Компетенции студента, формируемые в результате освоения дисциплины

ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Целью освоения дисциплины (модуля) «Общая и профессиональная педагогика» является формирование у будущих бакалавров профессионального обучения общепрофессиональных и профессиональных компетенций, обеспечивающих овладение профессионально-педагогической деятельностью. Понимание представлений, значения, смыслов, ценности профессионально-педагогического знания в процессе овладения учебно-профессиональной деятельностью.

Задачи профессионально-педагогической деятельности в процессе подготовки бакалавров определены Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по направлению подготовки 44.03.04 – Профессиональное обучение (по отраслям) – квалификация: бакалавр профессионального обучения:

· определение подходов к процессу подготовки рабочих (специалистов);

· развитие профессионально важных качеств личности современного рабочего (специалиста);

· организация и осуществление учебно-воспитательной деятельности в соответствии с требованиями профессиональных и ФГОС в образовательных организациях;

· организация профессионально-педагогической деятельности на основе нормативно-правовых документов;

· анализ профессионально-педагогических ситуаций;

· проектирование комплекса учебно-профессиональных целей, задач.

Воспитательная роль данной учебной дисциплины заключается в формировании мотивации студентов к будущей профессионально-педагогической деятельности.

МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОПОП ВО

Дисциплина «Общая и профессиональная педагогика» входит в структуру базовой части (Б1) общепрофессионального модуля (М3).

Изучение дисциплины «Общая и профессиональная педагогика» является логическим продолжением подготовки бакалавра и основывается на знаниях и умениях, сформированных в результате освоения таких учебных дисциплин, как «Введение в профессионально-педагогическую специальность», «Общая психология», «Философия и история образования». В процессе изучения общей и профессиональной педагогики используются междисциплинарные связи с философией, культурологией, социологией и др.

Перечень последующих учебных дисциплин, для которых необходимы знания, умения и владения, формируемые дисциплиной «Общая и профессиональная педагогика»: «Методика профессионального обучения»; «Педагогические технологии»; «Методика воспитательной работы».

КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Дисциплина «Общая и профессиональная педагогика» является базовой для формирования целого ряда профессиональных компетенций, будущего бакалавра профессионального обучения.

В результате изучения дисциплины студент должен приобрести способности и готовности, позволяющие реализовать совокупность общепрофессиональных и профессиональных компетенций.

общепрофессиональные компетенции:

• способностью проектировать и осуществлять индивидуально-личностные концепции профессионально-педагогической деятельности (ОПК-1);

• способностью осуществлять подготовку и редактирование текстов, отражающих вопросы профессионально-педагогической деятельности (ОПК-4);

• способностью обосновать профессионально-педагогические действия (ОПК-7);

• готовностью моделировать стратегию и технологию общения для решения конкретных профессионально-педагогических задач (ОПК-8);

• готовностью анализировать информацию для решения проблем, возникающих в профессионально-педагогической деятельности (ОПК-9);

профессиональные компетенции: соответствующими виду(видам) профессиональной деятельности, на который (которые)ориентирована программа бакалавриата:

учебно-профессиональная деятельность:

· способностью выполнять профессионально-педагогические функции для обеспечения эффективной организации и управления педагогическим процессом подготовки рабочих служащих и специалистов среднего звена (ПК-1);

· способностью организовывать и осуществлять учебно-воспитательную деятельность в соответствии с требованиями профессиональных и федеральных государственных образовательных стандартов в ОО СПО (ПК-3);

· способностью организовывать профессионально-педагогическую деятельность на нормативно-правовой основе (ПК-4);

· способностью анализировать профессионально-педагогические ситуации (ПК-5);

· готовностью к планированию мероприятий по социальной профилактике обучаемых (ПК-7);

· готовностью к использованию концепций и моделей образовательных систем в мировой и отечественной педагогической практике (ПК-10);

образовательно-проектировочная деятельность:

· готовностью к проектированию комплекса учебно-профессиональных целей, задач (ПК-19);

В ходе изучения дисциплины студент должен

Знать:

· подходы к процессу подготовки рабочих (специалистов) для отраслей экономики;

· сущность, содержание и структуру образовательного процесса;

· теоретико-методологические основы общей и профессиональной педагогики;

· объект и предмет исследования, задачи, структуру, связь с другими науками;

· теории целостного педагогического процесса и практику их реализации в учебных заведениях профессионального образования: сущность педагогического процесса, общее и особенное в разновидностях педагогического процесса, движущие силы, закономерности и источники развития педагогического процесса;

· актуальные проблемы учебно-воспитательной практики;

· основы проектирования педагогических ситуаций в учебно-воспитательном процессе учебных заведений профессионального образования;

· основы организации мониторинга для диагностирования процесса развития личности рабочего;

· профессиональную лексику;

· способы профессионального самопознания и саморазвития.

Уметь:

· определять и формулировать педагогические проблемы в виде целей и задач практической педагогической деятельности;

· анализировать и обосновывать выбор образовательных концепций;

· участвовать в профессионально-педагогических дискуссиях;

· использовать систему педагогических принципов для решения профессионально-педагогических задач.

Владеть / быть в состоянии продемонстрировать:

· приемами анализа педагогических ситуаций;

· приемами анализа компонентов целостного педагогического процесса.

· приемами целеполагания в профессионально-педагогической деятельности.

Структура дисциплины

Наши рекомендации