Особенности выполнения заданий студентами – инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья с учетом различных нозологий
Особые условия обучения и направления работы с инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья (далее студентами с ограниченными возможностями здоровья) в свете обеспечения реализации прав граждан с ограниченными возможностями здоровья на образование определены на основании: Закона РФ от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Закона РФ от 24.11.1995 г.№181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"; приказа Минобрнауки России от 19.12.2013 N 1367 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры"; методических рекомендаций по организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях высшего образования, в том числе оснащенности образовательного процесса (утв. Минобрнауки России 08.04.2014 N АК-44/05вн).
Обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом различных нозологий может быть организовано как инклюзивно, так и в отдельных группах. Перед началом обучения проводятся консультативные занятия, позволяющие студентам с ограниченными возможностями адаптироваться к учебному процессу.
Для обеспечения доступности освоения учебной дисциплины для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья может применяться адаптированная форма обучения с элементами дистанционного обучения. Выбор методов обучения по данной дисциплине определяется содержанием обучения, уровнем, методического и материально-технического обеспечения, особенностями восприятия учебной информации студентами-инвалидами и студентами с ОВЗ. В образовательном процессе используются социально-активные и рефлексивные методы обучения, технологии социокультурной реабилитации с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими студентами, создании комфортного психологического климата в студенческой группе.
Для осуществления процедур текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в РПД разработаны ФОС, адаптированные для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья и позволяющие оценить достижение ими запланированных в основной образовательной программе результатов обучения и уровень сформированности всех компетенций, заявленных в программе. Форма проведения текущей и итоговой аттестации для студентов-инвалидов устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.). При необходимости студенту-инвалиду предоставляется дополнительное время для подготовки ответа на зачете или экзамене.
Обучающиеся инвалиды, как и все остальные студенты, могут обучаться по индивидуальному учебному плану в установленные сроки с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося. При составлении индивидуального графика обучения необходимо будут предусмотрены различные варианты проведения занятий: в академической группе и индивидуально, на дому с использованием дистанционных образовательных технологий.
Главным достоинством индивидуального обучения для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья является то, что оно позволяет полностью индивидуализировать содержание, методы и темпы учебной деятельности инвалида, следить за каждым его действием и операцией при решении конкретных задач; вносить вовремя необходимые коррекции как в деятельность студента-инвалида, так и в деятельность преподавателя.
Дистанционное обучение в процессе освоения дисциплины обеспечивает возможности коммуникаций не только с преподавателем, но и с другими обучаемыми, сотрудничество в процессе познавательной деятельности. Подбор и разработка учебных материалов учебного курса производится с учетом того, чтобы предоставлять этот материал в различных формах так, чтобы инвалиды с нарушениями слуха получали информацию визуально, с нарушениями зрения - аудиально например, с использованием программ-синтезаторов речи) или с помощью тифлоинформационных устройств.
Эффективной формой проведения онлайн-занятий являются вебинары, которые могут быть использованы для проведения виртуальных лекций с возможностью взаимодействия всех участников дистанционного обучения, проведения семинаров, выступления с докладами и защиты выполненных работ, проведения тренингов, организации коллективной работы.
Учитывая своеобразие педагогической работы с учащимися с ОВЗ, акцент в использовании методов обучения и воспитания необходимо сделать на тех, которые приняты как в общей дидактике, так и в специальной педагогике. Однако все они зависят от специфики воздействия разных видов деятельности и разных видов искусства.
Все используемые методы обучения (словесные, наглядные, практические) направлены на передачу педагогом учебной информации и на её активное восприятие учащимися, а также на повышение эффективности обучения.
Так, словесные методы позволяют не просто передавать художественную информацию, но и определенным образом эмоционально настраивать учащихся, создавать атмосферу сопереживания, сочувствия тем настроениям, мыслям, которые выражены в художественных произведениях, тем самым вызывая ответный отклик, вызывая интерес к тем событиям или героям, которым посвящено литературное или музыкальное произведение.
Словесные методы могут широко применяться в работе почти со всеми категориями учащихся с ОВЗ (с нарушением слуха, с нарушением зрения, ДЦП и др.)
Применение наглядности расширяет возможности познания. При этом качество его значительно улучшается, если в восприятии участвует максимальное количество органов чувств (слух, зрение, тактильные ощущения). В процессе художественного обучения студентов с ОВЗ полезно сочетать наглядные методы с активной исследовательской деятельностью при восприятии художественных произведений (словесное сравнение, сопоставление, анализ). Использование наглядных материалов должно подкрепляться речевым воздействием. Слово педагога, поясняющее те или иные особенности искусства, художественных проявлений в сочетании с наглядностью в большей степени способствует пониманию, осознанию смысла предлагаемой информации, адекватному её восприятию.
В коррекционно-педагогической работе важно наглядные методы сочетать с практическими, так как характерным для учащихся с ОВЗ является предметно-практическое обучение, в основе которого создание специально организованной дидактической среды, стимулирующей познавательный интерес студента, его стремление к общению, к совместной деятельности. В ходе этой деятельности у него развиваются навыки речевого общения, сенсомоторный опыт, навыки учебно-познавательной деятельности (Е.В. Назарова).
Участие студентов с ОВЗ в различных видах художественной деятельности обязательно требует направляющей помощи педагога (в виде инструкций, советов, поддержки, подсказки, подкреплений), которая осуществляется с помощью речи и практических действий. Здесь важно оптимально сочетание методов самостоятельной работы учащихся с работой под руководством педагога. Самостоятельная работа формирует необходимые умения и навыки, развивает волевые качества, уверенность в своих действиях.