самостимулирование (оно предполагает: самоутверждение, самоободрение, самонаказание, самоограничение).
Самообразование - система внутренней самоорганизации по усвоению опыта поколений, направленного на собственное развитие.
Самообучение - это процесс непосредственного получения человеческого опыта поколений благодаря собственным устремлениям и выбранным средствам.
Эмпатия - умение сопереживать, сочувствовать, ставить себя в положение другого человека.
Основные парадигмы современной зарубежной педагогики:
· Традиционалистская или парадигма "знании": главная цель обучения и воспитания - дать человеку глубокие, прочные, разносторонние академические знания; "плохой" ученик - это незнающий ученик.
· Технократическая: дать человеку те знания и навыки, которые практически будут полезны и необходимы в жизни и профессиональной деятельности человека, помогут правильно взаимодействовать с современной техникой.
· Бихевиоральная поведенческая парадигма: главная цель сформировать правильные формы социального поведения людей, адекватного выполнения социальных ролей, соблюдения норм морали и норм поведения в обществе.
· Гуманистическая: содействовать, помогать развитию способностей человека, развитию его личности, духовному росту, нравственности и самосовершенствованию, самореализации.
· Теологическая парадигма: развитие религиозных чувств и нравственных основ человека.
Оригинальные тексты:
· Бондаревская Е.В. Ценностные смыслы и стратегии личностно ориентированного воспитания // Педагогика. 2001. №1. С.17.
· Гасанов З.Т. Проблемы воспитания патриотизма дружбы народов, веротерпимости // Педагогика. 2001. №4. С. 29
· Ковалевский В.А. Направления наркопрофилактической работы в медицинском вузе // Ярославский психологический вестник. Вып.11. М.-Я. 2004. С.81.
3. Контрольные вопросы и проблемные задания по теме:
· В чем заключается сущность и особенности процесса воспитания ?
· Каковы цели современного воспитания?
· В чем отличие понятий "воспитание", "социализация", "самовоспитание"?
· Что является основными ценностями гуманистического личностно-ориентированного воспитания?
· Перечислите принципы воспитания.
· Какие воспитательные функции реализует врач в своей деятельности?
· Почему нравственное воспитание невозможно осуществить в отрыве от других видов воспитания: трудового, правового, гражданского, патриотического, экономического, медицинского?
· Попытайтесь разработать свод правил по осуществлению следующих принципов:
1. Принцип личностно-ориентированного подхода к воспитанию.
2. Опоры на положительное в человеке;
3. Принцип гуманистической направленности воспитания;
4. Принцип стимулирования активности личности;
5. Принцип сотрудничества в воспитании
· Что нового вносит в трудовое воспитание рыночная экономика?
· В чем состоит цель медицинского воспитания? Чем объясняется востребованность формирования медицинского воспитания в современной России?
· Проанализируйте структуру компонентов медицинского воспитания. Какова роль врача в формировании здорового образа жизни и привычек здорового поведения?
· Проанализируйте отношение студентов группы к своему здоровью и здоровью окружающих их людей. Какова их медицинская активность?
· Какие методы самовоспитания из педагогического наследия В.А. Сухомлинского Вы знаете?
Проблемная ситуация:
1. "Профессия врача - это подвиг, и не каждый готов к нему" (Чехов А.П.). Охарактеризуйте качества личности того врача, который совершает этот подвиг и того, кто остается формально в прцессе, не совершая никакого подвига.
2. Представьте себе, что Вас отправили в молодежный лагерь в составе медицинской бригады. Вам необходимо провести семинар по патриотическому воспитанию для ребят в возрасте 14-16 лет. Составьте свой план патриотического воспитания.
4. Литература:
Обязательная:
· Педагогика: Учебное пособие / Под ред. проф. П. Пидкасистого. М.: Роспедагентство, 1996.
· Подласый И.П. Педагогика. Учебник. В 2-х кн. М., 1999. Кн. 2.
· Сластенин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика М.: Издательский центр «Академия». 2001. Гл. 18-21.
Дополнительная:
· Белых М.И., Егорева Е.Н. Личностно-ориентированное воспитание: от теории к практике / Высшая медицинская школа: практика, воспитание, творчество. Межвуз. сб.науч. тр. Издательство СГМУ. 2004.
· Коновалов О.Е. О половом воспитании подростков // Здравоохранение РФ. 1997. №4. С. 47.
· Лесгафт П.Ф. Избранные педагогические сочинения М.: 1983.
· Макаренко А.С. Педагогическая поэма // Макаренко А.С. Педагогические сочинения: в 8 тт. М., 1984. Т.3.С. 512.
· Носкова С.В. Воспитание толерантного мышления как одно из условий профессионализации студентов-медиков / Высшая медицинская школа: практика, воспитание, творчество. Межвуз. Сб. науч. Трудов. Изд-во СГМУ. 2004\
· Савотина Н.А. Гражданское воспитание: традиции и современные требования //Педагогика. 2001 №2.
· Сухомлинский В.А Сердце отдаю детям М.: 1981.
И.И. МЕЧНИКОВ*