Особенности проведения уроков спортивных игр
С УЧАЩИМИСЯ РАЗЛИЧНОГО ВОЗРАСТА
Психофизиологические особенности учащихся различного возраста определяют средства и методы, которые реализуются на уроках спортивных игр. В 1-4 классах основным учебным материалом уроков являются подвижные игры. В подвижных играх совершенствуется двигательная функция детей, они овладевают естественными движениями: бегом, прыжками, простейшими действиями с мячом. В подвижных играх вырабатывается реакция на действия с мячом, активизируется деятельность головного мозга. Учащиеся учатся решать простейшие игровые задачи. Одним из основных дидактических принципов занятий с учащимися начальных классов является доступность подвижных игр и упражнений с мячом.
У учеников младших классов формируются знания игр, они знакомятся с простейшими правилами игр, получают сведения о способах выполнения ловли мяча, передач, ударов по мячу. Для этого подбираются игры с элементами техники спортивных игр: волейбола, баскетбола, футбола, гандбола. Педагог в полной мере может использовать воспитательный потенциал подвижных игр, создавать представления о нормах поведения в спортивной команде и взаимоотношениях в коллективе.
В 5-9 классах на уроках изучается и осваивается техника спортивных игр. Особое значение приобретает формирование знаний о технике движений. В учебных упражнениях, когда изучаются основы двигательных действий, двигательных структур техники спортивных игр, формируются знания, способствующие эффективному освоению техники. Оценка на уроках спортивных игр определяет уровень знаний о способах выполнения приемов игры и умения их выполнять. Знания учеников дают возможность привлекать их к совместной деятельности с учителем. На этапе обучения ученики получают навыки, как определять ошибки в технике выполнения приемов, знакомятся с правилами игры, определяют нарушения правил. Важнейшими дидактическими принципами в учебных занятиях с учащимися 5-9 классов являются принципы последовательности и систематичности.
В 10-11 классах осваиваются и совершенствуются технико-тактические действия спортивных игр. Приёмы совершенствуются в упражнениях с сопротивлением соперника, в упражнениях тактического характера. В упражнениях с сопротивлением могут происходить столкновения и возникать конфликтные ситуации. Учитель разъясняет правила соревнований, учит определять виновников столкновений. Учащиеся этого возраста способны реализовать принципы сознательности и активности во всех видах учебной и игровой деятельности, в поведении и во взаимоотношениях между собой. Знание правил соревнований и норм поведения в игре дает возможность ученикам выполнять обязанности судей, определять действия, которые запрещены правилами. Конфликтные ситуации в игре дают возможность учителю решать воспитательные задачи, вырабатывать привычки нравственного поведения. Ученики привлекаются к совместной деятельности с учителем: обучают отстающих, оценивают технику выполнения приемов игры по заданию учителя, выполняют обязанности судей.
КОНСПЕКТ УРОКА
Планирование в физическом воспитании - это предварительная разработка и определение на предстоящую деятельность целевых установок и задач, содержания, методики, форм организации и методов учебно-воспитательного процесса с конкретным контингентом занимающихся.
Планирование носит последовательный характер и осуществляется по признаку от обобщенного к более детальному.
Основными документами планирования в физическом воспитании: учебный план, учебная программа, план-график учебного процесса, рабочий (тематический) план, планы-конспекты занятий.
По своему функциональному назначению все документы планирования делятся на три типа:
1. Документы, определяющие основную направленность и содержание учебного процесса в общеобразовательных школах, колледжах профессионального образования, средних и высших специальных учебных заведениях. К ним относятся учебный план и учебная программа. Эти документы являются государственными и обязательными для выполнения.
2. Документы, определяющие порядок организации процесса физического воспитания (план-график учебного процесса и расписание занятий).
3. Документы методического характера, в которых преимущественно отражена методика физического воспитания (рабочий план и план-конспект занятия).
Учебные планы и программы по физическому воспитанию для общеобразовательных школ, средних и высших специальных учебных заведений, спортивных школ и других организаций разрабатываются государственными органами (министерствами, комитетами). Планы-графики учебного процесса, рабочие программы и планы-конспекты уроков разрабатываются самими преподавателями.
Учебный план - основной (исходный) документ, на основе которого осуществляется вся многогранная работа по физическому воспитанию в государственных учебных заведениях всех уровней.
Учебным планом устанавливаются: а) общая продолжительность занятий по физическому воспитанию в общеобразовательной школе, учебном заведении; спортивной специализации в ДЮСШ и других спортивных школах; б) разделы (виды) программного материала с указанием часов на их прохождение по годам обучения.
Учебная программа - это документ планирования учебной работы, в котором определяются:
а) целевые установки и общие задачи педагогического процесса;
б) объем знаний, умений и навыков, которыми должны овладеть занимающиеся в планируемый срок занятий, перечень основных физических упражнений, средств, обеспечивающих решение поставленных задач;
в) зачетные требования и учебные нормативы (тестовые показатели).
Программа по физическому воспитанию состоит из разделов: 1- уроки физической культуры; 2 - физкультурное оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня; 3 - физическая культура во внеурочное время; 4 - физкультурно-массовые и спортивные мероприятия.
Структура программы: 1 - пояснительная записка (цель и задачи курса физического воспитания, особенности контингента занимающихся, структура программы, методы и формы занятий, указания по планированию и учету и др.); 2 - учебный материал по теоретическому и практическому разделам (перечень основных теоретических тем для изучения, описание всех физических упражнений, подлежащих освоению по годам обучения), зачетные требования и учебные нормативы; 3) приложение (список рекомендуемой литературы, образцы планов, заявок, типовой табель спортивного инвентаря и оборудования, необходимого для обеспечения занятий по физической культуре, примерные карты физической подготовленности и развития учащихся и др.).
План-график учебного процесса - целесообразная последовательность прохождения материала теоретического и практического разделов учебной программы по месяцам и неделям на протяжении одного (количество часов на каждый раздел).
Порядок прохождения видов практического раздела учебной программы зависит от сезонных условий и наличия спортивных сооружений. Главным в определении рациональной последовательности прохождения учебного материала программы являются педагогические закономерности процесса физического воспитания (формирования двигательных навыков, направленного развития физических качеств и др.). В плане-графике определяются номера уроков, на которых планируется прием зачетов или контрольных соревнований по каждому разделу программы.
Рабочий (тематический) план - последовательное изложение содержания каждого урока учебной четверти (конкретные учебно-воспитательные задачи уроков (общие и частные); теоретические сведения по физическому воспитанию; средства, методы, величины нагрузок; контрольные упражнения (тесты)). В рабочем плане фиксируется методическая последовательность прохождения учебного материала и одновременно раскрывается содержание каждого конкретного урока.
План-конспект урока (занятия) - полный детализированный сценарий предстоящего урока (номер занятия по рабочему плану, основные и частные задачи урока, средства, параметры нагрузки (количество повторений, интенсивность, продолжительность) и отдыха по всем упражнениям, организационно-методические указания).
Конспект урока спортивных игр составляется на основе двух документов: поурочного плана-графика распределенного учебного материала для данного класса и тематических планов.
В поурочном плане-графике указывается, сколько часов отведено на изучение отдельных тем программы и на каких уроках изучаются те или иные темы. Буквами О, С, К, обозначаются типы уроков: уроки обучения, совершенствования или контрольные уроки. В тематических планах излагаются основные упражнения для обучения по темам, формы контроля и нормативы контрольных испытаний. Упражнения в тематических планах обозначены номерами. Это дает возможность определять количество необходимых упражнений для каждой темы, переносить номера упражнений в поурочный план-график распределения учебного материала и в конспект урока. В уроке обучающего типа решаются три вида задач: воспитание физических качеств, обучение и совершенствование техники, воспитательные задачи. Конспект конкретизирует учебный материал урока в соответствии с поставленными задачами. В плане-конспекте могут определяться частные задачи, организация упражнений, методические замечания. Организация упражнений указывается графически. В методических замечаниях определяется, как выполнять целое движение или его отдельную часть, уточняются пространственные, временные или динамические характеристики частей целого движения.
Пространственные характеристики уточняют положения частей тела перед началом движения или их конечные положения, а также направления, по которым выполняются отдельные части движения. Временные характеристики определяют последовательность движений частями тела или их одновременность, т.е. согласование частей движения. Динамические характеристики дают возможность определить, какие части движения выполняются быстрее, сильнее или наоборот, где скорость и сила движения снижается. В конспекте урока методические замечания обозначаются кратко, лаконично. В первую очередь методические указания уточняют параметры базовых элементов движения. В последующем, в зависимости от времени на обучение, уточняются детали движения. Таким образом, конспект раскрывает содержание урока, показывает, что и как надо делать, т.е. определяет средства и методы решения поставленных задач. ( В приложениях I и 2 предлагается форма плана-конспекта урока спортивных игр).
Приложение 1
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА СПОРТИВНЫХ ИГР ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 1-11 классов
Время: 45 мин.
1. Оздоровительные задачи (содержание):
2. Образовательные задачи (содержание):
3. Воспитательные задачи (содержание):
ИНВЕНТАРЬ:
Части урока | Содержание | Дозировка | Организационно-методические указания |
Подготовительная часть | 10’ | ||
Основная часть | 30’ | ||
Заключительная часть | 5’ |
Пример графического изображения организации упражнений:
000 000.
Используя обозначения, принятые в спортивных играх, нет необходимости разъяснять данное упражнение: учащиеся выполняют передачу и передвигаются в конец своей колонны. В конспекте кратко указывают способ передачи и количество передач, которые выполняет каждый ученик.
В методических указаниях уточняется способ выполнения и характеристики выполняемых движений: передачу выполнять от груди; руки полностью выпрямлять в конце передачи; передачу заканчивать выстреливающим движением кистей. Подобные методические замечания поочерёдно заносятся в конспект.
Приложение 2
ПЛАН - КОНСПЕКТ УРОКА СПОРТИВНЫХ ИГР ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 1-11 классов
Время - 45 мин.
1. Оздоровительные задачи (содержание):
2. Образовательные задачи (содержание):
3. Воспитательные задачи (содержание):
ИНВЕНТАРЬ:
Части урока | Содержание и организация упражнений | Дозировка | Методические указания |
Подготовительная часть | 10’ | ||
Основная часть | 30’ | ||
Заключительная часть | 5’ |
Различные варианты конспекта-урока отличаются тем, что в первом варианте конспекта организационные указания вынесены в правую графу, совместно с методическими указаниями. Второй вариант конспекта предполагает, что организация упражнений обозначается совместно с содержанием упражнений, в левой графе.
Содержание оздоровительных, образовательных и воспитательных задач зависит от типа урока. Образовательные задачи направлены на формирование знаний о движениях и о способах выполнения этих движений, знаний о физических качествах. Знания о физических качествах и о методах их воспитания дополняются примерами упражнений на воспитание этих качеств. На уроке ставится задача повышения двигательного потенциала учащихся за счёт увеличения физической нагрузки и выполнения упражнений на воспитание двигательных качеств.
Частные задачи урока могут быть обозначены текстом перед очередным упражнением. Графическое изображение упражнений и действий учеников, полёта мяча, а так же методические указания раскрывают процесс обучения и совершенствования техники спортивных игр.
СОДЕРЖАНИЕ
|
Спортивные игры – универсально е средство физического развития и воспитания личности…………………………………….
Урок – единый учебно-воспитательный комплекс…………………
Физическая нагрузка на уроке спортивных игр……………………
Воспитание физических (двигательных) качеств………………….
Обучение двигательным навыкам и совершенствование техники..
Эмоциональный фон урока…………………………………………..
Воспитание личности на уроке………………………………………
Части урока……………………………………………………………
Домашние задания…………………………………………………...
Проведение уроков спортивных игр с учащимися различного возраста………………………………………………………………..
Конспект урока……………………………………………………….
Приложение 1…………………………………………………………
Приложение 2…………………………………………………………
Учебно-методическое издание