Какие проблемы в воспитании и обучении детей могут возникнуть в условиях развития процессов старения общества?
Приведите аргументы для обоснования своей точки зрения. Обсудите проблемы, их аргументацию и стратегии решения в группе на семинаре.
Во-вторых, современная сама система образования испытывает натиск со стороны общества в связи с развитием новых ожиданий, «новых вызовов» времени. Эти процессы начались сравнительно недавно в конце ХХ века.
Двадцатый век характеризуется широким общественно-педагогическим движением на рубеже 80-90-х годов, т.к. именно в этот период вновь стали возрождаться демократические традиции отечественного образования.
Именно в это время сложились предпосылки, оказывающие значительное влияние на сегодняшние изменения, к которым могут быть отнесены: развитие инновационного движения в образовании и расширение участия общественности в управлении школой, становление разноуровневой системы школьного образования и стандартизация образования. В этих условиях каждый педагог должен быть готов к инновационным изменениям, определить свою позицию относительно вводимых новшевств.
Как известно, инновационное движение достигло массового характера в начале 90-х годов ХХ века благодаря естественному ответу образовательного сообщества вызовам времени. Этот период очень точно выразил Симон Соловейчик в одном из своих выступлений: «Это была сумасшедшая по накалу, страсти и последовательности работа на новую школу, новый образ школы»[149] .
В самом движении возможно выделение трех основных потоков школ, границы между которыми подчас размыты, условны. Первый поток – авангардные, пилотные школы, школы-лаборатории – бесспорные лидеры с устойчивой и системной инновационной деятельностью. Второй поток – экспериментальные и опытно-экспериментальные школы – в той или иной степени сконструировавшие и отрабатывающие различные новые модели (проекты, системы) образовательной деятельности, либо ведущие эксперимент, опытную работу в одном или нескольких направлениях. Третий поток – поисковые, продвинутые школы – с отчетливой инновационной интенцией, с внутренним стремлением к обновлению, обретению собственного лица и поиском путей такого обретения. Именно этот третий поток инновационных школ являет собой то пограничное качество, которое не только связывает инновационную школу с традиционной, массовой, но и меняет характер самой этой массовой школы.
ЗАДАНИЕ
Изучите опыт развития инновационной деятельности в регионе.
Метод педагогического исследования Изучение опыта - один из самых доступных методов анализа образовательной практики. В зависимости от поставленной цели, может быть изучен массовый, передовой, новаторский или уникальный опыт, позитивный или негативный опыт и т.п. Изучение практического опыта проводится следующим образом: · определение рамок (масштаба) изучения опыта; · выявление и систематизация опыта в соответствии с поставленной целью; · анализ опыта в соответствии с поставленной целью (выявление тенденций, перспектив, затруднений, используемых технологий и т.п.); · обобщение полученной информации. |
Выясните, какие инновационные школы сегодня существуют в вашем регионе, городе, районе. Для этого обратитесь к материалам, представленным на сайтах органов управления образованием. Составьте обзор деятельности таких школ по следующему плану:
Какие виды (типы) инновационных школ есть в вашем регионе?
В чем состоит их сходство и различие?
Каковы направления инновационной деятельности этих школ? Составьте матрицу инноваций (формат матрицы создайте в ходе обсуждения в группе).
Выберите одну школу для более подробного изучения и посетите ее сайт.
Подготовьте виртуальное образовательное путешествие в инновационную школу и представьте его на семинаре по педагогике.
ЗАДАНИЕ
Важнейшим условием, обеспечивающих успешность реформ является участие в реформах тех, на кого они оказывают непосредственное влияние.
Проанализируйте варианты логики принятия решения о нововведении:
Вариант 1 | Вариант 2 |
Выявление проблемы анализ проблемы | Ознакомление с инновацией |
Анализ путей решения проблемы | Формирование интереса к инновации |
Выбор пути решения посредством организации инновационного процесса | Оценка решения об освоении инновации |
Прогнозирование последствий решения | Апробация (возможен отказ от введения новшеств) |
Апробация (возможен отказ от введения новшеств) |
Посетите свою школу, побеседуйте с педагогами. Какой вариант Вы предложили бы для принятия решения о нововведении.
Свой выбор обоснуйте.
Ø Надеемся, что Вам будет интересно узнать, что….
Социально-педагогическое значение инновационного движения, как отмечает Э.Д. Днепров, создало прообразы образовательных институтов открытого, гражданского общества, послужило толчком к выращиванию самой образовательной общественности, формированию профессиональных сообществ в образовании, способствовало выстраиванию новых механизмов взаимодействия педагогической науки и образовательной практики, делая это взаимодействие эффективным, динамичным, результативным. Стало развиваться государственно-общественное управление образованием, предназначенное для преодоления сложившейся в системе образования авторитарности управления и единоначалия директора школы.
В начале нового века школы постепенно начали создавать различные управляющие органы с привлечением родителей и социальных партнеров для создания в школе условий принципиального равенства всех субъектов независимо от возраста, жизненного и педагогического опыта, общественного и социального статуса, занимаемой должности. Первыми стали общественные советы, создание которых регламентировалось Указом Президента Российской Федерации от 31 августа 1999г. В задачи общественных советов входил контроль уклада жизни школы (качество образовательного процесса, разнообразие внеучебной работы, питание школьников, безопасность и т.п.), поиск денежных средств на поддержку школы, контроль за расходованием поступающих средств. Однако на практике создание таких общественных советов происходило крайне медленно из-за сопротивления самих школ, не стремящихся расширять круг людей, включенных в управление ею. Позже школы стали сами создавать те органы государственно-общественного управления, которые им показались наиболее приемлемыми. Это были попечительский совет, занимающийся финансовой поддержкой работы школы, управляющий совет, в сферу компетенции которого входит как поиск средств, так и решение вопросов, связанных с управлением школой, совет школы, также занимающийся содействием материально-техническому обеспечению образовательного процесса в школе. Существуют и другие формы государственно-общественного управления школой такие как, общешкольная конференция, общешкольное родительское собрание, совет развития школы, совет выпускников школы и т.п. Содержание деятельности таких органов управления, как правило, фиксируется в Уставе образовательного учреждения.
Однако, это только один из уровней государственно-общественного управления – школьный. ИЗменения происходят и на федеральном уровне через программы развития образования, отражающие государственную политику (например, федеральные целевые программы развития образования[150]) и на региональном уровне через реализацию региональных программ развития образования, о чем в разделе «Образовании» уже шла речь.