Л. Взаимосвязь и взаимообусловленность деятельности учителя и учащихся на уроке физической культуры
Операционно-деятельностный компонент наиболее ярко (конкретно) отражает процессуальную сущность учебно-воспитательного процесса.
Учитель реализует свою учебную деятельность в непосредственной взаимосвязи с познавательной деятельностью класса, постоянного (в пределах учебного года) состава учащихся примерно одного уровня обученное™, занимающихся по общей для всех единой образовательной программе. В процессе такого взаимодействия осуществляются перевод системы знаний, двигательных и инструктивных навыков и умений в элементы структуры личности учащихся, развитие у них двигательных качеств в пределах не ниже требований учебной программы, а также воспитание духовно-нравственных и волевых качеств. Операционно-деятельностный компонент реализуется с помощью заранее отобранных и обоснованных средств, методов и форм организации преподавания и учения.
Данный вид дидактического взаимодействия представлен центральным звеном «шага» — единицы функционирования дидактических процессов — и подробно описан ранее.
Особенностью непосредственного взаимодействия учителя и учащихся служит его причинная обусловленность. Каждая из взаимодействующих сторон выступает как причина другой и как следствие одновременного обратного влияния противоположной стороны.
Учитель взаимодействует с учащимися, потому что он обязан управлять передачей им определенной порции содержания образования по физической культуре и вследствие обратного отражения школьниками его собственных воздействий.
В зависимости от состояния фактической обученное™ учащихся, учебной дисциплины в коллективе класса, учебных возможностей школьников и других обстоятельств дидактическое взаимодействие может протекать в различных вариантах (варианты 1 и 2).
Взаимодействие учителя и учащихся на уроках физической культуры
Вариант 1
Деятельность учителя Деятельность учащихся
Организация репродуктивной дея- Репродуктивная учебная деятель-
тельности учащихся: сообщает но- ность: воспринимают словесную
вые знания, связанные с влияни- или наглядную информацию учи-
ем физических упражнений на мор- теля, усваивают и воспроизводят
фофункциональное развитие ор- их знания
ганизма учащихся, или по другим вопросам курса физической культуры
Осуществляет вербально-зритель- Воспринимают учебную информа-
ное воздействие, организуя обуче- цию и выполняют двигательное
ние технике двигательного дейст- действие по образцу, т. е. воспро-
вия, предусмотренного учебной изводят способ деятельности
программой
Вариант 2 Объяснительно-иллюстративное построение взаимодействия учителя и учащихся
Деятельность учителя Деятельность учащихся
Информирует учащихся о новом Воспринимают учебную информа-
знании, новых способах выполне- цию
ния двигательного действия с при
менением различных методов
и приемов с использованием слов
и обеспечением наглядности
Объясняет и демонстрирует узло- Усваивают важные элементы ос-
вые, важные элементы техники изу- новы техники изучаемого двига-
чаемого двигательного действия тельного действия
Организует осмысливание двига- Применяют различные способы
тельной задачи и учебной инфор- для осознания учебной информа-
мации о способах ее решения ции, детализируют сущность учеб
ного задания, обоснованные спо
собы решения двигательной задачи
Организует активную учебную де- Выполняют учебные задания, со-
ятельность по упрочению правиль- средоточив внимание на трудных
но усвоенной техники или коррек- для выполнения моментах, ана-
ции искажений в основе техники лизируют контрольно-коррекци-
изучаемого двигательного дейст- онную информацию, применяют
вия, усиливает контрольно-коррек- усвоенное двигательное действие
ционную работу, организует дви- в комбинациях физических упраж-
гательную деятельность, чтобы за- нений (гимнастика), подвижных
крепить правильную технику испол- и спортивных играх, спаррингах
нения изучаемого материала (единоборство) или с усложнени-
ем привычных условий (легкая атлетика, лыжная подготовка)
Содержание изучаемого материала подается на основе ранее описанных дидактических принципов.
Непосредственное дидактическое взаимодействие может быть осуществлено с использованием элементов проблемного обучения (вариант 3).
Вариант 3
Взаимодействие учителя и учащихся на уроках физической культуры с использованием элементов проблемного обучения
Деятельность учителя Деятельность учащихся
Ставит перед учащимися в вводной, Воспринимают задачу и активи-основной или заключительной ча- зируют учебную деятельность по сти урока проблемную задачу. На- поиску способов ее решения пример: «На предыдущих уроках мы с вами изучили прыжок в высоту способом "перешагивание". Может ли быть иной способ преодоления планки?»
или:
«На предыдущих уроках вы научи- Воспринимают задачу и активи-
лись штрафным броскам двумя ру- зируют деятельность по поиску
ками снизу. Можно ли еще как- способов ее решения
нибудь по-другому сделать это?»
Организует интеллектуально-дви- Обсуждают возможные варианты гательную деятельность по реше- решения двигательной задачи нию двигательной задачи
Предлагает демонстрировать ре- Выполняют свой вариант реше-
шения поставленной задачи ния двигательной задачи
Рекомендует доказать рациональ- Доказывают рациональность или
ность выбранного способа реше- нерациональность способа реше-
ния задачи по сравнению с ранее ния двигательной задачи изученным с учетом конкретных условий
Предлагает учащимся определить, Делают выводы и обобщения по в каких конкретных ситуациях це- сути поставленной задачи лесообразно использовать тот или иной способ решения задачи
Могут быть и иные варианты использования проблемного и иллюстративно-объяснительного обучения на уроках физической культуры. Их реализация требует содержательной, целенаправленной и системной работы учителя на этапах, предшествующих непосредственному дидактическому взаимодействию или следующих за ними. Как известно, предшествующая уроку и последующая за ним работа учителя по своему содержанию и характеру отнесена к опосредованному взаимодействию с учащимися.
Значительную по объему и важную работу в рамках опосредованного взаимодействия со школьниками учитель выполняет в
компонентах целеполагания, программирования, отбора, обоснования и др.
Выбор оптимального для соответствующих условий вида непосредственного взаимодействия составляет наиболее важный элемент процедуры опосредованного взаимодействия. Задача учителя состоит в том, чтобы в каждом конкретном случае выбрать самый удачный вариант дидактического взаимодействия, когда наиболее полно учитываются возможности учащихся, чтобы на уроке они могли проявить познавательную самостоятельность. Однако нельзя шаблонно построить основное звено технологии учебно-воспитательного процесса, важно проявлять творческий подход1.