Саратовского государственного медицинского университета
*
* Педагогика / Под ред. проф. П.И. Пидкасистого. М., Роспедагентство, 1995. – С.33
* Ушинский Константин Дмитриевич (1824-1870) –русский педагог, основоположник научной педагогики в России. В педагогической теории Ушинского основополагающей стала идея народности воспитания – признание творческой силы народа в историческом процессе и его права на полноценное образование. Ушинский разработал цельную дидактическую систему, в которой раскрыл принципиальные вопросы отбора содержания образования, его приспособления к особенностям детского возраста. Является создателем пособий для первоначального классного чтения «Детский мир и хрестоматия» (1861) и «Родное слово
* Сухомлинский Василий Александрович (1918-1970), педагог, ч.-к. АПН СССР (1957), кандидат педагогических наук (1955), заслуженный учитель школы УССР (1958). С 1948 директорр Павлышской средней школы. Создал оригинальную педагогическую систему, основывающуюся на принципах гуманизма, признания личности ребенка высшей ценностью процессов воспитания и образования. Сухомлинский строил процесс обучения как радостный труд; большое внимание уделял формированию мировоззрения учащихся; важную роль в обучении отводил слову учителя, художественному стилю изложения, сочинению вместе с детьми сказок, художественных произведений и пр. («Сердце отдаю детям», 1969). Разработал комплексную эстетическую программу «воспитания красотой»
* Герберт Спенсер английский философ, социолог и психолог (1820-1903). Основоположник органической школы в социологии. Свои педагогические воззрения Спенсер изложил в серии статей, посвященных проблемам содержания образования, умственного, нравственного и физического воспитания, позднее изданных в виде отдельной книги. Спенсер резко критиковал европейскую школу 19 в. за ее отставание от уровня науки и нужд практической жизни. Касаясь дидактических проблем, Спенсер требовал, чтобы содержание и методика обучения соответствовали этапам умственного развития ребенка. Педагогические идеи Спенсера, связанные с пропагандой утилитарного, естественно-научного образования, были созвучны общественным настроениям конца 19 в. и оказали большое влияние на развитие педагогики, особенно в Англии и США.
* Бехтерев Владимир Михайлович (1857-1937) – невропатолог, психиатр, физиолог, психолог. Основал первую в России лабораторию экспериментальной психологии при клинике Казанского университета (1885) и Психоневрологический институт в Санкт-Петербурге (1908), ставший первым в мире научным центром по комплексному изучению человека. Разработал теорию поведения. Педагогические взгляды Бехтерева основыались на экспериментальном изучении рефлекторной деятельности ребенка, преимущественно раннего возраста (до 3 – 4 лет). Бехтерев являлся организатором и редактором журналов «Вопросы изучения и воспитания личности», «Обозрение психиатрии, неврологии и рефлексологии», «Вестник знания». Бехтерев читал лекции не только во многих медицинских учебных заведениях для студентов, но и популярные лекции для населения.
* Мария Монтессори (1870-1952) – итальянский педагог, врач. Первая женщина в Италии – доктор медицинских наук (1896), профессор гигиены в Высшей женской школе (1896-1906). В 1900-07 читала курс педагогической антропологии в Римском университете. Разработала метод развития чувств у умственно отсталых детей. Для внедрения своей системы Монтессори создавала дошкольные учреждения для детей 3-6 лет – «Дома ребенка» и школы в ряде зарубежных государств. Разрабатывала теорию свободного воспитания, а также методику обучения, основанную на сенсорном воспитании (развитие органов чувств с помощью дидактических занятий). Опыт обучения детей обобщила в книге «Метод научной педагогики» (1909). В последние годы жизни возглавляла Институт педагогики ЮНЕСКО в Гамбурге.
* Данилевский Василий Яковлевич (1852-1939) – советский физиолог, академик АН УССР 1926). Профессор Харьковского университета (1883-1909 и 1921-26), Харьковского медицинского института (1921 – 26).
* Гуманизация педагогического процесса в системе высшего медицинского образования// Здравоохранение РФ. 1993. - №6. С.28
· ** Денисов И.Н., Косарев И.Педагог и студент: коллеги или попутчики? // Высшее медицинское образование: эволюция, проблемы, перспективы. М., 1998. Гл.5.
* Пирогов Николай Иванович (1810-1933), анатом, хирург, педагог, общественный деятель, ч.-к. Петербургской АН (1846). Профессор Дерптского университета (с 1836), Медико-хирургической академии в С.-Петербурге (с 1841). Задачи обучения Пирогов считал подчиненными воспитанию и нравственному развитию личности. В процессе воспитания главное внимание Пирогов уделял выработке высоких нравственных убеждений и цельного мировоззрения. Взгляды Пирогова оказали большое влияние на развитие отечественной педагогической мысли и получили большой общественный резонанс.
* Дистервег Фридрих Адольф Вильгельм (1790-1866), немецкий педагог, доктор философии. Директор учительских семинарий в Мерсе, Берлине (1832-1847), преподавал в них педагогику, математику, немецкий язык. В 1827-1866 гг. Дистервег издавал педагогический журнал «Рейнские листки». Дистервег разделял идеи общечеловеческого воспитания, задачу школы видел в воспитании гуманных и сознательных граждан. Основными принципами воспитания Дистервег считал природосообразность, культуросообразность, самодеятельность. В своих работах ученый противопоставлял развивающий метод обучения научному. Основы дидактики развивающего обучения сформулированы Дистервегом в четких правилах – принципах обучения.
* Петр Федорович Каптерев (1849-1922) педагог, историк педагогики, психолог. Разрабатывал проблемы дошкольной педагогики, семейного воспитания, истории отечественной педагогики и психологии. Под его редакцией вышла «Энциклопедия семейного воспитания и обучения». Выдвинул идею автономности педагогического процесса, свободного от влияния государства и церкви. С 1921 профессор Воронежского университета и первый декан его педагогического факультета.
* Коменский Ян Амос (1592-1670), чешский мыслитель-гуманист, педагог. Педагогическте взгляды Коменского сложились под сильным влиянием его мировоззрения, в котором сочетались редигиозные убеждения с глубокими знаниями в области естествознания, философии, приверженностью к сенсуализму. Коменский впервые открывает и формулирует законы обучения и воспитания, что, по сути, знаменует переход педагогической мысли в новое качество – науку. Природосообразность – главный закон педагогики, из которого он выводит все другие и к которому постоянно возвращается. Признание к Коменскому как основоположнику педагогической науки пришло не сразу, его открытия получили высокую оценку позже. Теорию всеобщего универсального образования Коменский изложил в «Дидактике» на чешском языке. Переработанная, дополненная и переведенная на латинский язык «Великая дидактика стала основной теоретической базой средней ступени образования. Рассматривая вопросы воспитания и обучения в неразрывном единстве, Коменский призывал к широкому (универсальному) образованию на основе родного, а затем и латинского языка – языка науки и культуры того времени. Цель воспитания Коменский видел не только в приобретении знаний, но и в системе моральныъх качеств, из которых наиболее важными считал справедоивость, мужество, умеренность.
* Мудров Матвей Яковлевич (1776— 1831), врач, организатор первой клиники Московского университета, основоположник клинической медицины в России, действительный статский советник (1831), первый переводчик клятвы Гиппократа в России. В 1804 в Московском университете удостоен степени доктора медицины, в 1805 — звания экстраординарного профессора. Его актовая речь «О пользе и предметах военной гигиены...» (1809) положила начало развитию этой области медицины в России. С 1809 Мудров — профессор патологии и терапии и директор Клинического института при Московском университете; одновременно профессор Московского отделения Медико-хирургической академии (1813—17).По свидетельству современников, к 1812 Мудров — первое в Москве «медицинское светило». В 1812—30 его 5 раз избирали деканом медицинского факультета. Разработал систему расспроса больного, ввёл в практику отечественных лечебных учреждений историю болезни как основной врачебный документ; положил начало клинико-анатомическому направлению в отечественной медицине
* Мечников Илья Ильич (1845-1916), русский биолог и патолог, один из основоположников эволюционной эмбриологии, создатель сравнительной патологии воспаления и фагоцитарной теории иммунитета. Почётный член Петербургской АН (1902). Защитил магистерскую (1867) и докторскую (1868) диссертации в Петербургском университете. Профессор Новороссийского университета в Одессе (1870-82). В ряде работ Мечниковым затронуты многие общетеоретические и философские проблемы. В ранних трудах, посвященных вопросам дарвинизма («Очерк вопроса о происхождении видов», 1876, и др.), Мечников высказал ряд идей, предвосхитивших современное понимание некоторых вопросов эволюции. Причисляя себя к сторонникам рационализма («Сорок лет искания рационального мировоззрения», 1913), Мечников критиковал религиозные, идеалистические и мистические воззрения. Главную роль в человеческом прогрессе Мечников приписывал науке. Мечников создал первую русскую школу микробиологов, иммунологов и патологов; активно участвовал в создании научно-исследовательских учреждений, разрабатывающих различные формы борьбы с инфекционными заболеваниями.
* Сеченов Иван Михайлович (1829-1905), естествоиспытатель, основоположник отечественной физиологической школы и естественно-научного направления в психологии; почетный академик Петербургской АН. В 1860 возглавил кафедру физиологии в Медико-хирургической академии в Санкт-Петербурге, где вскоре организовал физиологическую лабораторию – одну из первых в России. В 1871-76 зав. кафедрой физиологии в Новороссийском университете (Одесса). В 1876-88 профессор Петербургского университета. Разработал новаторское учение о поведении живых существ, механизмах сознания и воли человека («Рефлексы головного мозга», 1863). Изучению происхождения сложных форм познавательной деятельности посвящена работа Сеченова «Элементы мысли» (1878), раскрывающая хакономерности развития, восприятия, памяти, интеллекта и других психических функций у детей. Учение Сеченова одним из первых использовал в педагогике К.Д. Ушинский при объяснении роли привычек.
* Толстой Лев Николаевич, граф (1828-1910), писатель, мыслитель, педагог. С 1859 по 1862 преподавал в созданной им бесплатной начальной школе для крестьянских детей, способствовал открытию более 20 начальных школ в Тульской губернии. В 1862 издавал педагогический журнал «Ясная Поляна», в котором печатал свои педагогические статьи и рассказы для детей. Создал «Азбуку» - комплекс учебных книг для начальной школы с методическим указаниями для учителя. Стержнем всего педагогического творчества Толстого стала проблема духовно-нравственных основ развития личности. Становление личности Толстой понимал как формирование ее нравственной сферы в различных видах деятельности. Толстой привлек внимание российской общественности к личностно-деятельностной природе моральных ценностей, открывающихся в ходе этического познания. Толстой связывал проблемы целей, содержания, методов обучения и воспитания с развитием ответственности человека по отношению к самому себе. В качестве главной задачи обучения и воспитания Толстой выдвигал развитие творческого мышления, уиверждал необходимость полноценного научного образования. Отстаиваемая Толстым идея свободного развития ребенка предполагала формироваие нового типа общения учителя с учениками, который способствовал бы познавательной активности и творчеству детей.
* Лесгафт Петр Францевич (1837-1909), педагог, анатом и врач, один из основоположников школьной гигиены и врачебно-педагогического контроля в физическом воспитании, доктор медицины (1865), доктор хирургии (1868). С 1868 профессор, зав. кафедрой физиологической анатомии Казанского университета. В основу теоретической педагогики Лесгафт ставил антропологический принцип, целью которого было выяснение для педагога значения личности ребенка как самой большой ценности. При этом утверждал, что педагогика является ветвью биологии. Исходя из основного положения созданной им функциональной анатомии – о единстве формы и функции, - Лесгафт считал возможным воздействовать функцией, «направленным управлением» на развитие органов человеческого тела и всего организма. Главный принцип образовательной теории Лесгафта – единство физического и умственного развития человека. После 1917 научное наследие Лесгафта творчески использовалось советской школой и педагогикой. В 1918 на базе Биологической лаборатории был создан Естественнонаучный институт им. Лесгафта, а в 1919 на базе Лесгафтовских курсов воспитательниц и руководительниц физического образования – Государственный институт физического образования (ныне Российская академия физической культуры
* Макаренко Антон Семенович (1888-1939), педагог и писатель. С 1920 руководил трудовой колонией для несовершеннолетних правонарушителей имени М. Горького. С 1927 совмещал работу в колонии с организацией детской трудовой Коммуны имени Ф.Э. Дзержинского под Харьковом. В своих учреждениях он создал организованный коллектив, основанный на принципах соединения воспитания и обучения с производительным трудом. Ядро его учения – теория воспитательного коллектива как формы педагогического процесса, в котором формируются присущие объединению людей нормы, стиль жизни и отношения. Открытия Макаренко оказали существенное влияние на развитие смежных с педагогикой дисциплин, которые в 30-х гг. практически были запрещены, - социальную педагогику, педагогическую психологию и др. Особый вклад Макаренко внес в исправительно-трудовую педагогику. Деятельность колонии им. Горького он подробно описал в «педагогической поэме», Коммуны им. Ф.Э. Дзержинского – в повести «Флаги на башнях». Воспитанию в семье посвящена «Книга для родителей».
* Острогорский Алексей Николаевич (1840-1917), педагог, детский писатель, журналист. Преподавал в учебных заведениях военного ведомства, в учительской семинарии в Москве. В 1869-1977 являлся редактором журнала «Детское чтение», в 1883-1910 - редактором журнала «Педагогический сборник», где были напечатаны программные работы Острогорского «По вопросу о нравственности», «Справедливость в школьной жизни» и др. Особое место заняли его публикации по методике преподавания арифметики и геометрии. Определяя педагогические задачи школы, Острогорский подчеркивал преимущества массового образования в подготовке человека к активной и полноценной жизни в обществе. Дидактические идеи Острогорского направлены на формирование способностей к логическому мышлению, владению вниманием и волей, анализу жизненных фактов.
* Захарьин Григорий Антонович (1829-1897), выдающийся клиницист, один из основоположников клиники внутренних болезней и клинической педагогики. В 1889 г. Г.А. Захарьин издал первые выпуски клинических лекций. Целью клинического преподавания Захарьин считал как можно более быструю и соверешенную подготовку практического врача. Главным путем к решению этой задачи, по его мнению, должна быть выработка умения строить врачебную деятельность на основе методического подхода и учета индивидуальных особенностей больного. «Усвоение слушателями метода и умения индивидуализировать должно быть главной целью преподавания, а не стремление, обращая клинику в калейдоскоп, показать все болезни во всевозможных оттенках…Кто усвоил метод и навык индивидуализировать, тот найдется и в новом для него случае». Захарьин особо подчеркивал роль личности лектора как эрудированного, опытного и творческимыслящего клинициста. Лекции доносят до слушателей уровень современной им науки через взгляды и опыт учителя. И чем ярче эти взгляды, тем глубже опыт, тем более убедительны и запоминаемы лекции. (Захарьин Г.А. Клинические лекции и избранные статьи – М., 1910. С.3, 13).
* Разумовски Василий Иванович й (1857-1935), профессор, врач, первый ректор трех университетов (Саратовского, Тифлисского, Бакинского), практикующий хирург, медэксперт, курортолог, общественный деятель, создатель большой хирургической школы в России. Научная и клиническая деятельность Разумовского была чрезвычайно разносторонней и обширной. Им опубликовано около 200 работ по различным вопросам хирургии. В двадцатые годы Разумовский принял активное участие в органиаации I, II и III Поволжских съездов врачей, редактировал хирургические журналы «Новый хирургический архив», «Вестник хирургии», «Саратовский клинический журнал» и др.
* Булгаков Михаил Афанасьевич (1891-1940), русский, советский писатель. Родился в семье преподавателя Киевской духовной академии. Окончил медицинский факультет Киевского университета (1916), был земским врачом в Смоленской губернии. В 1919 начал профессионально заниматься литературой. В 1922-26 сотрудничал в газете "Гудок". В его известных произведениях («Театральный роман», «Жизнь господина де Мольера, «Записки покойника», «Мастер и Маргарита») поставлены проблемы добра и зла, ложной и истинной нравственности. Б. - драматург и повествователь - владел отточенным мастерством реалистической техники, сатиры, гибкой, живой речи и стремительного сюжета. Его произведение «Записки юного врача» представлено в форме дневника, который ведет главный герой, начинающий врач, направленный после окончания университета в уездный город лечить местных жителей.
* Герцен Александр Иванович (1812-1870), русский революционер, писатель, философ и публицист. В 1833 Г. окончил физико-математическое отделение Московского университета. В произведениях 30-х гг.("О месте человека в природе", 1832, и др.), свидетельствующих о знакомстве Г. как с вопросами естествознания, так и с идеями современных ему философских и социальных учений (Сен-Симона, Шеллинга, Кузена и др.), обнаруживается стремление осмыслить единство природы и человека, материи и сознания, эмпирического опыта и рационального мышления.