Физкультминутка (до 2 минут)
Ход урока.
I этап. Организационный(до 2 минут)
Учитель: Давайте вместе зададим тон нашего урока. Каким вы хотите видеть наш урок? (совместно придумывают прилагательные, которые начинаются на буквы У-Р-О-К)
Ответ:
У –удачный, удивительный, увлекательный
Р – радостный, развивающий, результативный
О – обучающий, оригинальный, очень интересный
К – креативный, классный, крутой
Учитель: Я надеюсь, что именно таким он и будет.
II этап. Распевание (до 8 минут)
Учитель: Распевание настраивает и разогревает голосовой аппарат.
Подготовительные упражнения.
Самомассаж лица со звуком «м-м-м» - подготовка к голосовой работе.
Расслабляющий «стон» - подготовка гортани
Штрубас – подготовка голосовых связок к голосовой нагрузке.
Артикуляционная гимнастика: упражнения «шинковка», «иголочка», «щеточка», «цоканье». Надуваем щеки и вытягиваем губы, придавая лицу обиженное выражение, широко улыбнулись – «у-и-у-и». Чередуем эти положения.
Вернемся к слову «урок». В этом слове очень полезные для вокальных упражнений звуки.
Дыхательные упражнения.
Дыхание – энергетический источник голоса. Мы используем какое дыхание при правильном пении?
Ответ: нижнереберное-диафрагмальное.
o Вдох-выдох на звук «к-к-к».
o Вдох-выдох на звук «у-у-о-у» (мотив терции вверх-вниз).
Упражнения на развитие гибкости голоса и сглаживания регистра.
o Звук «рррррр» (на мотив поступенной квинты вверх и вниз).
Упражнения на развитие звуковедения и устойчивой высокой певческой позиции.
o Слоги «ри-ро-ри-ро» (на мотив мажорного арпеджио).
Упражнения на развитие артикуляционного аппарата.
o Слоги «бри-брэ-бра-бро» (мотив детской песенки «Добрый жук»)
Упражнения на развитие гармонического слуха и чистоты интонации.
o Канон «Viva la Musika»
III этап. Вокальная работа
1. Повторение теоретических понятий (до 4 минут).
Учитель: Существует известный афоризм: «У хорошего певца хорошая дикция, у плохого певца и дикция плохая». (Н. Малышева)
Итак, тема нашего урока «Дикция и артикуляция».
Учитель: Мы продолжаем работу над развитием артикуляционного аппарата. Вы уже обратили внимание, что в распевании артикуляционных упражнений было больше, чем обычно. Теперь наша задача перенести наработанное качество звука на произведение. Но прежде, чем мы начнем работу над произведениями, вспомним, что такое артикуляция?
Ответ: Артикуляция – (от лат. – расчленяю)
1) Это работа органов речи, необходимая для образования звуков.
2) В музыкальном исполнительстве это способ исполнения звуков с разной степенью слитности и расчлененности.
Вопрос: как и чем в нотах обозначается артикуляция?
Ответ: лигами, точками или терминами (legato, staccato и т.д.)
Вопрос: что такое дикция?
Ответ: Дикция – (от лат. – произнесение) это ясность, разборчивость произнесения текста.
Вопрос: От чего зависит хорошая дикция при пении?
Ответ: от качества произнесения согласных звуков.
Вопрос: Какова роль согласных звуков в пении?
Ответ (читаем в вокальном словаре И. Кочнева): Согласные в пении – это звуки, которые играют решающую роль в восприятии текста. Разборчивость слова в пении связана с их четким и быстрым произношением.
Вопрос: Какова роль гласных звуков в пении?
Ответ (читаем в вокальном словаре И. Кочнева): Гласные в пении – звуки, на которых осуществляется пение и раскрываются все певческие возможности голоса: красота тембра, длительность звучания, силовые ресурсы, диапазон.
Учитель: Закончите мысль: «В ансамблевом пении, кроме четкости произнесения согласных звуков каждым певцом для хорошей дикции требуется …»
Ответ: синхронность артикуляции.
2. «Про Емелю» сл. В.Суслова, муз. Я.Дубравина (до 6 минут)
Цель: отработка синхронной артикуляции; умение петь в подвижном темпе, не форсируя звук. Для достижения цели нужна активная работа артикуляционного аппарата. Грамотная фразировка и динамика будут способствовать созданию характера произведения.
1) Упражнение «Магазин ТВ».
2) Исполняем первый куплет в темпе и характере.(Исполняют. Анализируем исполнение. )
3. «Les choristes» Bruno Coulais (до 8 минут)
«Хористы» - это произведение является саундтрэком к фильму «Хористы», в нем содержится главная идея. Женя нам выразительно прочтет перевод на русский язык. (Читает).
Учитель: какое смысловое значение вокализа в этом произведении?
Ответ: в нем выражена тревога и боль, слышен стук сердца.
Учитель: верно. Теперь в своих рабочих партитурах отметим артикуляционные штрихи в вокализе и сравним, совпадают ли они с динамикой, которую мы проставили на прошлом уроке. (Отмечают лигами и точками).
Учитель: теперь исполним, что у нас получилось. (Исполняют.)
Учитель: теперь прослушаем оригинальное исполнение главной темы и настроимся на французскую фонетику. (Слушают)
Учитель: Исполним произведение целиком. (Исполняют. Анализируем исполнение.)
Физкультминутка (до 2 минут)
4. «Если мы будем дружить» сл. и муз. А.Ермолова (до 10 минут)
Учитель: становимся в круг. Следующая песня, которую мы будем сейчас исполнять, о дружбе и друзьях. Только имея доверительные отношения можно хорошо выполнять совместную работу. А в вокальном ансамбле дружба и доверие – это залог успеха. И сейчас мы послушаем пословицы, которые вы приготовили к сегодняшнему уроку. (Рассказывают)
Теперь исполним кульминационное место. (Исполняют)
Солисты пропоют припев, а остальные готовятся к концертному исполнению.
(Исполняют песню целиком – концертный номер)
Учитель: пожалуйста, сами оцените свое исполнение.
IV этап: Домашнее задание и подведение итогов (до 5 минут)
Домашние задание: петь перед зеркалом, наблюдая за движением губ, выражением глаз и улыбкой.
Второе задание творческое: составить список песен о дружбе. Сравним, у кого он будет длиннее.
Учитель: теперь подведем итоги и составим синквейн (делятся на 2 группы: альты и сопрано, потом зачитываем его, прощаемся: поем заключительный аккорд и попевку).
Литература:
1. Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренинг/ В.В Емельянов.–
3-е изд., испр. – СПб.: Лань, 2010 – 192с.
2. Морозов В. Тайны вокальной речи.- Ленинград. Наука.1967
3. Земцова Е.А. Организация работы по совершенствованию техники речи учителя/ Методические рекомендации/ Институт повышения квалификации. – Минск.2005
4. Ф. Абт. Школа пения. - М.,1985.
5. Кочнева И., Яковлева А. Вокальный словарь. – Ленинград. «Музыка».1988