Особенности развития собственно-силовых способностей

У мальчиков выделяют два периода интенсивного прироста мышечной силы - с 9 до 12, и от 14 до 17 лет. У девочек же сила мышц интенсивно растете 8-9 до 13-14 лет. Большой прирост силы у юношей старшего школьного возраста позволяет при­менять в работе с ними более высокие силовые нагрузки. Поскольку у девушек это­го возраста прирост силы, особенно относительной, меньше, нагрузки должны быть более умеренными.

Силовые способности в младшем школьном возрасте должны, по-видимому, раз­виваться лишь в гигиенических целях и по соображениям учебного характера. Важ­но помнить о весьма недостаточной зрелости и низком уровне работоспособности мышц, особенно мелких, а также о влиянии мышечной активности на развитие кос­тей. Силовые упражнения в этом возрасте следует ограничить относительно локаль­ными воздействиями и умеренными по интенсивности нагрузками, но объём ихдол-жен быть достаточным для стимулирования обменных процессов в мышцах.

В гигиенических целях развитие силовых способностей у детей надо, в первую очередь, подчинять формированию и поддержанию правильной осанки. При этом условии будет обеспечено гармоническое совершенствование основных групп мышц, что соответствует естественному их развитию. В учебных целях важна сво­евременная подготовка определённых групп мышц к изучению техники предусмат­риваемых программами двигательных действий, ориентируясь на обеспечение пол­ноценности этой техники и достижение требуемых количественных показателей. При этом важно выравнивать развитие отстающих мышц, имея в виду гармоническое совершенствование опорно-двигательного аппарата.

Отдавая предпочтение мышечным усилиям динамического характера, нельзя избегать умеренных статических напряжений, столь важных для формирования осан­ки даже в младшем школьном возрасте.

Наиболее ценными для развития мышечной силы у детей школьного возраста

243 Теория и методика фичическнй культуры

Лекция 18 Физическая культура в системе воспитания детей школьного возраста

(особенно младшего и среднего) являются естественные движения, в первую оче­редь, скоростно-силового характера, применяемые на занятиях в образовательных целях. Изучение их может начаться на уровне уже имеющихся силовых возможнос­тей. По мере овладения техникой, в процессе совершенствования действий и при­менения их в усложняющихся условиях, обеспечивается дальнейшее развитие мы­шечной силы.

Ценность такого пути увеличивается при одновременном обучении целесообраз­ному, оптимально экономному использованию мышечной силы в зависимости от задач и условий данной деятельности.

Это весьма важно в детском возрасте.

Наряду с естественными движениями используются аналитические гимнасти­ческие упражнения, главным образом, для избирательного воздействия на отдель­ные группы мышц. Это - элементарные движения (по всем суставам и основным осям вращения) и их сочетания, упражнения с предметами, специальные общераз-вивающие упражнения и упражнения на осанку. Использование их аналогично при­менению естественных движений. После овладения новым, на базе имеющихся силовых способностей, движение повторяется, причем нагрузки постепенно повы­шаются с увеличением числа повторений, изменения исходного положения и тем­па, волевого напряжения работающих мышц.

В конечном счете, такое использование целостных и аналитических форм дви­жений обеспечивает достаточно всестороннее в отношении характерных видов уси­лий, и соразмерное в отношении типа строения и функционального назначения раз­ных мышц, гармоническое развитие мышечной силы. Самое же ценное для школь­ного возраста заключается в том, что это развитие большей частью осуществляет­ся в единстве с развитием других способностей, в частности, координационных, скоростно-силовых.

Одновременно с формированием мышечной силы в школьном возрасте необхо­димо уделять внимание развитию гибкости (в границах, оправдываемых гигиени­ческими и учебными соображениями), а также способности расслаблять мышцы.

Для развития гибкости у детей школьного возраста большое значение имеет выполнение изучаемых (или применяемых в других целях) движений с полной амп­литудой. Особенно это относится к элементарным движениям и их сочетаниям, а также к упражнениям с предметами. Специальные же упражнения на растягивание должны даваться в случаях необходимости восстановить естественную, соответству­ющую нормальному строению суставов, подвижность. Нагрузки на суставно-свя-зочный аппарат не должны снижать его прочности.

Что касается упражнений на расслабление, то прежде всего, начиная с младше­го школьного возраста, необходимо обучать детей соответствующим приёмам. В среднем и особенно в старшем возрасте важно приучать к сознательному устране­нию лишних напряжений и обеспечению экономии сил в любых совершенствуемых движениях.

Наши рекомендации