Методы, способствующие активизации познавательной деятельности
1.Творческое задание представляет собой учебное задание, содержащее творческий компонент, для решения которого учащемуся необходимо использовать знания, приемы или способы решения, никогда им ранее в школе не применяемые. Почти любое учебное задание можно представить в творческой форме, однако наибольший творческий потенциал содержат такие виды учебных заданий, как сочинение, рисунок, составление ребусов, головоломок, написание стихотворений.
2.Создание креативного поля так же способствует активизации познавательной деятельности учащихся. Сам термин «креативное поле» впервые использовался Д.Б.Богоявленской для описания проводимых ею психологических экспериментов и обозначил собой пространство возможных творческих решений. Этот метод важен при создании творческой атмосферы в классе. Смысл его заключается в том, что учащимся предоставляется возможность (всячески стимулируемая со стороны учителя) на основе непосредственной учебной деятельности развернуть другую, более интересную - креативную деятельность. Вокруг выполняемых заданий как бы существует поле возможных иных креативных решений, и каждый из учащихся может «шагнуть» туда и найти какие-то из этих вариантов, закономерностей и пр. Для нахождения каждого из возможных решений учащемуся необходимо проделать определенную работу.
Особенностью этого метода является его постоянное действие на учащихся. Однажды разрешив учащимся найти «свой» способ решения, рассказать о нем и доказать его правильность, «учитель» включает механизм постоянного поиска у учащихся. Решая любые задачи, примеры, обсуждая проблемы, учащиеся будут искать другие способы решения, пытаться рассмотреть новые закономерности.
3.Дискуссия выполняет учебную функцию. Она создает обстановку свободного воспроизведения детьми имеющихся знаний, эмоционально насыщенную атмосферу, психологическое напряжение, что способствует глубокому проникновению школьников в истину, прочному её усвоению. Одновременно обеспечивается вовлечение всех учащихся в активное взаимодействие, превращение их в субъект познавательной деятельности. В любом учебном предмете имеется материал, который может быть подвергнут дискуссионному обсуждению.
Учебная дискуссия нуждается в четкой методической аранжировке и ограничении во времени. Её участники в своих выступлениях не должны выходить за рамки 1,5 - 2 минут. Она создает оптимальное условие для предупреждения возможных ошибочных толкований, для возбуждения повышенной активности учащихся и прочности усвоения ими изучаемого материала.
Дискуссия позволяет учителю диагностировать состояние кругозора, общего развития учащихся, интеллектуальную находчивость, умение слушать других.
Начинать проводить мини - дискуссии и создавать условия для осознания учащимися необходимости соблюдения её требований нужно уже в начальной школе. Именно здесь необходимо подготовить учащихся к ведению дискуссии, выработать такие качества, как:
- научить не обижаться на замечания;
- доказывать правильность своего мнения не криком, оскорбительными интонациями, а словами, фактами, примерами.
4.Взаимообучение - специфический метод обучения взаимодействия между самими учащимися. Он заключается в обмене основной и дополнительно изучаемой информации, в совместной отработке умений и навыков, взаимопроверке прочности усвоения. Парное взаимообучение позволяет каждому школьнику попеременно исполнять роль учащегося и обучаемого. Групповое взаимообучение ставит одного из учащихся в позицию консультанта по тому или иному предмету для группы учащихся класса. Взаимообучение активно способствует закреплению знаний взаимодействующих партнеров. Одновременно дети обогащают друг друга дополнительной информацией, которую они добывают самостоятельно.
Взаимообучение способствует интенсивному психическому развитию школьников, активизации их мышления, речи, внутреннего самостимулирования.
Воспитательное значение взаимообучения проявляется в формировании у школьников чувства коллективизма, собственного достоинства, взаимопомощи, самоутверждения. Как убеждает опыт, взаимообучение педагогически целесообразно, если включено в систему других методов, взаимодействует с ними. В диагностическом аспекте взаимообучение активно помогает учителю в деле распознавания интересов, склонностей, увлечений учащихся, осуществления индивидуализации и дифференциации обучения.
5.Практические методы преподавания имеют огромное значение в учебно-воспитательном процессе, так как в наибольшей степени позволяют реализовать деятельностный подход и гуманизацию процесса обучения. Они развивают интерес к учению, творческие способности детей, активизируют теоретическую и практическую познавательную деятельность учащихся, развивая их мышление, практические умения и навыки, навыки учебного труда.
К ним можно отнести: моделирование, опыт, эксперимент, наблюдение.
5.1.Метод моделирования.
Под моделированием понимают такой специфический метод познания, который включает построение моделей (или выбор готовых) и изучение их с целью получения новых сведений о рассматриваемых физических объектах.
Модели бывают материальные (вещественные) и идеальные (умозрительные, мысленно построенные).
К материальным моделям относится глобус, модели термометра, цветка, сердца и т.п.
Под материальной моделью изучаемого физического объекта понимают некоторый материальный (вещественный) предмет, подобный оригиналу и способный защищать его в процессе эксперимента (или познания). Их назначение - воспроизведение структуры, характера протекания, сущности изучаемого процесса.
Среди идеальных моделей выделяют модели образные и знаковые. Эти модели создаются мысленно на основе анализа реальной действительности. Примером знаковых моделей являются условные знаки для обозначения погоды, природоохранительные знаки, условные знаки плана и карты и др. Образные модели строятся из чувственно-наглядных элементов. Таковы, например, схема круговорота воды в природе, развитие растения из семени, инструктивные рисунки (правила ухода за комнатными растениями).
Однако не следует путать модель как наглядное пособие и моделирование как метод обучения. Если на уроке применена готовая модель, заранее начерченная схема, то здесь мы имеем дело с моделью как наглядным пособием. Моделирование выполняет функцию метода, когда ребенок на основе созданного в голове образа сам создает модель и в процессе деятельности получает информацию о моделируемом предмете, явлении.
Обучение, в котором изучаемый объект заменяют его моделью, являющейся носителем одной или нескольких характеристик оригинала, называют модельным. Схема его представлена на рис.1
Рис1.
|
Под руководством учителя ученик, взаимодействуя с моделью, получает знания об объекте изучения. Отличительной особенностью этого способа изучения является наличие обязательного этапа сопоставления знаний, полученных учеником с помощью модели, непосредственно с самим объектом.
5.2. Эксперимент
Это метод, который относится к группе практических методов. Очень часто в методической литературе метод экспериментирования приравнивают к опыту. Но эти 2 практические метода различаются уровнем творческой активности ребенка и сложностью организации.
Эксперимент - это воспроизведение объекта познания, проверка гипотезы. Таким образом, действие метода экспериментирования основано на проведении учащимися исследовательской работы.
Школьники ведут наблюдения за предметами и явлениями в естественных измененных условиях, сравнивают данные между собой, дают объяснения происходящему, делают обобщения и выводы.
Экспериментирование как метод обучения имеет огромное значение в учебном процессе. Наряду с другими практическими методами он обеспечивает эмпирический уровень познания, но в отличие от других методов, вызывает более активную мыслительную деятельность. Он развивает исследовательские навыки учащихся, их творческие способности, самостоятельность, самоконтроль и др.
Эксперимент как метод обучения используется для реализации содержания предмета «Окружающий мир» в системе развивающего обучения Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова. В предлагаемом учебном курсе учебным предметом является не картина мира, а сами способы построения этой картины, способы получения знаний о природе, т.е. экспериментальный метод естественных наук. Это означает, что конечной целью и результатом обучения детей по этой программе должно стать становление способностей ребенка искать и по возможности находить ответы на поставленные вопросы о природе, сознательно используя для этого различные способы получения ответов.
Что предполагает введение в экспериментальный метод?
1. Учить детей расчленять основные этапы эксперимента как вопросы, заданные природе. Сопоставлять наблюдаемые факты, ставить проблему, формулировать гипотезу, придумывать способы проверки гипотезы, предсказывать результаты, сопоставлять результат с гипотезой, делать выводы и ставить новые вопросы.
2. Приступить к воспитанию самой культуры экспериментирования. Способы проверки гипотез: от самых простых наблюдений до сложных исследований.
3. Экспериментирование позволяет обратить ребенка к ведущему способу познания через действие.
Познавательная (дидактическая) игра.
Игра относится к специальным методам стимулирования познавательного интереса.
Типология игр: ролевые игры, игры - состязания, имитационно - моделирующие игры, игра - творческая дискуссия, игры - путешествия.
Вопрос о дидактических возможностях игры в педагогике является дискуссионным. Суть противоречия состоит в том, что игра и обучение имеют противоположные ориентации с точки зрения цели.
Игра рассматривается как самоценная и самопроизвольная деятельность, не ориентированная на какой-либо практический результат. Обучение, напротив, является целенаправленной деятельностью, которую организует учитель, планируя достижение определенного результата. Чтобы разрешить это противоречие и в теоретическом и практическом планах, было проведено разграничение игровой деятельности (как самопроизвольного процесса) и игры с правилами (как деятельности, подчиненной достижению заранее намеченного результата). Рассматривая игру как метод, имеют ввиду именно целенаправленную игру - игру с правилами.
Привлекательность игрового метода обучения объясняется, в первую очередь, его возможностями в плане обучения учащихся поисковым и исследовательским процедурам, формирования культуры рефлексивного мышления.
Дидактические возможности игр:
1.Учебная игра предоставляет обучаться на собственном опыте, самостоятельно решать трудные проблемы, а не просто слушать рассказ учителя и наблюдать за его действиями.
2.Учащиеся овладевают опытом деятельности, сходным с тем, который они получили бы в действительности.
3.Игры создают потенциально высокую возможность переноса знаний и опыта деятельности из учебной ситуации в реальную;
4.Игра обеспечивает глубокое вовлечение в выполнение задания, высокую мотивацию достижения цели.
5.Она психологически привлекательна для учащихся.
6.Игровая модель обучения эффективна для закрепления знаний, творческого осмысления материала и применение полученных знаний в реальном жизненном конспекте; формирования ценностных ориентаций.
Основные особенности учебных игр:
- моделирование определенных видов практической деятельности;
- моделирование условий, в которых протекает деятельность;
- наличие ролей, их распределение между участниками игры;
- взаимодействие участников, исполняющих те или иные роли;
- наличие общей цели у всего коллектива;
- групповое или индивидуальное оценивание деятельности участников игры.
Игру, которая проводится в процессе обучения, называют дидактической.
Дидактическая игра содержит три компонента:
- дидактическая цель;
- игровое правило;
- игровое действие.
Дидактическая цель определяется как основная цель проведения игры: что педагог хочет проверить, какие знания закрепить, дополнить, уточнить.
Например, с помощью игры «Когда это бывает?» уточняются знания о сезонных изменениях в природе, формируются представления о временах года; развиваются наблюдательность, внимание, речь.
Игровое правило - это условия игры. Обычно они формулируются словами «если, то …»
Игровое действие представляет игровое содержание. Это может быть любое действие.
Главным условием для проведения любых игр с правилами является наличие у школьников представлений, необходимых для соблюдения правил игры.
Поэтому дидактические игры целесообразно организовывать не в начале изучения темы, когда знания детей еще недостаточны, а в конце, когда требуется проверить, что усвоено хорошо, а что требует повторения.
Виды дидактических игр:
- игры - упражнения;
- игры путешествия;
- сюжетная (ролевая) игра;
- игра -соревнование;
Организация учебного процесса в игровом режиме.
Принимая решение, что именно игра является наилучшим методом обучения относительно конкретной учебной ситуации (целей и задач), учитель должен продумать её структуру, уровень включенности участников, анализ и обсуждение приобретенного опыта.
В структуре учебного процесса на основе игры можно выделить 5 этапов:
- ориентация;
- подготовка к проведению;
- проведение игры;
- подведение итогов;
- обсуждение хода и результатов игры.
На ориентационном этапе учитель готовит сценарий и все необходимые материалы, определяет временные границы игры. Предметный материал игры может быть по одной теме или интегрированным, т.е. затрагивать области нескольких наук. Правила игры, разработанные в виде письменных или устных инструкций, должны быть ясными и простыми для понимания.
После того, как игра полностью подготовлена, учитель объявляет тему учащимся. Он знакомит их с кругом основных понятий и представлений, которые будут использованы в игре, дает обзор общего хода игры и излагает игровые правила.
На этапе подготовки игры учащиеся знакомятся со сценарием, распределяют роли. Учитель создает условия для самостоятельной подготовки детей к решению учебных задач в ходе игры.
При проведении игры учитель выступает как её ведущий, одновременно следит за характером игровых решений и подсчетом очков. Учащиеся «вживаются» в игровую ситуацию и действуют в ней, исходя из своей роли и игровых правил.
На этапе подведения итогов игры проводится подсчет очков и объявление игровых результатов. Также участники дают самооценку своих действий в плане исполнения игровой роли.
Обсуждение хода и результатов игры. Этому этапу принадлежит исключительная роль. Игра рассматривается в двух планах - предметно-содержательном и социально-психологическом.
Учитель побуждает детей к обсуждению трудностей, возникавших по ходу игры, эмоциональных переживаний, идей, которые приходили в голову, полученного опыта. Особое внимание уделяется обсуждению соотношения игровой ситуации с реальностью, возможность использования полученного игрового опыта в других ситуациях.
Одним из результатов рефлекции игры может быть и внесенные в неё поправки и изменения.