От начального разучивания
U К УГЛУБЛЕННОМУ И ОТ НЕГО
К СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ
рассчитана, по существу, на формирование отдельных двигательных умений и навыков. В практике же, особенно в сфере общего физического воспитания, занятия носят преимущественно (в наибольшей мере в младшем школьном возрасте) комплексный характер. Вследствие этого, в одном занятии обучают разным двигательным действиям. Причём, наряду с начальным разучиванием одного действия, имеет место углублённое разучивание и даже совершенствование других. Приходится считаться с неизбежной концентричностью прохождения учебного материала (в очередных возрастных группах частично повторяется пройденное). Всё это значительно осложняет планирование и осуществление учебно-воспитательного процесса, требует от педагога постоянных творческих усилий. В области специализированного обучения и воспитания (по линии внеклассных, внешкольных занятий, особенно неурочных формах физической культуры) более выражено линейное построение учебного процесса.
В практике обучения двигательным действиям школьников в определённой последовательности должны использоваться все основные методические направления. Конкретным выражением их является следующее:
1. Педагог определяет и сообщает занимающимся в готовом виде задачи, программу, конкретные способы выполнения действий, критерии контроля и оценки их результативности. Он же подсказывает (порой даже внушает) мотивы предстоящей деятельности; педагог излагает знания в законченном виде. При таком подходе ак-
Лекция 18 Физическая культура в системе воспитания детей школьного возраста
тивностьзанимающихся сводится, в основном, лишь к запоминанию излагаемого и точному воспроизведению его. Исключается глубокое понимание убеждений и принципов самостоятельной деятельности, от которых зависит личная активность, а тем более - развитие самостоятельности, инициативности, творческих способностей. Воспитательная роль этого пути ограничена и сводится, в основном, к развитию памяти и исполнительских качеств. В образовательном отношении он мало эффективен. Однако при решении многих задач физического развития и, отчасти, совершенствования двигательных качеств, особенно в младшем школьном возрасте, частично он может быть использован.
Более эффективен вариант этого пути, отличительным признаком которого является обоснование педагогом излагаемых знаний, рекомендаций и требований, раскрытие причинных зависимостей между условиями деятельности, способами выполнения действий и их результатами.
Он обусловливает лишь воспроизводящую (репродуктивную) деятельность, но способствует повышению интеллектуальной активности и обеспечивает больший образовательный и воспитательный эффект учебного труда занимающихся, применим в более широких границах, в том числе и в младшем школьном возрасте.
2. Педагог лишь частично излагает знания, определяет содержание, формы и последовательность предстоящих действий. Остальные знания, формы действий, их связи с усвоенным - он предлагает выяснить, проверить и обосновать самим занимающимся. Количество и сложность таких заданий зависят от возраста и степени подготовленности школьников, имеющихся ресурсов времени и других условий. Существенной особенностью этого пути является предъявление занимающимся частных проблемных задач, решение которых требует своеобразной исследовательской деятельности, самостоятельных интеллектуальных усилий, связанных с ними более сложных волевых проявлений и эмоциональных реакций. Вместе с тем, достигается прогрессивно нарастающий образовательный эффект учебной деятельности, а главное - расширяется диапазон и повышается роль воспитательных влияний. Этот путь обеспечивает достаточно значимое развитие таких способностей как самостоятельность, инициативность и творческая активность в двигательных действиях, воспитание более тонкой наблюдательности, обогащение и активизацию представлений (особенно двигательных), повышение культуры воссоздающего и творческого воображения. Кроме того, обеспечивается усвоение элементов и простейших форм исследовательских умений. Конечно, все эти достижения возможны лишь при наличии полноценного контроля педагога. Он определяет конкретный предмет и характер самостоятельных исследований учащихся, оказывает в случае необходимости квалифицированную помощь, корректирует их действия и оценивает конечный результат.
Данный, частично-исследовательский (эвристический) путь учебно-воспитательной работы, как показывают специальные исследования и передовой опыт в области физического воспитания, вполне доступен в элементарных формах (и совершенно необходим) уже в младшем школьном возрасте. Ещё большее значение он приобретает на последующих возрастных этапах, когда удельный вес проблемных ситуаций может существенно возрастать. Сочетание его с первым (репродуктивным, чисто исполнительским) в целесообразных пропорциях - обеспечивает высокий уровень всестороннего, гармонического физического воспитания детей.
3. Однако следует иметь ввиду ещё и третий путь, оправдывающий себя в современном общем образовании, - собственно поисковый (исследовательский). Отличительной особенностью его является предоставление учащимся полной самостоятельности в решении проблемных задач, включая планирование своих действий,
233 Теория и методика физической культуры
определение средств и методов, анализ результатов и т.д. Использование этого пути весьма целесообразно в физическом воспитании, но в работе со старшим возрастом и в качестве дополнительного (по одной - двум темам в течение учебного года), так как для этого требуется не только высокий уровень предварительной подготовленности, но и значительные затраты времени.
Полноценная организация активности школьников - сложный педагогический процесс. В работе с детьми, особенно с подростками, этот процесс значительно усложняется возрастными особенностями, установившимся отношением к двигательной деятельности, привычками и потребностями, а также недостаточной подготовленностью к осмысливанию, самоконтролю, управлению своими желаниями и эмоциями, соблюдению требований.
Необходимо иметь ввиду неоднородность активности у представителей различных возрастных групп, половые и индивидуальные её различия. Большинство представителей младшего и, в значительной мере, среднего школьного возраста склонно преимущественно к эмоционально-направленной и мотивированной двигательной активности, интеллектуально недостаточно корректируемой, часто лишённой сознательного контроля и приобретающей аффективный характер. Другие, особенно в старшем школьном возрасте, более умело сочетают физическую активность с интеллектуальной и обогащают её элементами морально-этического характера. Встречаются и вовсе избегающие какой-либо двигательной активности. В зависимости от конкретного содержания и степени выраженности подобных различий, педагог обязан своевременно индивидуализировать средства и методы - то ли для преодоления инертности в двигательных проявлениях, то ли для усиления интеллектуальной активности, регулирования эмоциональных реакций, особенно аффективного характера, или же для формирования нравственно-эстетической мотивации действий и поступков.
Успех обучения двигательным действиям в значительной степени зависит от правильного выбора и сочетания методов, которые должны гарантировать реализацию методических принципов. В физическом воспитании детей школьного возраста большое значение приобретает реализация принципа наглядности.
Наглядность важно понимать широко - и как непосредственную, обусловленную конкретными зрительными, слуховыми, проприоцептивными и тактильными ощущениями и восприятиями, и как опосредованную, опирающуюся на образы, представления, воспроизводимые и создаваемые занимающимися в результате словесных воздействий педагога (рассказа, описания, объяснения и др.) или построенные ими путём творческого воображения. Важно исходить из того, что второсиг-нальные (словесные) раздражители, при известных условиях, могут заменить первосигнальные (чувственные), обеспечивая в то же время более глубокое проникновение в суть, реальный смысл и значение изучаемого. Слово (живая или письменная речь) как средство обеспечения наглядности должно широко использоваться в работе со всеми возрастными группами, но при условии опоры на усвоенные представления, понятия и другие знания и практический опыт занимающихся. То обстоятельство, что знания и опыт младших возрастных групп более ограничены и поверхностны, существенного значения не имеет, так как изучаемое ими является относительно простым, доступным пониманию и связано с предыдущим.
Что касается использования непосредственной наглядности (в тех случаях, когда занимающиеся не располагают исходными знаниями и двигательным опытом, или когда нет необходимости добиваться глубокого проникновения в суть изучаемого, развивать творческие способности, либо приходится экономить время), то в работе с детьми следует добиваться осмысленного восприятия демонстрируемых
Лекции IX Физическая культура в системе воспитания детей школьного возрасти
движений. С этой целью восприятия должны возводиться на уровень организованных наблюдений с широким использованием словесных приёмов - ориентировочных заданий, предварительных и попутных указаний, советов и др. Таким соединением методических приёмов, обеспечивающих сочетание непосредственной наглядности с приёмами ориентировочных словесных воздействий будет создаваться более полное, всестороннее и точное восприятие, а вместе с тем, и адекватное учебным задачам представление.
Данное сочетание методических приёмов ведёт к утончённому развитию органов чувств. Эту возможность особенно важно использовать в младшем и в начале среднего школьного возраста, когда сохраняются ещё относительно высокие темпы сенсомоторного развития.
Сочетание методов и методических приёмов учебно-воспитательной работы обусловлено закономерностями обучения (единства обучения и развития, воспитывающего обучения), целесообразностью комплексного решения различных задач, реализацией методических принципов в их единстве. Такой подход, в частности, диктуется единством чувственного и логического в познавательных действиях, невозможностью (и недопустимостью) отрыва восприятий и практических действий от мышления, творческого воображения и эмоционально-волевых установок. Однако подбор и сочетание методов и методических приёмов не должен быть стандартным. Нельзя допускать универсализации отдельных методов или приёмов, особенно в работе с детьми и подростками, не терпящей однообразия и штампов. Широко распространённое шаблонное использование такого необходимого метода как показ нередко даёт малый эффект в освоении полноценных знаний и умений, особенно в воспитании личности школьника. В ряде случаев он даже тормозит интеллектуальную активность детей в познавательном процессе, исключает проявление творческих усилий, необходимых для воспитания самостоятельности и инициативности в двигательной деятельности. Так, если для создания представления об изучаемом движении педагог лишь покажет его, ученики запечатлят внешнюю обобщённую картину увиденного и воспроизведя её путём подражания, неизбежно допустят существенные недочёты в технике.
Если же для создания представления педагог, назвав изучаемое и определив его назначение, прибегнет к логически стройному описанию, которым сосредоточит внимание занимающихся не только на общей картине, но и на составных частях, характеристиках элементов техники движения, их действия существенно изменятся. Занимающиеся проявят больше внимания и наблюдательности, а главное - будут самостоятельно, творчески создавать мысленную модель движения и, в результате повторных усилий, корректируемых педагогом, реализуют её в практическом исполнении. Этим будет достигнуто формирование более совершенных двигательных умений, а вместо с тем развитие наблюдательности, воображения и образного мышления, воспитание творческих способностей, самостоятельности.
В некоторых случаях полезно использовать последовательное выполнение компонентов движения по ходу описания. Например, в первом классе предстоит обучение лазанью по гимнастической стенке. Выяснив значение этого в жизни, учитель подчёркивает важность правильного хвата за рейку, от которого зависит уверенность и безопасность передвижения. Работа начинается с разучивания хвата, для чего ученикам предлагается подойти к гимнастической стенке, согнуть руки в локтях, кисти ладонями вперёд на уровне глаз и выполнить хват большими пальцами снизу, остальные сверху. Добившись точности хвата, предлагают присесть и повиснуть на руках для лучшего прочувствования его прочности. Попутно даются уточняющие указания (или же задаются вопросы, корректируются ответы), иногда объяс-
235 Теория и методика физической культуры
няется почему следует действовать именно так, а не иначе. По мере овладения правильной техникой движений организуют соревнование в достижении наибольшей её точности. Этот вариант полезен тем, что на первых порах он облегчает учебные действия учащихся и в то же время повышает их эффективность, поскольку процесс восприятия и реализации словесных заданий немедленно подкрепляется и обогащается двигательными ощущениями. Если же при организации учебных действий по описанию выяснится, что учащиеся выполнили их точно, необходимость показа вообще отпадёт. Если же окажется, что часть из них выполняет задание отлично, другие далеки от этого, а третьи допускают некоторые неточности, причем все исчерпали свои возможности, следует показать. В этих случаях хорошо воспринимается демонстрация движений наиболее успевающими, получившими отличную отметку. Их показ стимулирует остальных, вызывает стремление отличиться. Педагог может показать и сам, но привлекая к этому учащихся, он получает большую возможность попутно анализировать показываемое, привлекать внимание к главному, к отдельным элементам техники (положению тела и его частей, направлению, амплитуде, скорости движения и др.). Вместе с тем, он учит детей наблюдению и помогает им извлекать из наблюдаемого как можно больше информации, способствующей более осмысленному повторению движения. Сравнивая на основе самоконтроля собственные движения с образцом сверстника, учащиеся прогрессируют в успеваемости. Такой характер учения вызывает большой интерес даже у первоклассников.
При сочетании приёмов описания и показа важно соблюдать правильную последовательность. Нецелесообразно сразу после описания показывать изучаемое. Занимающиеся, особенно младших возрастов, зная, что обязательно последует показ, чаще всего недостаточно внимательно слушают описание и не утруждают себя напряжением мышления. Так теряется воспитательно-образовательное преимущество описания. Нецелесообразен и обратный порядок. Получив сразу готовую модель, особенно если показанное вызвало острый интерес, наиболее реактивные дети настраиваются на немедленное выполнение. Последующее описание им трудно выслушать внимательно, так как торможение возникшего желания действовать чаще всего оказывается непосильным. При этом варианте лучше разрешить сначала пробное выполнение, а затем уже, обратив внимание на допущенные ошибки, воспользоваться элементами описания.
В процессе обучения двигательным действиям неизбежно использование методов упражнения. В зависимости от сложности изучаемой техники и подготовленности занимающихся (на всех возрастных ступенях) это могут быть приёмы первоначально расчленённого или целостного выполнения. Повторное выполнение движений (или частей) следует сочетать с интервалами для выслушивания и обдумывания замечаний и объяснений педагога, наблюдения показа и идеомоторной подготовки к уточнению выполняемого, а также для отдыха. По мере овладения движениями всё большую часть повторений полезно осуществлять кратковременными сериями непрерывной работы. Повторение может быть стандартным, например, когда важно совершенствовать основу и детали одного варианта техники, работать попутно над темпом, ритмом и т.п., или же переменным - обучение быстрой дифференциации физических усилий, для формирования умения варьировать элементы техники движений в изменяющихся условиях (например, при обучении метанию в изменяющиеся по направлениям и расстояниям цели).
При упражнении занимающихся в целях овладения каким-либо двигательным умением необходимо ориентировать их на достижение с каждым повторением всё большего совершенства. Анализируя результаты такой работы, в целях устранения
Лекции /Л' Физическая культура « системе воспитания детей школьного «траста
допущенных ошибок, не следует привлекать внимание к их особенностям, а направлять его на уяснение того, каких показателей правильной техники ещё не удалось достичь и на что, в первую очередь, следует сосредоточить усилия для обеспечения и закрепления успеха. Начиная с первых занятий необходимо воспитывать у детей нетерпимость к небрежному, неряшливому выполнению действий, к любым недоработкам. Вообще же необходимо своевременно принимать меры предупреждения ошибок - соблюдение постепенности, последовательности и доступности в заданиях; широкое использование, особенно в начальном обучении, подводящих упражнений к наиболее сложным в координационном отношении двигательным действиям; предваряющее развитие двигательных качеств, необходимых для правильного выполнения движений; обеспечение разумной помощи и страховки (не подменяя личные усилия занимающихся); воздержание от работы по совершенствованию техники в утомлённом состоянии и др. Недопустима практика механического натаскивания и форсирования количественных достижений при недостаточном владении техникой.
В учебной работе со школьниками особого внимания требует закрепление освоенных двигательных умений и доведение их до уровня навыков. Во-первых, необходимо иметь ввиду, что освоение значительного числа движений направлено на обучение управлению двигательным аппаратом, на совершенствование движений и воспитание соответствующих способностей. В этом случае процесс упражнения является эффективным лишь до тех пор, пока налицо необходимость преодоления координационных трудностей. Поскольку многие, приобретаемые этим путём умения, сами по себе не находят применение в конкретной жизненной практике (в быту, труде, спорте), нет необходимости в прочном закреплении их, превращении в навыки. Во-вторых, нецелесообразно закреплять до степени устойчивого навыка те двигательные умения, над совершенствованием которых предстоит повторная учебная работа в соответствии с программными требованиями в последующие годы. Временно не следует закреплять и те, которые представляют лишь исходный вариант для последующего формирования других вариантов применительно к новым и более сложным условиям двигательной деятельности (наиболее типичные из них могут доводиться до уровня навыков).
Характер и конкретный порядок сочетания методов определяется следующим:
1.Задачами учебно-воспитательной работы. Например, если необходимо создать лишь общее представление о внешней форме изучаемого движения, достаточно использовать описание или показ, или то и другое в сочетании. Если же необходимо добиться глубокого понимания сути движения, расширения представлений, выяснения каких-либо закономерностей, обоснования того или иного правила, требования - прибегают, особенно в старшем школьном возрасте, к объяснению (установления причинно-следственных связей и отношений), сочетая его с приёмами демонстрации и др. Если же поставлена задача обеспечить творческую активность занимающихся, воспитывать у них самостоятельность, инициативность - требуется соединение проблемных ситуаций и использование заданий творческого характера.
2.Особенностями занимающихся. Например, в работе с детьми младшего школьного возраста требуется больше указаний. Излагать содержание игры лучше в образной, по возможности, художественной форме. Чаще придется пользоваться односторонним разбором (воспроизведение учителем картины выполненного и на этой основе анализ действий и поведения занимающихся). В работе с хорошо подготовленными учащимися, а тем более со старшеклассниками, особое значение приобретут беседа, коллективный разбор, глубокие по содержанию объяснения с опорой
237 Теория и методика физической культуры
на знания по другим учебным предметам, графическое изображение и др.
3.Особенностями изучаемого материала. Например, при обучении игре не обойтись без предварительного рассказа, элементов описания и последующего разбора. Когда двигательное действие простое и учащиеся в состоянии сразу его выполнить целесообразно разучивать в целом и т.п.
4. Внешними условиями учебной работы. Например, в условиях пониженной температуры воздуха, значительного ветра неуместно прибегать к рассказу, длительным объяснениям, подробному разбору. Вместо этого придется опираться, главным образом, на краткие указания, команды. Каждый из методов обучения двигательным действиям осуществляет воспитательную функцию в соответствии с его специфическими чертами. В процессе беседы учащиеся могут делиться своими мыслями, соображениями, выяснять сомнения, требовать дополнительных доказательств. Тем самым беседа как метод обучения содействует превращению знаний в убеждения. Благодаря рассказу учащиеся получают яркий образный материал, оказывающий на них эмоциональное воздействие, дающий возможность прочувствовать, пережить те или иные факты, события.