Классификация занятий урочного типа
Конкретные уроки физического воспитания проводятся с различными контин-гентами населения по разным программам, рассчитанным на разные направления и задачи работы. При этом приходится иметь дело с большими различиями в уровне подготовленности и состоянии занимающихся, с неоднородностью их интересов и возможностей, с разнообразными внешними условиями. Поэтому в практике физического воспитания закономерно складываются многообразные по содержанию, структуре и типичным методическим особенностям виды, разновидности и более частные построения урочных занятий.
Выбору и планированию наиболее целесообразных занятий поможет знание общей классификации уроков физического воспитания (рис. 15.1.) В основе данной классификации закон восхождения от общего к частному, которому подчинен порядок признаков и многообразия уроков.
1.По целевой направленности физического воспитания:
1. Уроки общего Физического воспитания {обшей Физической полготовки) слу-жат целям создания фундамента физического развития, образования и воспитания для разнообразной двигательной деятельности в жизни. Они подразделяются на два вида:
Уроки широкого общего физического воспитания, которые направлены на всестороннюю общую подготовку к любой двигательной деятельности и, поэтому, отличаются богатством содержания, разнообразием построения и сложностью методической разработки. Они характерны для физического воспитания детей.
Уроки относительно ограниченной общей физической подготовки применяются в специализированном физическом воспитании в целях более узкой общей физической подготовки к ограниченной деятельности. Их содержание тесно связывается со специфическим содержанием отдельного вида специализации (спортивной, профессиональной и др.).
2.Уроки специализированного физического воспитания служат целям подготовки к конкретной двигательной деятельности. Они включают три вида:
Уроки спортивной тренировки являются основной формой занятий со спортсменами всех разрядов и служат подготовке их к соревнованиям. Предметное содержание, а отчасти и построение спортивно-тренировочных уроков, в различных областях и видах спортивной специализации характеризуется специфическими особенностями.
Уроки прикладной физической подготовки расчленяются на уроки профессионально-прикладной и уроки военно-прикладной физической подготовки. Их содержанием являются специфические виды двигательной деятельности в зависимости
Лекция 15 Формы построения занятий физическими упражнениями
от особенностей профессии.
Занятия урочного типа с лечебной направленностью, используемые в целях содействия восстановлению здоровья. Их содержание, особенности структуры и методика обусловлены характером заболевания и особенностями применения других лечебных процедур.
//. По основному предмету и программному содержанию занятий:
1. Узкопредметные (видовые) характеризуются однородностью учебного материала. На этом уровне обобщенно различаются уроки гимнастики, легкой атлетики, плавания, фехтования, игр и т.п. - виды. В пределах каждого предмета выделяются уроки спортивной (или иной) гимнастики, баскетбола, фехтования на рапирах, прыжков на лыжах, беговой подготовки в легкой атлетике и т.п. - разновидности.
2.Комплексные уроки отличаются разнообразием учебного материала, например, гимнастического, легкоатлетического и игрового. Такие занятия встречаются чаще в общей физической подготовке. Уроки этого классификационного уровня отличаются также структурой и методикой проведения.
III. В зависимости от того, какая из основных сторон процесса Физического воспитания акцентируется или полностью составляет содержание занятия:
1.Уроки образовательной направленности. Их основным содержанием является формирование и совершенствование специфических знаний, двигательных и интеллектуальных умений и навыков, а так же обучение применению их в изменяющихся условиях. При этом воспитательные и гигиенические задачи решаются лишь попутно (сопряженно) и только в той мере, которая допускается основным содержанием и обстоятельствами учебной работы.
2.Уроки со специальной воспитательной направленностью служат преимущественно целевому совершенствованию-интеллектуальных, волевых и эмоциональных качеств, интересов и потребностей. Задачам обучения и физического развития в них отводится ограниченное, подчиненное место.
3.Уроки с гигиенической по преимуществу направленностью предназначены для решения задач физического развития и укрепления здоровья. Они частично связаны с попутным решением некоторых воспитательных и образовательных задач. Уроки с гигиенической направленностью характерны для общего физического воспитания. Они применяются в работе с детьми, с людьми зрелого и пожилого возраста, играют вспомогательную роль в спортивной тренировке.
4.Комбинированные уроки, содержание которых направлено на решение задач двух и более перечисленных сторон физического воспитания.
В пределах каждого типа предыдущего классификационного ряда имеется детальное их подразделение. В зависимости от акцентируемых на различных этапах обучения дидактических (учебных) задач, уроки с образовательной направленностью, делятся на:
• вводные;
• уроки изучения нового материала;
• уроки совершенствования изученного и применения в новых условиях двигательной деятельности;
• уроки контрольные (учетные, зачетные);
• смешанные, в которых характерные для перечисленных разновидностей (типов) уроков учебные задачи сочетаются в различных пропорциях. •
Каждая из перечисленных разновидностей уроков образовательного характера имеет свои особенности не только в расположении учебного материала, но и в построении учебных ситуаций. При этом возникает проблема выбора применения наи-
189 Теория и методика физической культуры
более эффективных методов обучения. В зависимости от выбора сложившихся в практике методических направлений, акцентирующих передачу педагогом знаний, умений, навыков в готовой виде, или самостоятельный, творческий поиск решений каждым занимающимся, или же сочетание этих подходов - возникает необходимость дальнейшей классификационной дифференциации уроков по методическим особенностям.
Рис. 15.1. Классификация уроков физического воспитания 190
Лекция 15 Формы построения занятий физическими упражнениями
Уроки со специально-воспитательной направленностью имеют три основных вида:
• с избирательными воспитательными воздействиями;
• с многосторонними (несколькими самостоятельными) воздействиями;
• контрольные.
Первые имеют наибольшее распространение в спортивной тренировке, вторые - больше в общем физическом воспитании и прикладной физической подготовке. В многоборной спортивной подготовке необходимы многосторонние уроки со специальной воспитательной направленностью, а в общем физическом воспитании и прикладной физической подготовке как с многосторонним, так и с избирательным воспитательным воздействием.
Контрольные уроки имеют место во всех направлениях физического воспитания, поскольку они связаны с проверкой подготовленности занимающихся.
Уроки по преимуществу с гигиенической направленностью имеют два основных вида. К первому относятся общеразвивающие уроки, направленные на гармоническое общее морфофункциональное развитие организма, улучшение телосложения, формирование и поддержание хорошей осанки. Второй вид - уроки компенсаторные и восстановительные. Они носят рекреационный характер и служат восполнению недостатка двигательной активности в повседневной деятельности и быту, или же целям активного отдыха и восстановления работоспособности.
В практике физкультурных учебных заведений, на факультетах повышения квалификации, курсах и сборах преподавателей физического воспитания, тренеров и инструкторов по спорту проводятся так называемые, методические уроки. Они служат целям формирования методических умений и навыков будущих педагов, а также повышению квалификации уже работающих.
Отличительной особенностью методических уроков является направленность на профессионально-педагогическую подготовку. Они проводятся как с группой обучаемых методике, так и в порядке демонстрации занятий с группами учащихся школ, вузов, секций коллективов физической культуры и т.п. В первом случае занятия носят модельный характер, т.к. обучаемые фактически не могут и не должны перевоплощаться в какой-либо реальный коллектив занимающихся. Во втором случае, когда занятия проводятся с реальным коллективом с присущими ему конкретными признаками, методические уроки являются наиболее эффективными.
Модельные методические уроки, как правило, сопровождаются вводными, попутными и завершающими пояснениями и указаниями. Уроки на конкретном коллективе занимающихся завершаются подробным методическим разбором, причем в нем участвуют и наблюдавшие демонстрацию. В последнем случае особенно важно мотивированное обобщающее заключение проводившего урок педагога или же методиста.
Содержание занятий урочного типа.
Каждый урок является одним из элементов учебно-воспитательного процесса и обладает всеми, свойственными этому сложному явлению, признаками. В связи с этим, сложным и многозначным является содержание урока физического воспитания. Оно представлено следующими характерными сторонами.
1. Задачи и состав физических упражнений (учебный материал). Содержание определяется задачами, которые отражают предмет и направленность занятий, характер деятельности преподавателя и занимающихся, а также проектируемые (ожидаемые) сдвиги в состоянии организма, в знаниях, умениях и навыках, ка-
Теория и методика физической культуры
осанку; закаливать организм.
• Воспитывать нравственные, интеллектуальные, волевые и эстетические качества.
Продолжительность основной части составляет 80-85 % времени, отводимого на урок.
Для решения поставленных задач могут применяться любые физические упражнения, прежде всего предусмотренные соответствующими программами.
Заключительная часть урока имеет следующие функции:
Организация завершения учебно-воспитательного процесса с целью приведения организма в оптимальное для предстоящих занятий состояние и сохранения общей рабочей установки.
Концентрация внимания занимающихся на достигнутом и ориентация их в дальнейшей работе.
Типичными задачами третьей части урока являются:
• Привести организм и психику занимающихся в оптимальное функциональное состояние; фиксировать правильную осанку.
• Подвести итоги учебной деятельности.
• Ознакомить занимающихся с общим содержанием очередного занятия для самостоятельного выполнения некоторых упражнений и др.
Ее продолжительность 3-5 % времени, отведенного на урок.
В заключительной части целесообразно применять различные варианты "успокаивающей" ходьбы, упражнения и игры на внимание, танцевальные упражнения под музыку, передвижения с песней, упражнения на расслабление и т.п. Желательно после заключительной части урока проводить гигиенические процедуры: умывание, душ, массаж и др.
Содержание и продолжительность каждой части урока весьма изменчивы, так как зависят от типа и продолжительности урока, от особенностей и состояния занимающихся, от условий работы и других факторов. Важно избегать в этом следования каким-либо шаблонам. Так, совсем необязательно, и даже вредно, планировать решение всех, типичных для каждой части урока, задач. Например, может оказаться, что к началу урока занимающиеся уже внимательны и находятся в состоянии полной готовности к предстоящей работе. В этом случае отпадает необходимость в реализации соответствующих задач и применения специальных средств для их решения. Если на протяжении основной части состояние внимания и физической готовности снизится, необходимо срочно применить средства, типичные для вводной части.
Наиболее целесообразным и экономным является сопряженное решение нескольких задач, зависящее от подбора соответствующих упражнений. Например, некоторые варианты бега, игра, танцевальная комбинация, могут одинаково успешно послужить и организации внимания, и активизации функций организма, и подъему эмоций.
Трехчастным делением урока не исчерпывается его построение, а определяются лишь наиболее крупные и своеобразные этапы - его общая структура (макроструктура).
Для того, чтобы обеспечивался правильный подход к построению урока, педагог должен хорошо разбираться не только в основных сторонах и компонентах его содержания, но и в механизмах их взаимосвязи. При этим важно четко выделить основную структурную единицу, первичную "клеточку" урока физического воспитания. Это облегчит понимание следующих уровней его построения.
Элементарной структурной единицей урока надо считать физическое упражне-
Лекция 15 Формы построения занятий физическими упражнениями
ние. При выполнении каждого физического упражнения возникает определенная учебно-воспитательная ситуация, необходимыми элементами которой являются:
• частная задача, определяющая, что должно быть получено в процессе работы в данной ситуации;
• совокупность последовательных действий педагога и занимающихся, обеспечивающих достижение предусмотренного результата.
По своим функциям учебно-воспитательные ситуации могут быть:
• Относительно простыми (при которых действия направлены на решение одной частной задачи).
• Относительно сложными (в них выполнение одного физического упражнения обеспечивается сопряженным решением нескольких частных задач).
В зависимости от условий, в уроках физического воспитания представлены различные сочетания простых и сложных учебно-воспитательных ситуаций. Правильно построенный урок характеризуется тем, что эти сочетания представлены в стройной системе, обеспечивающей целостность занятия.
Второй уровень построения урока (его мезоструктура - типовая) требует определения последовательности физических упражнений, как конкретных учебно-воспитательных ситуаций, в каждой части урока. При этом необходимо иметь в виду неизбежное взаимодействие физических упражнений, поскольку эффект каждого из них в какой-то мере предопределяется функциональными следами от предыдущих (их "последействием"). Такое структурное упорядочение каждой части урока приобретает весьма существенное значение, так как взаимодействие упражнений может быть и положительным, способствующим повышению эффективности очередного упражнения, и отрицательным - снижающим, даже нейтрализующим его эффективность.
Определение последовательности физических упражнений требует творчества, так как содержание конкретных уроков весьма многообразно и обусловлено различными факторами: программными требованиями, особенностями занимающихся, этапам процесса обучения, материально-техническими и климатическими условиями. Например, сложные по координации упражнения рекомендуется разучивать в начале основной части урока - "на свежую голову". На этапе же совершенствования, в целях развития способности управлять своими движениями в условиях повышенных психофизических нагрузок и накапливающегося утомления, их целесообразно применять в конце основной части урока.
Третий уровень построения урока (его микроструктура - конкретная) сводится к организации каждой учебно-воспитательной ситуации путем оптимального сочетания ее элементов. Основным является такое упорядочение и согласование действий педагога и занимающихся, которое обеспечивает наиболее эффективное решение частных задач каждого упражнения.
Для этого важно хорошо продумать методические измерения, методы и приемы педагога и занимающихся. Даже при весьма удачном и правильном определении последовательности физических упражнений, а значит и учебных ситуаций, можно не достичь желаемых результатов, если неправильно построена сама ситуация. Так, совсем небезразлично, покажет ли сначала педагог изучаемое движение, затем предложит выполнить, и после этого объяснит его занимающимся. Или же начнет с описания физического упражнения, выяснения его назначения и формулировки задания, после чего, дав выполнить его и, опираясь уже на результат самостоятельных действий занимающихся, прибегнет к неко-торым словесным уточнениям, а в конце образцово покажет, как следует выполнять в совершенстве.
В первом случае педагог обеспечит запечатление занимающимися готового об-
195 Теория и методика физической культуры
разца изучаемого двигательного действия, притом, как правило, лишь с внешней его стороны. Выполнение будет носить подражательный характер и мало коснется существа техники. В случае удачного, по мнению занимающихся, воспроизведения показанного, последующее объяснение педагога будет выслушано поверхностно, а главное - перекроется уже запечатлевшимся, подкрепленным личным опытом предыдущих попыток, поверхностным представлением.
Во втором случае учебная деятельность окажется более содержательной, а её результаты значительней, поскольку с самого начала были исключены недостаточно осмысленные, узкоподражательные действия. Для того, чтобы представить себе задаваемое движение по слову, занимающиеся должны будут специально концентрировать на этом внимание, охватить мысленно различные стороны и элементы его техники, самостоятельно создать целостный образ движения силою воображения. Наблюдая затем образцовый показ, сравнивая своё выполнение с показанным, они извлекут больше нужной информации, а осмыслив её, лучше используют для совершенствования изучаемого. Особенно же ценным в этом случае будет воспитательный эффект: сознательность и интеллектуальная активность занимающихся в учебной работе, развитие мышления и воображения, инициативности и самостоятельности.
Это не значит, что целесообразен лишь второй подход к построению учебно-воспитательной ситуации. В ряде случаев может оказаться целесообразным и первый. Педагог, как создатель учебно-воспитательных ситуаций, всегда должен быть в творческих поисках и обоснованно создавать их варианты. Так, используя хорошо изученные гимнастические упражнения о целью физического развития, можно лишь называть их, подсчетом регулировать темп движений и частично выполнять вместе с занимающимися.
Качественным критерием подхода педагога к построению ситуации является целесообразность, исходя из этого, нередко в процессе проведения урока запланированные ситуации должны перестраиваться с учетом непредвиденных ранее факторов.
Построение занятий физическими упражнениями находится в определенной зависимости от внешних факторов. По-разному оно складывается при занятиях в гимнастическом зале, на спортивной площадке, стадионе, в плавательном бассейне, накатке, на местности, в зависимости от температуры окружающей среды, состояния оборудования, количества инвентаря т.п. Каждое из этих условий по-особому влияет на психику и физическое состояние занимающихся, на их работоспособность и поведение. Не одинаково приходится организовывать занимающихся, варьировать расстановку фронтальной, групповой и индивидуальной работы, дозировать и уплотнять нагрузки, вводить вспомогательные упражнения.