Общий алгоритм конспектирования
1. Прочитайте текст, отметьте в нем новые слова, непонятные места, имена, даты; составьте перечень основных мыслей, содержащихся в тексте, и простой план, который поможет группировать материал в соответствии с логикой изложения.
2. Посмотрите в словаре значения новых непонятных слов, выпишите их в тетрадь или словарь в конце тетради.
3. Вторично прочитайте текст, одновременно записывайте основные мысли автора. Запись ведется своими словами. Важно стремиться к краткости, пользоваться правилами записи текста.
4. Прочитайте конспект еще раз, доработайте его.
Остановимся кратко на особенностях создания конспектов различных видов.
План-конспект — пересказ прочитанного или услышанного в виде плана. Он краток, прост, быстро составляется и заполняется. Достоинства плана-конспекта: он учит выбирать главное, четко и логично излагать мысли, дает возможность усвоить материал еще в процессе его изучения. Все это делает его незаменимым при быстрой подготовке доклада, выступления. Однако работать с ним через некоторое время трудно, так как содержание материала плохо восстанавливается в памяти.
Этапы работы
1. Составьте план прочитанного текста или воспользуйтесь готовым.
2. Разъясните кратко и доказательно каждый пункт плана, выберите разумную и эффективную форму записи.
3. Сформулируйте и запишите вывод.
Аннотация.Аннотация дает ответ на вопрос, о чем говорится в первичном документе. Виды аннотаций и их структура схематически представлены на рис. 8, 9.
Основные требования, предъявляемые к составлению аннотации, заключаются в следующем:
· композиция аннотации должна быть внутренне логична, она может отличаться от композиции исходного текста;
· отбор сведений, формулирование выводов и их расположение зависят от характера аннотации;
· язык аннотации должен быть лаконичным, простым, ясностью;
· аннотация на статьи оформляется на библиографической карточке, дается без абзацев;
· средний объем — 500 печатных знаков.
Аннотация имеет две обязательные части:
· содержательную характеристику первоисточника, цель автора;
· указание на адресата аннотируемого текста.
Кроме названных частей, могут быть и факультативные части:
· композиция, структура первичного текста;
· иллюстративный материал, приведенный в первоисточнике.
Перечисленные смысловые части аннотации оформляются с помощью речевых клише.
При характеристике содержания текста используются следующие речевые клише: «В статье (книге) рассматривается»; «В книге изложены»; «Статья посвящена»; «В статье даются»; «В основу работы положено»; «Автор останавливается на следующих вопросах»; «Автор затрагивает проблемы»; «Цель статьи — показать»; «Цель автора — объяснить (раскрыть)»; «Целью статьи является изучение»; «Автор ставит своей целью проанализировать».
При характеристике композиции работы применяются такие речевые клише: «Книга состоит из... глав (...частей)»; «Статья делится на ... части»; «В книге выделяются ... главы».
При характеристике назначения текста — такие: «Статья предназначена (для кого; рекомендуется кому)»; «Сборник рассчитан»; «Предназначается широкому кругу читателей»; «Для студентов, аспирантов»; «Книга заинтересует».
Основная ошибка в составлении аннотации — избыточность информации, длинноты в формулировке мыслей. Одно из важнейших правил рецензента — избегать лишнего: вводных слов и предложений, сложных предложений.
Рецензия и отзыв.
Рецензия — это разбор и оценка научного, художественного, кинематографического или музыкального произведения. В рецензии указываются достоинства и недостатки работы, даются ее оценка, детальный анализ.
Отзыв — это мнение, впечатление о произведении без детального его анализа; важной является общая оценка.
Структура рецензии и отзыва графически изображена на рис. 10.
Статья.Основные этапы работы над статьей:
· определение темы, ее анализ, составление плана/тезисов;
· работа над первым вариантом статьи на основе плана/тезисов;
· завершение работы, анализ, совершенствование, исправление текста.
Доклад.Доклад может быть представлен в устной и письменной форме.
Письменный доклад — это запись устного сообщения по какой-либо теме объемом от 5 до 15 страниц. В таком докладе не обязательно:
· выделять структурные элементы работы в виде плана; » выделять заголовки внутри текста;
· ссылаться на использованную литературу по ходу текста. Однако необходимо приводить список всех используемых источников в конце работы.
При подготовке доклада целесообразно соблюдать следующий порядок работы:
1) подберите литературу по изучаемой теме, познакомьтесь с ее содержанием;
2) отметьте наиболее существенные места или сделайте выписки, пользуясь закладками;
3) составьте план доклада;
4) на основе рекомендаций по составлению тематического конспекта и плана напишите доклад, в заключении которого обязательно выразите свое отношение к излагаемой теме и ее содержанию;
5) прочитайте текст и отредактируйте его;
6) оформите доклад в соответствии с требованиями.