Физкультминутка (до 2 минут)

Ход урока.

I этап. Организационный(до 2 минут)

Учитель: Давайте вместе зададим тон нашего урока. Каким вы хотите видеть наш урок? (совместно придумывают прилагательные, которые начинаются на буквы У-Р-О-К)

Ответ:

У –удачный, удивительный, увлекательный

Р – радостный, развивающий, результативный

О – обучающий, оригинальный, очень интересный

К – креативный, классный, крутой

Учитель: Я надеюсь, что именно таким он и будет.

II этап. Распевание (до 8 минут)

Учитель: Распевание настраивает и разогревает голосовой аппарат.

Подготовительные упражнения.

Самомассаж лица со звуком «м-м-м» - подготовка к голосовой работе.

Расслабляющий «стон» - подготовка гортани

Штрубас – подготовка голосовых связок к голосовой нагрузке.

Артикуляционная гимнастика: упражнения «шинковка», «иголочка», «щеточка», «цоканье». Надуваем щеки и вытягиваем губы, придавая лицу обиженное выражение, широко улыбнулись – «у-и-у-и». Чередуем эти положения.

Вернемся к слову «урок». В этом слове очень полезные для вокальных упражнений звуки.

Дыхательные упражнения.

Дыхание – энергетический источник голоса. Мы используем какое дыхание при правильном пении?

Ответ: нижнереберное-диафрагмальное.

o Вдох-выдох на звук «к-к-к».

o Вдох-выдох на звук «у-у-о-у» (мотив терции вверх-вниз).

Упражнения на развитие гибкости голоса и сглаживания регистра.

o Звук «рррррр» (на мотив поступенной квинты вверх и вниз).

Упражнения на развитие звуковедения и устойчивой высокой певческой позиции.

o Слоги «ри-ро-ри-ро» (на мотив мажорного арпеджио).

Упражнения на развитие артикуляционного аппарата.

o Слоги «бри-брэ-бра-бро» (мотив детской песенки «Добрый жук»)

Упражнения на развитие гармонического слуха и чистоты интонации.

o Канон «Viva la Musika»

III этап. Вокальная работа

1. Повторение теоретических понятий (до 4 минут).

Учитель: Существует известный афоризм: «У хорошего певца хорошая дикция, у плохого певца и дикция плохая». (Н. Малышева)

Итак, тема нашего урока «Дикция и артикуляция».

Учитель: Мы продолжаем работу над развитием артикуляционного аппарата. Вы уже обратили внимание, что в распевании артикуляционных упражнений было больше, чем обычно. Теперь наша задача перенести наработанное качество звука на произведение. Но прежде, чем мы начнем работу над произведениями, вспомним, что такое артикуляция?

Ответ: Артикуляция – (от лат. – расчленяю)

1) Это работа органов речи, необходимая для образования звуков.

2) В музыкальном исполнительстве это способ исполнения звуков с разной степенью слитности и расчлененности.

Вопрос: как и чем в нотах обозначается артикуляция?

Ответ: лигами, точками или терминами (legato, staccato и т.д.)

Вопрос: что такое дикция?

Ответ: Дикция – (от лат. – произнесение) это ясность, разборчивость произнесения текста.

Вопрос: От чего зависит хорошая дикция при пении?

Ответ: от качества произнесения согласных звуков.

Вопрос: Какова роль согласных звуков в пении?

Ответ (читаем в вокальном словаре И. Кочнева): Согласные в пении – это звуки, которые играют решающую роль в восприятии текста. Разборчивость слова в пении связана с их четким и быстрым произношением.

Вопрос: Какова роль гласных звуков в пении?

Ответ (читаем в вокальном словаре И. Кочнева): Гласные в пении – звуки, на которых осуществляется пение и раскрываются все певческие возможности голоса: красота тембра, длительность звучания, силовые ресурсы, диапазон.

Учитель: Закончите мысль: «В ансамблевом пении, кроме четкости произнесения согласных звуков каждым певцом для хорошей дикции требуется …»

Ответ: синхронность артикуляции.

2. «Про Емелю» сл. В.Суслова, муз. Я.Дубравина (до 6 минут)

Цель: отработка синхронной артикуляции; умение петь в подвижном темпе, не форсируя звук. Для достижения цели нужна активная работа артикуляционного аппарата. Грамотная фразировка и динамика будут способствовать созданию характера произведения.

1) Упражнение «Магазин ТВ».

2) Исполняем первый куплет в темпе и характере.(Исполняют. Анализируем исполнение. )

3. «Les choristes» Bruno Coulais (до 8 минут)

«Хористы» - это произведение является саундтрэком к фильму «Хористы», в нем содержится главная идея. Женя нам выразительно прочтет перевод на русский язык. (Читает).

Учитель: какое смысловое значение вокализа в этом произведении?

Ответ: в нем выражена тревога и боль, слышен стук сердца.

Учитель: верно. Теперь в своих рабочих партитурах отметим артикуляционные штрихи в вокализе и сравним, совпадают ли они с динамикой, которую мы проставили на прошлом уроке. (Отмечают лигами и точками).

Учитель: теперь исполним, что у нас получилось. (Исполняют.)

Учитель: теперь прослушаем оригинальное исполнение главной темы и настроимся на французскую фонетику. (Слушают)

Учитель: Исполним произведение целиком. (Исполняют. Анализируем исполнение.)

Физкультминутка (до 2 минут)

4. «Если мы будем дружить» сл. и муз. А.Ермолова (до 10 минут)

Учитель: становимся в круг. Следующая песня, которую мы будем сейчас исполнять, о дружбе и друзьях. Только имея доверительные отношения можно хорошо выполнять совместную работу. А в вокальном ансамбле дружба и доверие – это залог успеха. И сейчас мы послушаем пословицы, которые вы приготовили к сегодняшнему уроку. (Рассказывают)

Теперь исполним кульминационное место. (Исполняют)

Солисты пропоют припев, а остальные готовятся к концертному исполнению.

(Исполняют песню целиком – концертный номер)

Учитель: пожалуйста, сами оцените свое исполнение.

IV этап: Домашнее задание и подведение итогов (до 5 минут)

Домашние задание: петь перед зеркалом, наблюдая за движением губ, выражением глаз и улыбкой.

Второе задание творческое: составить список песен о дружбе. Сравним, у кого он будет длиннее.

Учитель: теперь подведем итоги и составим синквейн (делятся на 2 группы: альты и сопрано, потом зачитываем его, прощаемся: поем заключительный аккорд и попевку).

Литература:

1. Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренинг/ В.В Емельянов.–

3-е изд., испр. – СПб.: Лань, 2010 – 192с.

2. Морозов В. Тайны вокальной речи.- Ленинград. Наука.1967

3. Земцова Е.А. Организация работы по совершенствованию техники речи учителя/ Методические рекомендации/ Институт повышения квалификации. – Минск.2005

4. Ф. Абт. Школа пения. - М.,1985.

5. Кочнева И., Яковлева А. Вокальный словарь. – Ленинград. «Музыка».1988


Наши рекомендации