Более глубокой и гармоничной формы развития человечества

Которая позволит бороться с нищетой, отчуждением,

Неграмотностью, угнетением и войной».

Из доклада международной комиссии

По образованию для XXI века

«Образование: сокрытое сокровище

(Learning:The Treasure Within)», 1996 г.

Введение в раздел

В современном мире уровень образованности населения, развитость образовательной и научной инфраструктуры становятся непременным условием становления и развития общества и экономики. Неслучайно многие эксперты считают, что сегодня следует говорить не о развитых, развивающихся и слаборазвитых странах, а о странах с первичным, вторичным и третичным образованием. Основной ценностью современного общества становится ценность человека.

Ø Надеемся, что Вам будет интересно узнать, что….

Впервые проблему «цены человека» поставил один из представителей английской классической политэкономии Вильям Петти, который в XVII в. предпринял попытку оценить денежную стоимость производительных свойств человеческой личности. Не вдаваясь в специфику расчетов ученого, приведем только один характерный пример. В. Петти предложил взрослого оценивать вдвое дороже, чем ребенка, а “моряк в действительности равен трем крестьянам”. Его первый труд, написанный в 1646 году содержал рекомендации о более практическом направлении образования. Исследования экономической ценности человека не показались такими уж фантастическими и продолжались в последующие века, вплоть, до второй половины ХХ века, когда были присуждены две Нобелевские премии в области экономики за разработку теории человеческого капитала – Теодору Шульцу в 1979 г. и Гэри Беккеру в 1992 г. Благодаря этой теории изменилось отношение к затратам на образование: образовательные инвестиции стали рассматриваться как источник экономического роста страны, не менее важный, чем обычные капиталовложения.

Человеческий капитал — совокупность знаний, умений, навыков, использующихся для удовлетворения многообразных потребностей человека и общества в целом. Первоначально под человеческим капиталом понималась лишь совокупность инвестиций в человека, повышающая его способность к труду — образование и профессиональные навыки. В дальнейшем понятие человеческого капитала существенно расширилось. Индекс развития человеческого капитала служит основой для оценки уровня жизни и складывается из четырех составляющих: 1) прогнозируемая продолжительность жизни, 2) грамотность взрослого населения, 3) доступность образования – сводный показатель того, насколько свободным является доступ в учебные заведения всех ступеней, 4) валовый внутренний продукт на душу населения.

В современных условиях все больше осознается значимость качественного, прежде всего, общего образования, о чем можно судить, опираясь на результаты исследований по определению экономической и социальной эффективности образования. Основанием проведения расчета показателей экономической эффективности образования, служит предположение о том, что инвестиции в человеческий капитал (расходы на образование) порождают увеличение производительности труда, что в свою очередь порождает более высокие заработки. Образование оказывает большое влияние на условия труда, уровень безработицы и т.д.

Кроме этого, образование повышает эффективность различных видов человеческой деятельности и за пределами рынка труда. Оно способствует развитию личности и приобретению таких качеств, как независимость и уверенность в себе, гибкость и терпимость в отношении с людьми, непредубежденность, уважение к эстетическим и культурным ценностям, повышению интеллектуальных запросов. Именно образование влияет на формирование таких навыков, как способность принимать решение, коммуникабельность, рациональное распределение времени т.п.

Анализируя экономическую «отдачу» образования следует помнить и о воздействии образования на развитие общества в целом. Эти эффекты образования обычно употребляются под заголовком "социальная интеграция" и "стабильность общества". Учитывая все виды не денежных доходов получаемых от образования, можно с определенной уверенностью утверждать, что образование обладает не только экономической, но и социальной эффективностью[115].

Построение учителем своей профессионально-педагогической деятельности требует от него понимания основных направлений развития образования в современном мире. Еще в начале 20 века Эмиль Дюркгейм писал, что недостаточно узнать и понять нашу школьную машину такой, как она организована в настоящее время. Так как она призвана постоянно развиваться, нужно уметь оценить тенденции к изменению, которые бродят в ней; нужно уметь решить со знанием дела, что она должна представлять собой в будущем.[116]

Социокультурная обусловленность образования

Социокультурная обусловленность образования позволяет выявить причины современного этапа модернизации, которые связаны с системными изменениями, происходящими в современном обществе, вызванными его переходом к обществу постиндустриальному, информационному или обществу знаний. В таком обществе расширяются возможности политического и социального выбора, увеличиваются масштабы межкультурного взаимодействия, растет понимание, что глобальные мирровые проблемы могут быть решены только в рамках международного сотрудничества. Изменяется и сфера профессиональной деятельности человека. С динамичным развитием экономики, растет конкуренция, сокращаются сферы неквалифицированного и малоквалифицированного труда, происходят структурные изменения в сфере занятости населения.

Ø Надеемся, что Вам будет интересно узнать, что….

По мнению петербургских философов В.В. Козловского, А.И. Уткина, В.Г. Федоровой, «модернизация» - это переход от традиционного общества к современному, это процесс, который ориентирован на: инновации, учитывая традиции как предпосылки нового; выделенную персональность в развитии социальных процессов, наряду с признанием имеющихся форм коллективности; сочетание мировоззренческих и инструментальных ценностей; демократический характер власти; эффективное использование науки при социальном выборе; на личность вполне определенного так называемого деятельностного типа[117].

Эти характеристики, по мнению философов и культурологов, чрезвычайно важны, т.к. позволяют проектировать будущее нашей страны не только на основе «догоняющей модели развития», однозначной ориентации на западные образцы, но и учитывать национально-культурные корни нашего общества. Законы цивилизационного развития общества обусловливают как технологический (индустриальный) взлет, так и возвышение «человеческого фактора»: чем больше мир устремляется к единому стилю жизни, тем большее значение в нем приобретают глубинные ценности, выраженные в культуре каждого народа.

Современный этап модернизации отечественного образования начался в первые годы XXI века, когда Правительством РФ была принята «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года[118]». В Концепции модернизации образования и Приоритетного Национального Проекта «Образование»[119] (ПНПО) определены основные направления развития общего образования.

Социокультурная обусловленность образования выявит новые факторы, которые определяют направления изменений образования в ближайшее время. По мнению экспертов, основные проблемы общего образования сегодня и глобальные вызовы завтрашнего дня заключаются[120]:

· в высокой доли школьников, не достигающих удовлетворительного уровня функциональной грамотности;

· в значительном отставании наименее успешных групп учащихся от наиболее успешных;

· в недостаточном развитии социальной компетентности и позитивных социальных установок у выпускников школ;

· в разрушении такой функции образования, которую называют «социальным лифтом», что выражается в закреплении уже на уровне школы социальной дифференциации;

· в утрате школой монополии на образование и социализацию детей.

ЗАДАНИЕ

Выясните какие проблемы развития общего образования обсуждается сейчас в средствах массовой информации, на страницах научных периодических изданий, в органах управления образованием, в родительской среде, в профессиональных сообществах? Для этого обратитесь к газетам и журналам, официальным сайтам органов управления образованием, родительским форумам и сетевым профессиональным сообществам и с использованием метода контент-анализа выявите эти проблемы.

Метод педагогического исследования Контент-анализ – метод позволяющий анализировать письменные тексты (документы, статьи, монографии, письма, сочинения и т.п.). Смысл контент-анализа - перевод в количественные показатели с последующей статистической обработкой качественной информации. Общая методика проведения контент-анализа состоит в следующем: · определяется цель контент-анализа и в соответствии с ней подбирается текстовый фонд (статей, монографий, документов) · выбирается смысловая единица анализа (это может быть термин, характеристика, идея, проблема и т.д.); · из подобранного текстового фонда выбираются все формулировки смысловой единицы анализа; · выбранные формулировки группируются по смыслу, контексту, ключевым словам и затем ведется количественный подсчет единиц попавших в те или иные группы; · делается вывод в форме письменного заключения о наиболее или наименее часто употребляемом смысле выделенной единицы анализа.

Сформулируйте обнаруженную проблему.

Определите возможности участия студенческих объединений педагогических вузов в её решении.

Обсудите со студентами других вузов в режиме виртуального форума.

Подчеркнем, что, основным условием, обеспечивающих успешность реформ является участие в реформах тех, на кого они оказывают непосредственное влияние. Правительство лишь предоставляет условия для осуществления изменений педагогического характера, однако, мотивированное участие всех заинтересованных в развитии образования лиц очень важно тогда, когда реформы планируются, и тогда, когда они находятся в стадии осуществления. Э.Д. Днепров предложил под государственной образовательной политикой понимать общенациональную систему ценностей, целей и приоритетов в образовании и выработку механизмов их эффективного претворения в жизнь.А значит, образовательная политика – это, прежде всего осмысленный выбор приоритетов, стратегических целей и концентрация усилий для их достижения. Отсутствие такого выбора означает отсутствие политики[121].

ЗАДАНИЕ

Проанализируйте основные документы, раскрывающие приоритеты развития общего образования в нашей стране: Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года; Приоритетный Национальный Проект «Образование»; «Школа – 2020. Какой мы её видим?»[122].

Найдите аргументы, доказывающие значимость выделенных приоритетов для развития нашей страны.

Сформулируйте требования, которым на Ваш взгляд должен соответствовать учитель в условиях возрастания значимость образования.

Обсудите Ваши аргументы и предложения на семинаре

Одной из отличительных особенностей развития современной системы образования является переход от государственного к государственно-общественному управлению образованием. Основная идея государственно-общественного управления образованием состоит в том, чтобы объединить усилия государства и общества в решении проблем образования, предоставить учителям, учащимся, родителям больше прав и свобод в выборе содержания, форм и методов организации учебного процесса, в выборе различных типов образовательных учреждений. Общественный характер управления системой образования проявляется в том, что наряду с органами государственной власти создаются общественные органы, в которые входят представители учительского и ученического коллективов, родителей и общественности. Их участие в управлении создает реальные предпосылки для создания творческой атмосферы и положительного психологического климата в коллективе школы. Сущность государственно-общественного управления школьным образованием выражается в системе правовых (императивных) норм, устанавливаемых государством и договорных (диспозитивных) отношений, предлагаемых обществом для регулирования и совершенствования общественных отношений и реализации прав граждан в сфере школьного образования.

Ø Надеемся, что Вам будет интересно узнать, что….

Наши рекомендации