Система проверки успеваемости

Проверка успеваемости осуществляется планомерно, в определенной системе. Этим обеспечивается не только своевременный учет результатов учебного процес­са, но и его улучшение. На уроках физической культуры используется система теку­щей проверки. Итоговая оценка успеваемости выводится на основе текущих отме­ток.

Текущая проверка подразделяется на предварительную, попутную и специаль­но организованную (табл. 18.1.).

Предварительная проверка предназначена для определения возможностей уча­щихся и внесения уточнении в планирование учебных заданий. Она проводится в начале разучивания каждого нового упражнения, предусмотренного планом на те­кущий год, или при возобновлении обучения после длительного перерыва.

Если ученикам предстоит разучивать действие, основой техники которого они еще не владеют, предварительно проверяются ранее изученные упражнения, близ­кие по структуре к новому или включающие в себя его отдельные элементы. При возобновлении обучения после длительного перерыва проверяют знания, умения и навыки в объеме требований предыдущего периода обучения.

255 Теория и методика физической культуры

Если учащиеся уже владеют основой техники упражнений, допускающих проверку количественных результатов, попутно выявляются и личные достижения. Исключе­ние составляют физические упражнения, для выполнения которых необходима дли­тельная подготовка организма к повышенным напряжениям (бег на средние и длин­ные дистанции, лыжные гонки и т.п.).

Таблица 18.1.

Формы текущей проверки и оценивания успеваемости учащихся в процессе обучения двигательному действию по предмету "Физическая культура в школе"



Этапы Формы проверки Формы оценивания
(.Начальное разучивание А. Предварительная проверка знаний, двигательных умений, навыков и уровня развития специальных физических ка­честв. Оценочное суждение
Б. Многократная попутная проверка каче­ства решения задачи урока. Оценочное суждение или устная оценка в баллах. Комплексная поурочная оценка.
II. Углубленное разучивание А. Многократная попутная проверка каче­ства решения задачи урока. Оценочное суждение или устная оценка в баллах. Комплексная поурочная оценка.
Б. Специально организованная проверка двигательного умения выполнять двига­тельное действие в полном объеме изу­ченных технических требований. Оценка с выставлением балла в журнал.
тление и ствование А. Многократная попутная проверка каче­ства решений задачи урока. Оценочное суждение. Устная оценка в баллах. Комплексная поурочная оценка.
Б. Специально организованная проверка двигательного навыка и измерения уров­ня физических качеств. Оценка с выставлением балла в журнал.
Ш.Закре совершен В Специально организованная проверка способности применять двигательное действие на практике (в частности, в ус­ловиях спортивной деятельности). В. Оценка в баллах, в соответствии с правилами, принятыми в данном виде спорта.

Анализ знаний, умений, навыков и достижений, установленных предваритель­ной проверкой, позволяет учителю наметить пути их улучшения в процессе пред­стоящей учебной работы, более целенаправленно организовать повторение прой-

Лекция 18 Физическая культура в системе воспитания детей школьного возраста

денного и уточнить план изучения нового. Кроме того, данные предварительной проверки количественных достижений необходимо использование в дальнейшем при оценивании конечных результатов учебного труда школьников.

Попутная проверка служит выявлению степени решения учащимися каждой кон­кретной учебной задачи, стоящей перед ними в уроке. Она проводится из урока в урок на всех этапах обучения. При разучивании двигательного действия проверяет­ся и оценивается качество освоения звеньев, деталей и характеристик двигатель­ного действия. При закреплении и совершенствовании - степень сохранения осво­енной техники или умение ее варьировать в различных внешних условиях и ситуа­циях, а также качество выполнения индивидуальных заданий по исправлению име­ющихся ошибок.

При направленном развитии физических качеств учащимся предлагается выпол­нить задание намеченное количество раз с определенной интенсивностью. Нагруз­ка должна быть всегда доступной. Если занимающийся выполняет задание, то оценка его деятельности будет положительной. На протяжении урока по усмотрению учи­теля может оцениваться качество выполнения и других, изученных ранее, физичес­ких упражнений. Например, учитель, наблюдая в течение урока за всеми ученика­ми, выборочно анализирует и оценивает качество выполнения строевых и обще­подготовительных упражнений. Оценки при этом можно определять баллом или в форме оценочного суждения, предлагая учащимся запомнить их для учета в конце урока.

При попутной проверке выставлять отметку за выполнение отдельных заданий в классный журнал в ходе урока не рекомендуется, так как аттестованный ученик мо­жет снизить учебную активность в оставшееся время. Ученикам, результаты работы которых учитель счел нужным отметить, в конце урока выставляется комплексный, так называемый, поурочный балл. Он выводится на основе всех устных оценок, объявленных ученику на протяжении урока.

Успеваемость школьников на уроке может быть оценена в комплексе и без выс­тавления баллов в журнал. Например, на протяжении всего урока учащиеся сорев­нуются в качестве выполнения учебных заданий. Команду-победительницу опреде­ляют по наибольшей сумме набранных очков (индивидуальных устных оценок в бал­лах).

Специально организованная проверка проводится для установления степени со­ответствия усвоенной учеником техники упражнения образцу, предопределенному конечной целью периода обучения. На втором этапе обучения создаются оптималь­ные условия для выполнения проверяемых действий. Так, например, умение пры­гать в высоту с разбега проверяется, когда планка установлена на высоте, преодо­ление которой не требует от ученика повышенных волевых и физических усилий; в гимнастике каждое действие проверяется отдельно, без соединения с другими уп­ражнениями и в той обстановке, в которой происходило разучивание. Оценивается при этом только качество выполнения упражнения. Можно при проверке использо­вать также соревновательный метод, но важно, чтобы правила соревнований и ус­ловия определения победителей побуждали учащихся добиваться возможно луч­шей техники выполнения упражнений.

На этапе закрепления и совершенствования при проверке следует создавать ус­ловия, не позволяющие ученику полностью сосредоточивать внимание на способе выполнения изученного движения. Например, по баскетболу в V классе можно про­верять и оценивать качество выполнения нескольких приемов в сочетании: ловля мяча - ведение - остановка прыжком - поворот назад - передача мяча двумя руками от груди. В ходе соревнований в прыжках в высоту учитель на этом этапе проверяет

257 Теория и методика физической культуры

технику, когда планка установлена на высоте, достигнутой учеником при предвари­тельной проверке (или выше). При этом проверяются и оцениваются одновремен­но качественные и количественные показатели.

При проверке результатов учебного труда школьников в развитии двигательных качеств данные специально организованной проверки сравнивают с показателями предварительной проверки. Если ученик улучшил свои достижения, это дает осно­вание признать его работу успешной и оценить результаты самым высоким баллом. Если улучшения нет, оценка будет неудовлетворительной.

В целях формирования умения использовать знания и навыки в практической де­ятельности во внеурочное время проводятся соревнования между параллельными классами. Программу соревнований составляет учитель на основе содержания ус­военных разделов учебной программы. Успехи отдельных учеников оцениваются на основе критериев, принятых в соответствующих видах спорта в очках, баллах, в форме почетных званий (чемпион, рекордсмен и т.п.). В итоговой оценке успевае­мости по учебному предмету эти данные не учитываются.

Итоговая оценка успеваемости за четверть, полугодие и год выводится с учетом всех отметок, полученных школьником за этот период, причем особое внимание уделяется тем из них, которые отражают знания, умения и навыки, обусловленные ведущими задачами данного года обучения. Годовая оценка должна отражать успе­ваемость школьника по всей программе данного класса. Например, ученик полу­чил следующие четвертные отметки: "4", "3", "2" и "5". Годовая оценка может быть не более "3", так как не усвоен один из разделов программы (лыжная подготовка).

Учет учебной работы.

Все текущие и итоговые отметки своевременно выставляются в классный жур­нал, который является основным документом учета учебной работы. Помимо успе­ваемости в нем отмечаются посещаемость каждого урока и пройденный на уроке материал.

Осуществляя физическое воспитание школьников необходимо систематически проверять, оценивать и учитывать состояние их здоровья, уровень физического развития, результаты спортивной деятельности, прилежание, поведение. Все это относительно самостоятельные стороны учета, и их не следует смешивать с про­веркой и оцениванием успеваемости на уроках физической культуры.

Проверку и оценивание физического развития осуществляют на основе ориен­тировочных возрастных нормативов врач школы; показатели физического разви­тия фиксируются в медицинских карточках учащихся. Учитель два раза в год во всех классах проводит проверку физической подготовленности учащихся. На этой осно­ве учащимся, имеющим отставание в физическом развитии и подготовленности, даются индивидуальные целенаправленные домашние задания. Итоги тестирова­ния анализируются, принимаются меры к устранению выявленных недостатков, доводятся до сведения учащихся, родителей, педагогического коллектива.

Спортивную подготовленность проверяют в процессе состязания школьников по отдельным видам физических упражнений, во внеурочное время. Достижения фик­сируются в протоколах и оцениваются в форме, принятых в спортивной практике (разряды, звания, очки и т.д.).

Прилежание и поведение учеников проверяет учитель путем повседневных на­блюдений. Текущая оценка этих сторон деятельности выносится в форме устных оценочных суждений или записей в классном журнале и дневнике учащегося. Ито­говую оценку определяет педагогический совет школы на основе высказанных учи-

Лекция IX Физическая культура в системе воспитания детей школьного возраста

телями разных предметов мнений.

Опыт показывает, что каждому педагогу целесообразно вести рабочую тетрадь, в которой записываются данные предварительных и специально организованных проверок успеваемости, показатели здоровья, физического развития, физической и спортивной подготовленности школьников, их поведения, прилежания и т.п. Сис­тематический учет всех этих данных, анализ их взаимосвязи и динамики позволят учителю оперативней и эффективней управлять физическим воспитанием школь­ников.

259 Теория и методика физической культуры

Наши рекомендации