Какие проблемы в воспитании и обучении детей могут возникнуть в условиях развития процессов старения общества?

Приведите аргументы для обоснования своей точки зрения. Обсудите проблемы, их аргументацию и стратегии решения в группе на семинаре.

Во-вторых, современная сама система образования испытывает натиск со стороны общества в связи с развитием новых ожиданий, «новых вызовов» времени. Эти процессы начались сравнительно недавно в конце ХХ века.

Двадцатый век характеризуется широким общественно-педагогическим движением на рубеже 80-90-х годов, т.к. именно в этот период вновь стали возрождаться демократические традиции отечественного образования.

Именно в это время сложились предпосылки, оказывающие значительное влияние на сегодняшние изменения, к которым могут быть отнесены: развитие инновационного движения в образовании и расширение участия общественности в управлении школой, становление разноуровневой системы школьного образования и стандартизация образования. В этих условиях каждый педагог должен быть готов к инновационным изменениям, определить свою позицию относительно вводимых новшевств.

Как известно, инновационное движение достигло массового характера в начале 90-х годов ХХ века благодаря естественному ответу образовательного сообщества вызовам времени. Этот период очень точно выразил Симон Соловейчик в одном из своих выступлений: «Это была сумасшедшая по накалу, страсти и последовательности работа на новую школу, новый образ школы»[149] .

В самом движении возможно выделение трех основных потоков школ, границы между которыми подчас размыты, условны. Первый поток – авангардные, пилотные школы, школы-лаборатории – бесспорные лидеры с устойчивой и системной инновационной деятельностью. Второй поток – экспериментальные и опытно-экспериментальные школы – в той или иной степени сконструировавшие и отрабатывающие различные новые модели (проекты, системы) образовательной деятельности, либо ведущие эксперимент, опытную работу в одном или нескольких направлениях. Третий поток – поисковые, продвинутые школы – с отчетливой инновационной интенцией, с внутренним стремлением к обновлению, обретению собственного лица и поиском путей такого обретения. Именно этот третий поток инновационных школ являет собой то пограничное качество, которое не только связывает инновационную школу с традиционной, массовой, но и меняет характер самой этой массовой школы.

ЗАДАНИЕ

Изучите опыт развития инновационной деятельности в регионе.

Метод педагогического исследования Изучение опыта - один из самых доступных методов анализа образовательной практики. В зависимости от поставленной цели, может быть изучен массовый, передовой, новаторский или уникальный опыт, позитивный или негативный опыт и т.п. Изучение практического опыта проводится следующим образом: · определение рамок (масштаба) изучения опыта; · выявление и систематизация опыта в соответствии с поставленной целью; · анализ опыта в соответствии с поставленной целью (выявление тенденций, перспектив, затруднений, используемых технологий и т.п.); · обобщение полученной информации.

Выясните, какие инновационные школы сегодня существуют в вашем регионе, городе, районе. Для этого обратитесь к материалам, представленным на сайтах органов управления образованием. Составьте обзор деятельности таких школ по следующему плану:

Какие виды (типы) инновационных школ есть в вашем регионе?

В чем состоит их сходство и различие?

Каковы направления инновационной деятельности этих школ? Составьте матрицу инноваций (формат матрицы создайте в ходе обсуждения в группе).

Выберите одну школу для более подробного изучения и посетите ее сайт.

Подготовьте виртуальное образовательное путешествие в инновационную школу и представьте его на семинаре по педагогике.

ЗАДАНИЕ

Важнейшим условием, обеспечивающих успешность реформ является участие в реформах тех, на кого они оказывают непосредственное влияние.

Проанализируйте варианты логики принятия решения о нововведении:

Вариант 1 Вариант 2
Выявление проблемы анализ проблемы Ознакомление с инновацией
Анализ путей решения проблемы Формирование интереса к инновации
Выбор пути решения посредством организации инновационного процесса Оценка решения об освоении инновации
Прогнозирование последствий решения Апробация (возможен отказ от введения новшеств)
Апробация (возможен отказ от введения новшеств)  

Посетите свою школу, побеседуйте с педагогами. Какой вариант Вы предложили бы для принятия решения о нововведении.

Свой выбор обоснуйте.

Ø Надеемся, что Вам будет интересно узнать, что….

Социально-педагогическое значение инновационного движения, как отмечает Э.Д. Днепров, создало прообразы образовательных институтов открытого, гражданского общества, послужило толчком к выращиванию самой образовательной общественности, формированию профессиональных сообществ в образовании, способствовало выстраиванию новых механизмов взаимодействия педагогической науки и образовательной практики, делая это взаимодействие эффективным, динамичным, результативным. Стало развиваться государственно-общественное управление образованием, предназначенное для преодоления сложившейся в системе образования авторитарности управления и единоначалия директора школы.

В начале нового века школы постепенно начали создавать различные управляющие органы с привлечением родителей и социальных партнеров для создания в школе условий принципиального равенства всех субъектов независимо от возраста, жизненного и педагогического опыта, общественного и социального статуса, занимаемой должности. Первыми стали общественные советы, создание которых регламентировалось Указом Президента Российской Федерации от 31 августа 1999г. В задачи общественных советов входил контроль уклада жизни школы (качество образовательного процесса, разнообразие внеучебной работы, питание школьников, безопасность и т.п.), поиск денежных средств на поддержку школы, контроль за расходованием поступающих средств. Однако на практике создание таких общественных советов происходило крайне медленно из-за сопротивления самих школ, не стремящихся расширять круг людей, включенных в управление ею. Позже школы стали сами создавать те органы государственно-общественного управления, которые им показались наиболее приемлемыми. Это были попечительский совет, занимающийся финансовой поддержкой работы школы, управляющий совет, в сферу компетенции которого входит как поиск средств, так и решение вопросов, связанных с управлением школой, совет школы, также занимающийся содействием материально-техническому обеспечению образовательного процесса в школе. Существуют и другие формы государственно-общественного управления школой такие как, общешкольная конференция, общешкольное родительское собрание, совет развития школы, совет выпускников школы и т.п. Содержание деятельности таких органов управления, как правило, фиксируется в Уставе образовательного учреждения.

Однако, это только один из уровней государственно-общественного управления – школьный. ИЗменения происходят и на федеральном уровне через программы развития образования, отражающие государственную политику (например, федеральные целевые программы развития образования[150]) и на региональном уровне через реализацию региональных программ развития образования, о чем в разделе «Образовании» уже шла речь.

Наши рекомендации