Классификация методов педагогических исследований по диапазону применения

Общенаучные (общетеоретические) Конкретно-научные
теоретические эмпирические
     

Примечание: для самопроверки используйте источник: Смирнов, В.И. Общая педагогика: учебное пособие / В.И. Смирнов. - М., 2002. - С. 49. или материалы лекций.

В процессе работы с рекомендуемой литературой сделайте записи в форме « двухчастного дневника»: заполните таблицу 5.

Таблица5

Методы педагогических исследований

Методы педагогического исследования Краткая характеристика
   

1.5. Решите педагогические задачи:

³ познакомьтесь с педагогической ситуацией;

³ ответьте на вопросы.

№ 1. Для изучения представлений детей о хорошем друге классный руководитель предложил им следующие вопросы:

1. Кого можно назвать хорошим другом? Почему?

2. Вспомни случай из своей жизни или поступок литературного героя, который свидетельствовал бы о настоящей дружбе.

Полученные ответы анализировались и интерпретировались классным руководителем.

Какой метод изучения представлений детей применил классный руководитель?

Насколько объективными, по вашему мнению, были полученные им результаты?

Какие методы педагогического исследования можно предложить классному руководителю для дальнейшего изучения учащихся в выбранном им направлении?

№ 2. На внеклассном мероприятии классный руководитель предложил учащимся дописать предложение: «Прозвенел школьный звонок…». Собрав работы детей, он проанализировал полученные результаты.

Удалось ли педагогу с помощью данного метода выявить отношение учащихся к школе или к учению? Предложите другие методы изучения отношения учащихся к школе или к учению.

№ 3. Философ, литературный критикМ.М Бахтин (1895-1975) утверждал: «Подлинная жизнь личности доступна только диалогическому проникновению в нее, которому она сама ответно и свободно раскрывает себя».

Дайте педагогическую интерпретацию данного высказывания в соответствии с темой занятия. Какие методы педагогических исследований (педагогической диагностики), на ваш взгляд, будут способствовать «диалогическому проникновению в личность»?

1.6. Ознакомьтесь (составьте библиографию или конспект соответствующей литературы) с методами изучения:

а) познавательных возможностей, способностей, интересов учащихся;

б) чувств и эстетических свойств личности;

в) нравственной воспитанности школьников, отдельных нравственных качеств;

г) профессиональных склонностей человека;

д) самооценки школьника;

е) уровня развития учебной группы, изучения структуры межличностных отношений в ней.

Примечание: используйте, например, источники:

1) Дереклеева, Н.И. Справочник классного руководителя (5—9 классы) / Н.И. Дереклеева [и др.]; под ред. И.С. Артюховой. – М. : ВАКО, 2006. – С. 56-74.

2) Классному руководителю. Учеб. - метод. пособие / под ред. М.И. Рожкова. - М., 2001. С. 245-273.

3) Моделирование воспитательной системы в 5-9 классах: планирование, диагностика, досуговая деятельность / авт.-сост. М.А. Павлова. – Волгоград: Учитель, 2009. –С.31-33; 50-73.

4) Фридман, Л.М. Изучение личности учащегося и ученических коллективов /Л.М. Фридман, Т.А. Пушкина, И.Я. Каплунович. – М., 1988. – С. 3-69; С. 79-113; С. 126-133; С. 140-143; С. 172-192.

Примените одну из диагностических методик, изученных в процессе выполнения задания 1.6, в вашей студенческой группе. Обработайте и интерпретируйте полученные данные, представьте результаты на занятии.

II. Проведение занятия

Реализация игрового метода «Кто знает больше?»

2.1. Презентация в группе опорных конспектов (задание 1.1).

2.2. Обсуждение в парах и четверках результатов выполнения заданий 1.3 и 1.4 (таблицы 3, 4, 5)и их представление группе.

Обсуждение результатов выполнения заданий 1.6, 1.7.

Примечание: результаты диагностических исследований, проведенных отдельными студентами, представляются группе и затем сдаются на проверку преподавателю.

2.4. Выполнение самостоятельной работы:

· заполнение левой колонки таблицы 6;

· чтение текстов 3.1.1, 3.1.2 о педагогической диагностике (см. раздел III);

· заполнение правой колонки таблицы 6.

Таблица 6

Что мне известно по проблеме педагогической диагностики? Что нового я узнал (-а) по проблеме педагогической диагностики?
   

Примечание:результаты работы сдаются на проверку преподавателю.

2.5. Итоговая рефлексия: реализация методического приема «Обоснование тезиса».

Тезис задается одним из нижеприведенных высказываний о педагогическом исследовании или диагностике (по выбору):

В любой науке […] лучший учитель – опыт […] (М. Сервантес).

Легче познать людей вообще, чем одного человека в частности (Ф. де Ларошфуко).

Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях (К.Д. Ушинский).

Проблема педагогического исследования отражает противоречие между знаниями о потребностях людей в области обучения и воспитания и незнанием путей, средств и методов их решения (В.М. Полонский).

Изучение внутреннего духовного мира детей, особенно их мышления, является одной из важнейших задач учителя (В.А. Сухомлинский).

III. Материалы для подготовки и проведения занятия (тексты, информационная справка о методах, реализуемых на занятии)

Тексты к заданию 2.5

3.1.1. «Сущность педагогической диагностики – изучение результативности учебно-воспитательного процесса в школе на основе изменений в уровне воспитанности учащихся и росте педагогического мастерства учителей. Педагогическая диагностика призвана ответить на вопросы: что и зачем изучать в духовном мире воспитателей и воспитанников, по каким показателям это делать, какими методами воспользоваться, где и как использовать результаты информации о качестве педагогической деятельности, при каких условиях диагностика органически включается в целостный учебно-воспитательный процесс, каким образом научить учителей самоконтролю, а учащихся самопознанию […].

Все объекты педагогической диагностики находятся в непрерывном движении, изменении, развитии и тесно связаны между собой. При этом знания о ребенке или воспитателе носят вероятностный, приблизительный характер […]. В конечном счете изучается ребенок в системе педагогических отношений в определенной социальной и воспитательной ситуации […]. Глубинным изучением психики детей занимаются ученые в разных областях: психологии, социологии, антропологии […]. Достижения в методике исследования через определенный период становятся достоянием педагога-практика, изучающего детей в школе […]. Педагогическая диагностика осуществляется в процессе обучения и воспитания. В большинстве случаев педагоги думают, что они знают своих учащихся, что никакого специального изучения не требуется. Но когда эти знания подвергаются глубокому анализу, то оказывается, что они поверхностны и неадекватны […]. Дети, которых учитель не знает и которые не согласны с его оценкой, невольно выпадают из сферы педагогического общения, а следовательно, лишены воспитательного влияния[…]. Вот почему важно иметь как можно больше объективной информации о ребенке: создается благоприятная психологическая атмосфера при совместной деятельности воспитателя и воспитанников. Изучая детей, учителя, воспитатели должны одновременно изучать и эффективность собственного труда, диагностика воспитанности ребенка неотделима от самоанализа и самооценки педагогической деятельности.

Знание ребенка – необходимый элемент педагогической культуры. Иногда в школьной практике изучение личности ребенка сводят к получению информации, нужной для разового отчета или написания характеристики ученика. Однако четко поставить педагогическую цель и определить реально выполнимые задачи учебной и воспитательной работы в школе нельзя без знания воспитанности и образованности детей, их отношения к обучению и воспитанию. Нельзя также составить оптимальный план воспитательной работы классного руководителя без изучения сплоченности коллектива, характера межличностных отношений в нем, зрелости общественного мнения, общих интересов учащихся». (По: Педагогическая диагностика в школе / А.И. Кочетов, Я.Л. Коломинский, И.И. Прокопьев и др. - Минск, 1987. - С. 7-11).

3.1.2. «Игра – замечательное средство диагностики воспитанности детей при включенном педагогическом наблюдении. Наделенный игровой ролью, ребенок свободно выстраивает свое поведение согласно фабуле игры, но сюжетная линия игры зависит от ее участников, и каждому ребенку предоставляется право на свою реакцию в игровом эпизоде. Когда играющий производит выбор, то это его личностный выбор […], и данный выбор отражает то, что […] заложено в сознании ребенка. Поэтому внимательный профессиональный взгляд, помимо веселого развертывания событий, видит в игре «отношение»: оно выявляется невольно, оно проявляется в определенных действиях, оно декларируется в диалогах персонажей игры, оно […] решительно раскрывает себя, когда персонажу необходимо сделать выбор. Если социально-психологические игры проводятся в группе регулярно, то педагог обретает возможность иметь довольно богатый материала для анализа и профессионального прослеживания результатов своей работы». (По: Щуркова, Н.Е. Прикладная педагогика воспитания: учебное пособие / Н.Е. Щуркова. – СПб: Питер, 2005. - С. 287).

Наши рекомендации