Приемы формирования первоначальных навыков письма
1. Чаще записывать изучаемую букву в составе слов.
2. Списывание слов и предложений (сначала рукописных, затем печатных, например из азбуки); при списывании приучать произносить слова по слогам, предложения сначала проанализировать на предмет «трудных мест».
3. Составление из разрезной азбуки слова или предложения, затем их запись.
4. Слуховой диктант букв, слогов.
5. Анализ предложения, которое затем скрывается и диктуется.
6. Запись отгадок к загадкам.
7. Использование многоточия: У кота . . . .
8. Чтобы дети при письме не пропускали гласные, их следует выделить голосом. Чтобы контролировали свое письмо, следует учить перечитывать написанное по слогам.
Формирование письменного навыка
Письменный навык состоит из графического(знать, как написать букву и соединение), каллиграфического (написать буквы красиво) и орфографического действия (правильное соотнесение звучащих звуков с графическими образами, т.е. умение перекодировать в письменную и наоборот).
Методика обучения графическому действию:
1) рассмотреть письменную букву (прописная и строчная), из каких элементов состоит (овал, полуовал, прямая наклонная (палочка), палочка с закруглением вверху или внизу (крючок),прямая с петлей вверх или вниз (петелька) и др.);
2) прописываем по воздуху (сначала учитель спиной к ученикам, затем месте);
3) ставим ручку в нужное место рабочей строки и прописываем поочередно всю букву из элементов.
В состав орфографического действия входит:
1) вычленение на слух из звучащего слова отдельных звуков-фонем,
2) произношение каждого звука в чистом виде, т.е. без призвуков,
3) различение каждого звука по акустико-артикуляционным признакам (гласный/согласный, звонкий/глухой, твердый/мягкий),
4) перекодирование звука в соответствующий графический символ (букву),
5) актуализация в памяти печатных и рукописных букв,
6) воспроизведение буквы на письме,
7) обратное перекодирование букв в звуки и слияние их в процессе чтения,
8) соотнесение полученного звукового комплекса с конкретным смысловым значением (проверяем, получилось ли нужное слово).
Нельзя навязывать траекторию написания элементов буквы (если ребенок настойчиво пишет в другом порядке- не переучивать) и нельзя навязывать безотрывность письма. От левшей нельзя также требовать наклонного письма, важно только следить за соблюдением правильной посадки, сажать левшей ближе к окну, на 1 варианте.
Начинать писать предпочтительнее карандашом (чтобы не переживал из-за грязных тетрадей и мог исправить), затем можно перейти на перьевую ручку (для формирования каллиграфического письма).
При письме учитель ориентирует учащихся: сколько клеток отступить от края, сколько строчек пропустить.
С 1 по 4 класс проводится 5-минутка чистописания (дать ей постоянное название, напр., Пишем быстро, но красиво, 5 минут каллиграфии, В мастерской каллиграфа): прописываем элементы, потом буквосочетания, слова (напр., словарные). Ставим цель –написать орфографически грамотно, красиво и быстро. Ученик сам оценивает свою работу карандашом (со 2кл), учитель в конце недели ставит оценку за чистописание в журнал.
Типы уроков обучения грамоте и требования к урокам
1) По основному предмету обучения уроки делятся на уроки чтения и уроки письма.
2) По времени, по периодам обучения уроки проводятся в добукварный период (2 ступени –безбуквенная и буквенная) и букварный период (4 ступени).
3)По наличию или отсутствию новой темы:
Звук [Р],и буква Р
Письмо Рр
Закрепление звука и буквы Р
Закрепление письма Рр.
Урок-обобщение (несколько букв)
К урокам предъявляются общедидактические требования (см педагогику), а также специальные требования:
Продолжительность урока -30 мин, остальное время - физминутки, упражнения для рук, глаз, минутки юмора, загадки, поговорки, распевки, скороговорки.
Развитие связной речи –на каждом уроке обучения грамоте: на уроке звучит образцовая речь учителя, учитель требует развернутых ответов, борется с нелитературными вариантами произношения и словоупотребления (предполагаемые ответы детей записывать в конспекте), проводится работа по обогащению, уточнению и активизации словаря, организуется пересказ, чтение наизусть, драматизация, учитель создает речевые ситуации, поощряя речевое взаимодействие учащихся.
2/3 урока чтения читаем и развиваем речь, 2/3 урока письма пишем.
Средства обучения грамоте: учебник, тетрадь, наборное полотно, индивидуальные кассы букв и слогов, наглядность, приготовленная учителем, доска (нельзя заполнять хаотично, заполняется слева направо и воспроизводит логический ход урока: слева- повторение изученного, середина –что читаем с доски или списываем, справа –постановка учебной задачи на следующий урок или домашнее задание (2кл и далее).
Планируемые результаты обучения грамоте
К концу периода обучения грамоте должны быть сформированы навыки:
1) правильной посадки, положения ручки, тетради.
2) орфоэпически правильного, плавного слогового с переходом на целые слова чтения небольших текстов с соблюдением знаков препинания. Темп чтения незнакомого текста 20-25 слов в минуту;
3) связной устной речи: ответы на вопросы по прочитанному, воспроизведение текста по иллюстрациям, объяснение заглавия прочитанного произведения, умение озаглавить небольшой текст;
4) запись слов и предложений под диктовку (или самостоятельно продуцированных) с соблюдением позиционного принципа русской графики (т.е. обозначение твердости/мягкости согласных и звука й’) и усвоенных отступлений от него (жи-ши, ча-ща, чу-щу,же, ше, це, чк, чн, чт).
5) анализ звучащей речи (выделять предложения, словосочетания, слова, слоги, уметь моделировать их с помощью символов.
6) В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы внутренняя позиция школьника, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации.
7) В сфере регулятивных универсальных учебных действий дети овладеют типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
8) В сфере познавательных универсальных учебных действий научатся использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также спектром логических действий и операций.
9) В сфере коммуникативных универсальных учебных действий первоклассники приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнера), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.