Контекст решения задачи

Попробуйте сформулировать (описать, перечислить) или поискать в литературе и Интернете, уже созданные в рамках конкурса «Учитель года», варианты клятвы учителя. Может быть, в вашей семье есть учителя и у них есть своя клятва? Расспросите их об этом.

4. Задания, которые приведут к результату (к «продукту»):

Проанализируйте найденные вами тексты и поработайте с ними следующим образом:

1. Как зависит содержание клятвы от предмета, который преподает учитель, от его возраста, от его стажа работы? Контекст анализа выберите сами, исходя из вашего интереса и профессиональных устремлений.

Отберите те тексты, которые соответствуют ваши профессиональным устремлениям. Сформулируйте критерии анализа. Определите, что именно вы будете анализировать.

3. Выделите в выбранных текстах общие позиции клятвы (так называемый инвариант) и те позиции, которые повторяются не во всех текстах (вариативную часть).

Попытайтесь составить свою клятву (свод правил), которой на ваш взгляд должен руководствоваться в своей профессиональной деятельности современный учитель.

Что недопустимо, на ваш взгляд, делать учителю? Какую клятву вы не разделяете? Какие ценности вы никогда не разделите и не разделяете сейчас. Какие правила «не для вас»?

Попробуйте обсудить эти правила со своими однокурсниками, используя удобные форматы дискуссии (на семинаре, в личной беседе, в сети и т.п.), и определить насколько ваши сверстники разделяют ваши взгляды.

Определите, готовы ли вы к выполнению сформулированных правил.

5. Контекст предложенной задачи в реальной жизни.

Проанализируйте предложенный С.С. Зориным[165] проект клятвы учителя:

«Получая диплом и высокое звание российского учителя, торжественно клянусь: всю свою жизнь, знания и силы посвятитьученикам, воспитывая их в духе гуманизма, опираясь на принципы гуманистической педагогики, педагогики успеха итворчества; беззаветно любить детей, дорожить их доверием, охранять их права на достойную жизнь в нашем государстве, всемерно охранять их психическое и физическое здоровье; систематически совершенствовать свои профессиональные знания и педагогическое мастерство, использовать в своей работе знания и опыт педагогической науки, своим практическим трудом способствовать прогрессу педагогической науки; свято хранить и развивать благородные традиции отечественной педагогики, во всех своих действиях руководствоваться принципами гуманистической морали, всегда помнить о высоком призвании учителя, о своей высокой миссии и ответственности перед подрастающим поколением, которое мы воспитываем и обучаем, тем самым определяя будущее России. Торжественно обещаю пронести незапятнанным через всю свою жизнь благородное звание учителя России».

ПОДВЕДЕМ ИТОГИ

Определите, что нового вы узнали после изучения данного раздела?

Какие задания оказались для вас интересными и продуктивными для подготовки к профессиональной деятельности педагога?

Какие темы этого раздела побудили вас к самостоятельному поиску?

С какими трудностями вы столкнулись при изучении этого раздела?

Обсудите результаты освоения содержания этого раздела на семинаре по педагогике.

Дополнительная литература для чтения

Гусинский Э.Н., Турчанинова Ю.И. Введение в философию образования. – М.: Издательская корпорация «Логос», 2000.

В учебном пособии представлен обзор современных взглядов на вопросы построения образования, раскрыты аксиологические, логические, методологические, этические, идейные основы из решения разными школами.

Корчак Я. Как любить ребенка / Пер. с пол. К.Э. Сенкевич. - Калининград: ОГУП Кн. Изд-во, 2002[166].

Это книга о Януше Корчаке, выдающемся педагоге – теоретике, практике, реформаторе воспитания, публицисте, писателе, общественном деятеле. Эта книга – о праве ребенка быть тем, что он есть, об отношениях в семье, в интернате, в школе – о правилах жизни.

Пинский А.А. Либеральная идея и практика образования: сб. науч. и публицист. работ / А.А. Пинский; Гос. Ун-т – Высшая школа экономики. – М.: Изд. Дом ГУ ВШЭ, 2007.

Сборник объединяет научные и публицистические работы (в основном периода 2001 – 2006 гг.) замечательного педагога и реформатора образования А.А. Пинского, в которых рассматриваются философские, социально-культурные и организационно-экономические аспекты реформы образования.

Педагогический поиск / Сост. И.Н. Баженова. – М.: Педагогика, 1988.

Данное издание – своеобразная анталогия передового опыта педагогов Ш.А. Амонашвили, С.Н. Лысенковой, И.П. Волкова, В.Ф. Шаталова. Е.Н. Ильина, Т.И. Гончаровой, А.Б. Резника, И.П. Иванова, Е.Ю. Сазонова, А.А. Дубровского, представивших в 1979 – 1986 гг. свои авторские подходы к построению практической педагогической деятельности чрез публикацию книг в издательстве «Педагогика».

Скок Г.Б. Как проанализировать собственную педагогическую деятельность: Учеб. пособие для преподавателей /Отв.ред. Ю.А. Кудрявцев .- М.,2000.

Данное пособие адресовано самому преподавателю. Поскольку оно касается инвариантной части деятельности преподавателя, то может быть использовано преподавателями любых педагогических систем, так как различие между школьным учителем и преподавателем университета лежит больше в содержательной области (более глубокие знания, сложные модели, способы деятельности связаны в значительной степени с профессиональной деятельностью). Пособие поможет преподавателю проанализировать собственную деятельность и, если будет желание и необходимость, самостоятельно заняться ее коррекцией в целях достижения высшего педагогического мастерства.

Начините собирать свою профессиональную педагогическую библиотеку. Какие книги должны быть, на ваш взгляд, у педагога под рукой? Подготовьте презентацию важной, с вашей точки зрения, книги для современного педагога и периодически обсуждайте ваш выбор на семинарах по педагогике.

Контекст решения задачи - student2.ru

Заключительный раздел учебника завершен. Мы уверены, что вы увидели новые грани профессиональной деятельности педагога, уверились в своём выборе и готовы перейти к завершающей профессиональной задаче всего учебника. Гордон Драйден и Джанет Вос утверждают, что если в образовании верны соотношения, существующие в мире бизнеса, согласно которым 2% работающих являются новаторами, а 13% - готовы первыми принять новые методы, то из 59 млн. учителей мира - 1180000 учителей уже являются новаторами, определяющими направление развития образования, а 7670 000 – их единомышленники[167]. Это невероятно мощная «база талантов», в которую входят и российские учителя, что позволяет надеяться на успешное решение задач развития отечественного образования новым поколением педагогов.

ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ

В жизни каждого человека наступает момент, когда он должен сделать выбор профессии. Мы выбрали профессию учителя – по словам Яна Амоса Коменского – самую прекрасную под солнцем, поскольку, деятельность учителя способствует тому, чтобы менее было мрака, смятения и разлада, а больше света, порядка, мира и спокойствия. Для этого надо много учиться. Пока сделаны лишь первые шаги. Хочется надеяться, что учебник выполнил свое назначение – способствоватьразвитию умений самостоятельной работы по овладению знаниями, необходимыми для решения типовых профессиональных задач. Что значит «овладеть знанием»?

Ø понять предлагаемые тексты, т.е. овладеть информацией, достаточной для того для того, чтобы включить категории и понятия педагогической науки в багаж уже имеющихся научных знаний, соотнести новое знание с личностным опытом, имеющимися представлениями о воспитании, обучении, образовании, ученике и учителе;

Ø убедиться в том, что предлагаемые знания можно и нужно использовать в практике;

Ø осуществить «учебно-профессиональную» пробу» - научиться применить знания при выполнении заданий;

Ø научиться «рефлексировать» новый познавательный опыт в контексте будущей профессиональной деятельности;

Ø убедиться в правильности выбора будущей профессии.

Авторы искренне надеются, что работа с учебником помогла вам освоить следующие компетенции, на которые ориентирован курс педагогики в вузе:

Ø способен анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-2);

Ø осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОПК-1);

Ø способен использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики (ОК-16);

Ø способен организовывать сотрудничество обучающихся и воспитанников (ПК-6);

Ø способен понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества (ОК-3);

Ø способен к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания (ОПК-6);

Ø способен применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии (ПК-3).

Ø умеет разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы для различных категорий населения, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий (ПК-8).

ЗАДАНИЕ

Проведете самооценку степени владения вами данными компетенциями. Для этого заполните таблицу:

Наши рекомендации