Методика ознакомления с пословицами и поговорками в процессе развития словаря и образной речи дошкольников
Занятия по ознакомлению детей с художественной литературой проводились фронтально. Общий эмоциональный настрой на активное слушание создавался с помощью обращения к личному опыту детей; им предлагали понять мотивы поступков героев и выразить к ним своё отношение. Особое внимание уделялось средствам образности [4].
Во время чтения или рассказывания произведения, а также перед заучиванием наизусть текстов пословиц поговорок внимание детей акцентировалось на образных средствах текстах. Дошкольники часто затруднялись самостоятельно выделить средства образности [5].
Особое место в работе было уделено ознакомлению дошкольников с пословицами и поговорками, приучающими видеть и чувствовать необычность и художественность описания предмета и эмоционально откликаться на образность этого жанра [6].
Н.В Гавриш подчёркивает, что показателем богатства речи является не только объем словаря, но и разнообразием используемых словосочетаний, синтаксических конструкций, а так, же выразительное оформление связного высказывания. Поэтому каждая речевая задача связана с образностью речи. Цель словарной работы заключается в понимании смыслового богатства слова, помочь ребёнку найти точное слово в построении самостоятельного высказывания, уместно его употребить [23].
Методика, разработанная Н.В. Гавриш, частично использовалась в исследовании Л.А. Колдуновой «Работа над словом в процессе развития речи детей старшего дошкольного возраста». Центральной задачей стала работа над пониманием значений слов и их оттенков и использование полученных знаний в собственных сочинениях детей [17].
Прежде всего, обращалось внимание на обогащение жизненных впечатлений, а для этого постоянно организовывались целенаправленные наблюдения [51].
Дети читали пословицы, пересказывали их, придумывая персонажей и интерполируя на них ситуацию из пословицы. При чтении поговорок и пословиц, дети отмечали слова с различными смысловыми оттенками. Задумывались о различных характеристиках персонажей пословиц. Это способствовало уместному и точному употреблению образных слов и выражений в сочинениях детей [4].
Е.В. Савушкина отмечает, что при работе над образным восприятием слов и развитием словаря дошкольников, следует в первую очередь обратиться к изобразительному искусству. То, что зафиксировано на бумаге фиксируется и в памяти. Она предлагает пословицы и поговорки не только читать пересказывать своими словами, но и изображать в виде рисунков. В процессе рисования дети изображают намного больше и интереснее чем могут рассказать. После того как рисунок нарисован, детям надо дать задание его объяснить. Например, изображая пословицу, «не рой другому яму сам в неё попадёшь», некоторые дети нарисуют яму, с человеком находящимся в нутри, иные нарисуют капкан с охотником, или что-либо похожее. В таком случае дети наглядно увидят, что рыть яму имеет множество значений, обозначающих одно, по сути. Планирование нечто плохого, оборачивается негативом самому автору злого умысла [15].
Детей, нарисовавших не прямой сюжет надо отметить, сделать как вариант конкурс, победитель которого получает особое поощрение. Рассказывая о содержании рисунка, ребёнок может не знать некоторых слов, чтоб дать полное описание. В таком случае воспитатель не должен сразу подсказывать пусть ребёнок попытается объяснить, используя синонимы [24].
Нельзя допускать, чтоб ребенок вошёл в ступор, и полностью перестал рассказывать. Если ребёнок остановился в своём рассуждении, можно предложить другим детям, в качестве викторины сказать, то слово, которое вызвало паузу. Если его никто из детей не знает, тогда воспитатель его называет, и рассказывает о его значениях, где это слово уместно применять [22].
Леонтьев отмечает в своих работах, что детская психология более чем взрослого зависит от двигательной памяти, поэтому пословицы и поговорки лучше всего непросто прочитывать, но и проигрывать, в виде дидактических игр, развивающих занятий, и театральных постановок, с участием самих детей [11].
В методике изучения пословиц в детском саду можно также использовать следующие приёмы: дописывание окончания в пословицу, исправление ошибки в слове, изображение на рисунке, сценке содержание пословицы [10].
Три основных направления: игра, изобразительное искусство, чтение и пересказ. Применяемые при работе с детьми по развитию их словаря с помощью пословиц и поговорок привели к разработке обобщающего типового занятия [35].
А.И. Горина в своей работе «Методические рекомендации педагогу при разработке занятия с детьми дошкольного возраста» выдвигает предположение, что в методике ознакомления дошкольников с фольклором, целесообразно задействовать родителей, дав им домашние задание. В задании необходимо указать, чтоб дошкольникам читалась произведения фольклора, а по возможности с помощью фольклора объяснялись поступки и события, потребовавшие объяснения. При этом автором подчёркивается, что домашние задание необходимо дать именно родителям, а не детям. Да дети могут прочитать пословицы, но подобрать ситуацию из жизни, к сюжету каждой из них у них недостаточно жизненного опыта. Кроме того пословицы – имеют очень краткую форму, с богатым содержанием. Именно краткая форма может ребёнка ввести в заблуждение, он может подумать, что с этой пословицей ему все понятно и можно перейти к другой. В то время как понятность достигнута прямым восприятием её смысла. Вот что автор пишет по этому поводу, дав домашние задание ребёнку, мы лишаем родителей хлопот на время выполнения им заданного. Сложный материал, может быть неправильно понят, что в последующем процессе воспитания обучения может привести к серозным трудностям [40].
При проведении с детьми дошкольного возраста работы по развитию их словаря, воспитателю важно знать уровень усвоения пройденного материала. В первую очередь для того чтоб скорректировать занятия по своему содержанию, лишний раз повторив пройденный материал, при своевременном его усвоении, детьми, или при знании детей превышающих программу обучения расширить уже имеющийся материал чем-то новым [33].
Чтоб в процессе обучения материал не стал неинтересным, непонятным и в итоге не потерять контроль над группой, необходимо регулярно проверять уровень знаний. Особенно это касается пословиц и поговорок. Для того чтобы оценить уровень усвоения средств образности речи у детей. И умений дошкольников замечать и использовать инструменты придания речи образности в собственных суждениях, были выделены уровни восприятия, понимания и употребления детьми 5-6 лет орудий предающих речи образный характер [29]:
Низкий уровень усвоения образности речи – характеризовался отсутствием умения понять и объяснить иносказание в сказке, загадке. При пересказе литературного текста делает длительные необоснованные паузы. Не понимает многозначное слово, вместо определения его значения даёт описание предмета, перечисляя признаки. Отказывается отвечать. При составлении описательных рассказов не использовались средства образности [29].
Средний уровень усвоения образности речи характеризовался умением ребёнка замечать образные средства в фольклорных произведениях (сказке, загадках), но при этом не объяснять о ком или о чём так было сказано. При пересказе редко использует авторские средства образности, нуждается в помощи взрослого. Не точно понимает, но пытается объяснить многозначные слова, своих примеров привести не сможет [29].
Высокий уровень усвоения образности речи характеризовался умением частично расшифровывать метафору пословицы, воспринимать средства которые речь сделали образной. Последовательно и самостоятельно передаёт литературный текст, используя авторские средства образности. Понимает и правильно. Объясняет значение многозначных слов. При составлении описания предмета и пейзажа использовались разнообразные средства лексической выразительности (описания, сравнения, метафора)[29].