Система проверки успеваемости
Проверка успеваемости осуществляется планомерно, в определенной системе. Этим обеспечивается не только своевременный учет результатов учебного процесса, но и его улучшение. На уроках физической культуры используется система текущей проверки. Итоговая оценка успеваемости выводится на основе текущих отметок.
Текущая проверка подразделяется на предварительную, попутную и специально организованную (табл. 18.1.).
Предварительная проверка предназначена для определения возможностей учащихся и внесения уточнении в планирование учебных заданий. Она проводится в начале разучивания каждого нового упражнения, предусмотренного планом на текущий год, или при возобновлении обучения после длительного перерыва.
Если ученикам предстоит разучивать действие, основой техники которого они еще не владеют, предварительно проверяются ранее изученные упражнения, близкие по структуре к новому или включающие в себя его отдельные элементы. При возобновлении обучения после длительного перерыва проверяют знания, умения и навыки в объеме требований предыдущего периода обучения.
255 Теория и методика физической культуры
Если учащиеся уже владеют основой техники упражнений, допускающих проверку количественных результатов, попутно выявляются и личные достижения. Исключение составляют физические упражнения, для выполнения которых необходима длительная подготовка организма к повышенным напряжениям (бег на средние и длинные дистанции, лыжные гонки и т.п.).
Таблица 18.1.
Формы текущей проверки и оценивания успеваемости учащихся в процессе обучения двигательному действию по предмету "Физическая культура в школе"
Этапы | Формы проверки | Формы оценивания |
(.Начальное разучивание | А. Предварительная проверка знаний, двигательных умений, навыков и уровня развития специальных физических качеств. | Оценочное суждение |
Б. Многократная попутная проверка качества решения задачи урока. | Оценочное суждение или устная оценка в баллах. Комплексная поурочная оценка. | |
II. Углубленное разучивание | А. Многократная попутная проверка качества решения задачи урока. | Оценочное суждение или устная оценка в баллах. Комплексная поурочная оценка. |
Б. Специально организованная проверка двигательного умения выполнять двигательное действие в полном объеме изученных технических требований. | Оценка с выставлением балла в журнал. | |
тление и ствование | А. Многократная попутная проверка качества решений задачи урока. | Оценочное суждение. Устная оценка в баллах. Комплексная поурочная оценка. |
Б. Специально организованная проверка двигательного навыка и измерения уровня физических качеств. | Оценка с выставлением балла в журнал. | |
Ш.Закре совершен | В Специально организованная проверка способности применять двигательное действие на практике (в частности, в условиях спортивной деятельности). | В. Оценка в баллах, в соответствии с правилами, принятыми в данном виде спорта. |
Анализ знаний, умений, навыков и достижений, установленных предварительной проверкой, позволяет учителю наметить пути их улучшения в процессе предстоящей учебной работы, более целенаправленно организовать повторение прой-
Лекция 18 Физическая культура в системе воспитания детей школьного возраста
денного и уточнить план изучения нового. Кроме того, данные предварительной проверки количественных достижений необходимо использование в дальнейшем при оценивании конечных результатов учебного труда школьников.
Попутная проверка служит выявлению степени решения учащимися каждой конкретной учебной задачи, стоящей перед ними в уроке. Она проводится из урока в урок на всех этапах обучения. При разучивании двигательного действия проверяется и оценивается качество освоения звеньев, деталей и характеристик двигательного действия. При закреплении и совершенствовании - степень сохранения освоенной техники или умение ее варьировать в различных внешних условиях и ситуациях, а также качество выполнения индивидуальных заданий по исправлению имеющихся ошибок.
При направленном развитии физических качеств учащимся предлагается выполнить задание намеченное количество раз с определенной интенсивностью. Нагрузка должна быть всегда доступной. Если занимающийся выполняет задание, то оценка его деятельности будет положительной. На протяжении урока по усмотрению учителя может оцениваться качество выполнения и других, изученных ранее, физических упражнений. Например, учитель, наблюдая в течение урока за всеми учениками, выборочно анализирует и оценивает качество выполнения строевых и общеподготовительных упражнений. Оценки при этом можно определять баллом или в форме оценочного суждения, предлагая учащимся запомнить их для учета в конце урока.
При попутной проверке выставлять отметку за выполнение отдельных заданий в классный журнал в ходе урока не рекомендуется, так как аттестованный ученик может снизить учебную активность в оставшееся время. Ученикам, результаты работы которых учитель счел нужным отметить, в конце урока выставляется комплексный, так называемый, поурочный балл. Он выводится на основе всех устных оценок, объявленных ученику на протяжении урока.
Успеваемость школьников на уроке может быть оценена в комплексе и без выставления баллов в журнал. Например, на протяжении всего урока учащиеся соревнуются в качестве выполнения учебных заданий. Команду-победительницу определяют по наибольшей сумме набранных очков (индивидуальных устных оценок в баллах).
Специально организованная проверка проводится для установления степени соответствия усвоенной учеником техники упражнения образцу, предопределенному конечной целью периода обучения. На втором этапе обучения создаются оптимальные условия для выполнения проверяемых действий. Так, например, умение прыгать в высоту с разбега проверяется, когда планка установлена на высоте, преодоление которой не требует от ученика повышенных волевых и физических усилий; в гимнастике каждое действие проверяется отдельно, без соединения с другими упражнениями и в той обстановке, в которой происходило разучивание. Оценивается при этом только качество выполнения упражнения. Можно при проверке использовать также соревновательный метод, но важно, чтобы правила соревнований и условия определения победителей побуждали учащихся добиваться возможно лучшей техники выполнения упражнений.
На этапе закрепления и совершенствования при проверке следует создавать условия, не позволяющие ученику полностью сосредоточивать внимание на способе выполнения изученного движения. Например, по баскетболу в V классе можно проверять и оценивать качество выполнения нескольких приемов в сочетании: ловля мяча - ведение - остановка прыжком - поворот назад - передача мяча двумя руками от груди. В ходе соревнований в прыжках в высоту учитель на этом этапе проверяет
257 Теория и методика физической культуры
технику, когда планка установлена на высоте, достигнутой учеником при предварительной проверке (или выше). При этом проверяются и оцениваются одновременно качественные и количественные показатели.
При проверке результатов учебного труда школьников в развитии двигательных качеств данные специально организованной проверки сравнивают с показателями предварительной проверки. Если ученик улучшил свои достижения, это дает основание признать его работу успешной и оценить результаты самым высоким баллом. Если улучшения нет, оценка будет неудовлетворительной.
В целях формирования умения использовать знания и навыки в практической деятельности во внеурочное время проводятся соревнования между параллельными классами. Программу соревнований составляет учитель на основе содержания усвоенных разделов учебной программы. Успехи отдельных учеников оцениваются на основе критериев, принятых в соответствующих видах спорта в очках, баллах, в форме почетных званий (чемпион, рекордсмен и т.п.). В итоговой оценке успеваемости по учебному предмету эти данные не учитываются.
Итоговая оценка успеваемости за четверть, полугодие и год выводится с учетом всех отметок, полученных школьником за этот период, причем особое внимание уделяется тем из них, которые отражают знания, умения и навыки, обусловленные ведущими задачами данного года обучения. Годовая оценка должна отражать успеваемость школьника по всей программе данного класса. Например, ученик получил следующие четвертные отметки: "4", "3", "2" и "5". Годовая оценка может быть не более "3", так как не усвоен один из разделов программы (лыжная подготовка).
Учет учебной работы.
Все текущие и итоговые отметки своевременно выставляются в классный журнал, который является основным документом учета учебной работы. Помимо успеваемости в нем отмечаются посещаемость каждого урока и пройденный на уроке материал.
Осуществляя физическое воспитание школьников необходимо систематически проверять, оценивать и учитывать состояние их здоровья, уровень физического развития, результаты спортивной деятельности, прилежание, поведение. Все это относительно самостоятельные стороны учета, и их не следует смешивать с проверкой и оцениванием успеваемости на уроках физической культуры.
Проверку и оценивание физического развития осуществляют на основе ориентировочных возрастных нормативов врач школы; показатели физического развития фиксируются в медицинских карточках учащихся. Учитель два раза в год во всех классах проводит проверку физической подготовленности учащихся. На этой основе учащимся, имеющим отставание в физическом развитии и подготовленности, даются индивидуальные целенаправленные домашние задания. Итоги тестирования анализируются, принимаются меры к устранению выявленных недостатков, доводятся до сведения учащихся, родителей, педагогического коллектива.
Спортивную подготовленность проверяют в процессе состязания школьников по отдельным видам физических упражнений, во внеурочное время. Достижения фиксируются в протоколах и оцениваются в форме, принятых в спортивной практике (разряды, звания, очки и т.д.).
Прилежание и поведение учеников проверяет учитель путем повседневных наблюдений. Текущая оценка этих сторон деятельности выносится в форме устных оценочных суждений или записей в классном журнале и дневнике учащегося. Итоговую оценку определяет педагогический совет школы на основе высказанных учи-
Лекция IX Физическая культура в системе воспитания детей школьного возраста
телями разных предметов мнений.
Опыт показывает, что каждому педагогу целесообразно вести рабочую тетрадь, в которой записываются данные предварительных и специально организованных проверок успеваемости, показатели здоровья, физического развития, физической и спортивной подготовленности школьников, их поведения, прилежания и т.п. Систематический учет всех этих данных, анализ их взаимосвязи и динамики позволят учителю оперативней и эффективней управлять физическим воспитанием школьников.
259 Теория и методика физической культуры