Семинар № 1. Методы и формы воспитания как способы педагогического взаимодействия
Заочная форма обучения
Курс 2 Семестр 3
Фамилия, имя, отчество лектора Ципилева Г.А.
Лекции зимний семестр
№ п/п | Содержание | Количество часов | Дата | Примечание |
Сущность воспитания и его место в целостной структуре современного образовательного процесса. Движущие силы и логика воспитательного процесса. | ||||
Закономерности и принципы воспитания | ||||
Содержание воспитания. Понятие о воспитательных системах. Вариативные воспитательные системы | ||||
Коллектив как объект и субъект воспитания | ||||
ИТОГО: |
Практические занятия, семинары, лабораторные занятия
Летний семестр
№ п/п | Содержание | Количество часов | Вид занятия* | Дата | Примечание | |
Система методов и форм воспитания. | С | |||||
Содержание воспитания. Актуальные направления воспитания Понятие о воспитательных системах. Вариативные воспитательные системы. | С | |||||
Педагогическое взаимодействие в воспитании. Теория и технология взаимодействия школы и семьи. Технология организации родительского собрания | С | |||||
Функции и основные направления деятельности классного руководителя. Преемственность воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста | ЛБ | |||||
Технология коллективного творческого дела, мероприятия, игры | ЛБ | |||||
Диагностика воспитательной деятельности в начальной школе | ЛБ | |||||
ИТОГО: |
Контрольные работы по «Теории и методике воспитания»
(КП, КР, РГР, ИРТ, контрольная работа – тема)
Даты: выдачи ___________, сдачи _6 семестр__________
Итоговый контроль
____________экзамен_______________, сроки проведения _______6 семестр_________
(зачет,)
Контрольная работа
1. Провести аналитический обзор двух концепций воспитания (Концепция общечеловеческих ценностей В.А.Караковского обязательно всем и ещё одну на выбор) из книги «Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания» Степанов Е.Н., Лузина Л.М., М.: ТЦ Сфера, 2003 . НЕ ПЕРЕПИСЫВАТЬ СОДЕРЖАНИЕ КОНЦЕПЦИИ, А ДАТЬ ОБЩУЮ АНАЛИТИЧЕСКУЮ ЕЁ ХАРАКТЕРИСТИКУ.
2. Написать мини – сочинение (одна страница) на тему «Мои впечатления от книги В.А.Сухомлинского «Родительская педагогика». НЕ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ АННОТАЦИЯМИ ИЗ ИНТЕРНЕТА
3. Из брошюры «Воспитательная система школы: проблемы и поиски» из серии «Педагогика и психология» (1989,№10) выписать критерии факта и критерии качества воспитательной системы.
4. На основе анализа периодической печати (журналы «Классный руководитель», «Воспитание школьников», «Воспитательная работа в школе» за 2014-2015 гг.) картотеку статей по различным проблемам воспитания (можно ориентироваться на темы лекционных и семинарских занятий, вопросы экзамена), например,. по проблеме взаимодействия школы с семьей.
5. Какие идеи Ш.А.Амонашвили можно использовать в работе учителя начального класса. Свою точку зрения обоснуйте цитатой.
Литература:
1.Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! - М., 1988.
2. Амонашвили Ш.А. Как живёте, дети? - М., 1991.
3.Амонашвили Ш.А. Единство цели. - М., 1987.
4.Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. - М., 1990.
6. Составить словарь основных понятий теории воспитания: авторская школа, воспитание, воспитательная ситуация, воспитательная система школы, гуманистическое воспитание, гуманное воспитание, диагностика воспитанности личности, закономерность воспитания, коллектив, коллективное творческое воспитание, коллективное творческое дело, метод воспитания, форма воспитания, принцип воспитания, самовоспитание, социализация, цель воспитания, целеполагание педагогическое, ценность, ценностные ориентации, нравственное воспитание, педагогическое взаимодействие, преемственность, классификация, содержание воспитания, средства воспитания. ИСПОЛЬЗОВАТЬ НЕСКОЛЬКО ИСТОЧНИКОВ (УЧЕБНИКИ, СЛОВАРИ) И ПРЕДСТАВИТЬ В ТАБЛИЦЕ.
Понятие | Автор, источник | Автор, источник | Автор, источник |
Контрольную работу посылать по электронной почте.
Семинары по «Теории и методике воспитания» НО заочное
Семинар № 1. Методы и формы воспитания как способы педагогического взаимодействия
Цель: выявить и охарактеризовать педагогические условия, способствующие наиболее эффективному использованию различных методов и форм воспитания в целостном педагогическом процессе.
Вопросы для обсуждения:
1.Понятие педагогического взаимодействия в воспитании.
2.Понятие « метод воспитания».
3.Классификации методов воспитания (сравнительный анализ).
4.Педагогические условия эффективного использования методов. Представить в виде таблицы:
Название метода | Назначение метода | Виды (типы) методов | Условия выбора и применения методов |
5.Понятие «форма воспитания».
6.Классификация форм воспитательной работы.
7.Проблема выбора методов и форм в воспитательной работе.
Творческие задания студентам:
1. Расскажите (продемонстрируйте), как использовали конкретные методы воспитания учителя школы, в которой Вы учились или проходили практику. Какие педагогические условия при этом соблюдались?
2. Проанализируйте педагогическую ситуацию: «Так можно наказывать (поощрять, требовать)» и «Так нельзя наказывать (поощрять, требовать)».
Литература: А) обязательная:
1. Голованова Н.Ф. Общая педагогика. Учебное пособие для вузов. – СПб.: Речь, 2005.
2. Педагогика: Учебное пособие для студ. педагогических учебных заведений / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев,А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов. – М.: Школа-Пресс,2003
3. Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М., 2005
4. Педагогика Подласый И.П.. – М., 2002 Педагогика: уч. пос. для студ. высш. уч. зав./ Под ред. М.Н.Борытко. – м.: Изд. центр «Академия».2007
5. Педагогика. / Под ред. Л.П. Крившенко. – М., 2004.
6. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001
Б) дополнительная:
1. Кривчикова Э. Н., Этические игры для младших школьников // Воспитание школьников. 2013. №7. С. 55-60.
2. Сергеева Н.Ю. Использование педагогического потенциала кино в воспитательном процессе // Воспитание школьников. 2015. №2. С. 25-32.
3. Соловцова И.А. Содержание и формы воспитания на пути к новой школе // Воспитание школьников. 2015. №1. С. 3-11.
Семинар № 2. Содержание воспитания. Актуальные направления воспитания Понятие о воспитательных системах. Вариативные воспитательные системы.
Цель: определить перспективы развития воспитательной работы в соответствии с актуальными нормативными документами; осмыслить сущность воспитательной системы как педагогического явления,
Вопросы для обсуждения:
1. Трактовка воспитания в федеральных документах: определение ключевых категорий «воспитание», «образование» в тексте Федерального закона и Стандарта начального образования.
2. Общие задачи и принципы воспитания средствами образования в соответствии с содержанием ФГОС начального общего образования
3. Актуальные направления воспитания по «Программе развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях на 2013-2020 гг.
4. Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени начального общего образования (принципы, категории, направления, показатели нравственной воспитанности).
- Понятие «воспитательная система». Авторитарные и гуманистические воспитательные системы.
- Характеристика авторских воспитательных систем. (сделать ПИСЬМЕННО аналитическое описание двух современных авторских воспитательных систем (И.П. Волков, И.П. Иванов, В.А. Караковски, А.Н. Тубельский, Е. А. Ямбург и др. из книги Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. – М.: ТЦ Сфера, 2003) по схеме.
- ведущая педагогическая идея (идеи) системы;
- цель и содержание воспитания в системе;
- основные принципы и приоритетные направления воспитательной деятельности;
- особенности методов, средств, форм реализации воспитательных целей и задач;
- специфика взаимоотношений ученического и педагогического коллективов;
- характер взаимодействия воспитательной системы с социумом
- «изюминка» данной воспитательной системы (нечто оригинальное, свойственной только ей, какая-либо педагогическая находка).
Литература: А) обязательная
1. Программа развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях на 2013-2020 гг
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373
3. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
4. Данилюк А.Я., Логинова А.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России //Просвещение. Москва, 2012
5. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени начального общего образования/ /Просвещение. Москва, 2011
6. Воспитательная работа школы. Проблемы и поиски. / Под ред. Н.И.Селивановой. – М.,1989.
7. Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. – М.: ТЦ Сфера, 2003
Б) дополнительная
- Атемасов А. В., Воспитание высших чувств // Воспитание школьников. 2014. №7. С. 40-47.
- Колпакова Н. В. О духовно-нравственном воспитании ребенка в современном российском обществе, семье и школе // Воспитание школьников. 2014. №9. С. 3-8.
- Мухин М. И., Духовно-нравственное воспитание // Воспитание школьников. 2014. №7. С. 3-12
- Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание... Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем. – М., 1996
- Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! - М., 1988.
- Амонашвили Ш.А. Как живёте, дети? - М., 1991.
- .Амонашвили Ш.А. Единство цели. - М., 1987.
- Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. - М., 1990.
- Караковский В. А. Воспитай гражданина. - М, 1986.
10 Караковский В. А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности - основа учебно-воспитательного процесса. - М., 1993.
11.Моделирование воспитательных систем: теория - практика: Сборник научных статей / Под ред. Л.И.Новиковой, Н.Л.Селивановой. - М, 1995