Режиссёрское понятие «жанра»
Вопрос № 1. Система Станиславского как наука. Мировое значение системы.
Литература:
ü Захава Б. Е. Мастерство актёра и режиссёра. М., 1978.
ü Карпушкин М. А. Уроки мастера (конспекты по театральной педагогике А. А. Гончарова). М., 2005.
ü Кнебель М. О. Поэзия педагогики. М., 2005.
ü Станиславский К. С. Работа актёра над собой. Т. 1, 2. М., 1988.
ü Станиславский К. С. Моё гражданское служение России.
ü Новицкая Л. П. Эстафета молодым. М., 1978.
ü Новицкая Л. П. Уроки вдохновения. М., 1972.
План:
1. Составные части системы. Этика, эстетика, технология актёрского мастерства.
2. Принципы системы. Примеры.
3. Станиславский – о системе.
4. Другие режиссёры о системе, его ученики.
5. Элементы актёрского мастерства.
6. Значение системы Станиславского.
7. Вывод.
Вопрос № 2. Сценическое действие.
Литература:
ü Захава Б. Е. Мастерство актёра и режиссёра. М., 1978.
ü Карпушкин М. А. Уроки мастера (конспекты по театральной педагогике А. А. Гончарова). М., 2005.
ü Кнебель М. О. Поэзия педагогики. М., 2005.
ü Станиславский К. С. Работа актёра над собой. Т. 1, 2. М., 1988.
ü Станиславский К. С. Моё гражданское служение России.
ü Новицкая Л. П. Эстафета молодым. М., 1978.
ü Новицкая Л. П. Уроки вдохновения. М., 1972.
План:
1. Определение.
2. Этапы рождения действия (восприятие, оценка, решение, приспособление). Примеры.
3. Виды действий. Примеры.
4. Станиславский – о действии.
5. Вывод.
«Если бы». Предлагаемые обстоятельства.
Литература:
ü Захава Б. Е. Мастерство актёра и режиссёра. М., 1978.
ü Карпушкин М. А. Уроки мастера (конспекты по театральной педагогике А. А. Гончарова). М., 2005.
ü Кнебель М. О. Поэзия педагогики. М., 2005.
ü Станиславский К. С. Работа актёра над собой. Т. 1, 2. М., 1988.
ü Новицкая Л. П. Эстафета молодым. М., 1978.
ü Новицкая Л. П. Уроки вдохновения. М., 1972.
План:
1. Что такое «Если бы».
2. Что такое предлагаемые обстоятельства. Их взаимосвязь.
3. Три группы предлагаемых обстоятельств. Примеры.
4. Три круга предлагаемых обстоятельств. Примеры.
5. Этапы сценической задачи. Примеры.
6. Связь с событием. Оценка. Примеры.
7. Станиславский – о предлагаемых обстоятельствах и «Если бы».
8. Вывод.
Вопрос № 3. Функции режиссёра.
Функции режиссёра – постановщика театрализованных представлений и праздников.
Литература:
ü Кнебель М. О. Поэзия педагогики. М., 2005.
ü Немирович – Данченко В. И. Из прошлого.
ü Попов А. Д. Спектакль и режиссёр. М., 1972., с .10.
ü Шароев И. Режиссура эстрады и массовых представлений. М., 1986., с. 362.
ü Новицкая Л. П. Уроки вдохновения. М., 1972.
План:
1. Функции режиссёра.
2. Функции по Немировичу – Данченко. Примеры.
3. Функции по Шароеву. Примеры.
4. Примеры на конкретной постановке.
5. Вывод.
Вопрос № 4. Сценарно – режиссёрский замысел.
Режиссёрский замысел театрализованного представления и праздника.
Литература:
ü Захава Б. Е. Мастерство актёра и режиссёра. М., 1978.
ü Карпушкин М. А. Уроки мастера (конспекты по театральной педагогике А. А. Гончарова). М., 2005.
ü Попов А. Д. Спектакль и режиссёр. М., 1972.
ü Товстоногов Г. А. Зеркало сцены. Л., 1984. Т. 1.
План:
1. Определение «режиссёрский замысел».
2. Этапы замысла.
3. Станиславский, Попов, Товстоногов – о замысле.
4. Примеры на конкретных постановках: театрализованный праздник и представление.
5. Вывод.
Вопрос № 5. Сквозное действие и сверхзадача.
Литература:
ü Захава Б. Е. Мастерство актёра и режиссёра. М., 1978.
ü Новицкая Л. П. Уроки вдохновения. М., 1972.
ü Попов А. Д. Спектакль и режиссёр. М., 1972.
ü Станиславский К. С. Моё гражданское служение России.
ü Станиславский К. С. Работа актёра над собой. Т. 1, 2. М., 1988.
ü Туманишвили М. И. Введение в режиссуру. М., 2000.
План:
1. Определение «сквозное действие» и «сверхзадача».
2. Их взаимосвязь. Примеры.
3. Сквозное действие и сверхзадача для актёра. Примеры.
4. Сквозное действие спектакля, театрализованного представления и т. д. Примеры.
5. Станиславский – о сквозном действии.
6. Вывод.
Сквозной режиссёрский ход, приём.
Литература:
ü Генкин Д., Конович Организация и методика художественно – массовой работы. М., 1987. с. 102.
ü Рубб А. А. Размышления о нетрадиционном театре или нетрадиционный театр как он есть. М., 2004.
ü Шароев И. Г. Режиссура эстрады и массовых представлений. М., 1986.
План:
1. Определение «сквозной режиссёрский ход» и «приём».
2. Виды «сквозных режиссёрских ходов». Примеры.
3. Приём. Примеры.
4. Взаимосвязь «сквозного хода» и «приёма». Примеры.
5. Вывод.
Вопрос № 6. Режиссёрское понятие «конфликта».
Литература:
ü Захава Б. Е. Мастерство актёра и режиссёра. М., 1978.
ü Митта А. Кино между адом и раем. М., 2002.
ü Товстоногов Г. А. Зеркало сцены. Л., 1984. Т. 1, 2. Глава «Режиссёр и драматург».
ü Шароев И. Г. Режиссура эстрады и массовых представлений. М., 1986.
План:
1. Определение «конфликт».
2. Виды конфликтов. Примеры.
3. Товстоногов – о конфликте.
4. Примеры на конкретных постановках.
5. Вывод.
Режиссёрское понятие «события».
Литература:
ü Захава Б. Е. Мастерство актёра и режиссёра. М., 1978.
ü Карпушкин М. А. Уроки мастера (конспекты по театральной педагогике А А. Гончарова). М., 2005.
ü Кнебель М. О. Поэзия педагогики. М., 2005.
ü Митта А. Кино между адом и раем. М., 2002.
ü Станиславский К. С. Работа актёра над собой. Т. 1, 2. М., 1988.
План:
1. Определение «событие». Примеры.
2. Виды событий. Событийный ряд. Примеры.
3. Оценка. Предлагаемые обстоятельства.
4. Связь с действием. Этапы рождения действия.
5. Примеры событий.
6. Вывод.
Режиссёрское понятие «жанра».
Литература:
ü Голубовский Б. Жанр пьесы и жанр спектакля.
ü Захава Б. Е. Мастерство актёра и режиссёра. М., 1978.
ü Товстоногов Г. А. Зеркало сцены. Л., 1984. Т. 1, 2.
ü Туманишвили М. И. Введение в режиссуру. М., 2000.
План:
1. Определение «жанр».
2. Товстоногов – о жанре.
3. Договор со зрителями об «условиях условного». Примеры.
4. Жанры основные.
5. Примеры определения жанра на конкретных постановках.
6. Вывод.