Сущность, характеристика коллектива

Слово коллектив в переводе означает «объединяю», «собираю».

Задание № 4.Приведите примеры на перечисленные ниже основные признакиколлектива.

  • Постановка и достижение общественно значимых целей и задач (увлекательных перспектив).

______________

  • Включение школьников в различные виды социальной деятельности с учетом их возраста и индивидуальных особенностей, возрастных различий.

______________

  • Формирование отношений ответственной зависимости как основы равноправия и сплочения коллектива.

______________

  • Выработка правильного общественного мнения.

______________

  • Появление, поддержание и накопление положительных традиций в коллективе.

_

  • Организация действенной работы самоуправления.

_

  • Мажорный стиль деятельности детского коллектива: постоянная готовность воспитанников к действию, ощущение собственного достоинства, вытекающего из представления о ценности всего коллектива.

____________________

__________________________

Таким образом, воспитательный коллектив (детское сообщество) – это научно организованная система нравственно воспитывающей детской жизни, включающей многообразие видов, форм общественно полезной деятельности и общения.

Задание № 5.Попробуйте, используя любую символику, изобразить графически, характерные черты коллектива.Например, руль – это самоуправление.

4.Воспитательная значимость коллектива обусловлена его функциями.

Организационная– это включение членов коллектива в различные виды деятельности, их координация, формирование деловых отношений, взаимодействие с членами различных коллективов в школе и вне ее: кружки, клубы, спортивные секции и т.д.

Воспитывающая– это формирование нравственности школьников, их отношения к миру и к самим себе, выработка ценностей, привычек, воли, характера.

Стимулирующая - это создание благоприятных условий для содержательного социально значимого общения и потребности в нем, формирование потребности в самовоспитании учащихся, корректировка их поведения.

Нравственно – регулятивная – это носитель и пропагандист определенных идейно – нравственных и социальных установок.

Задание №6. Какие функции, по вашему мнению, используют педагоги колледжа при формировании коллектива? Приведите пример реализации этих функций.

______________

_

5. Видыколлективов.

Наукой выделены первичный и вторичный коллектив, постоянные и временные коллективы, формальные и неформальные коллективы.

Задание № 7. Найдите в учебниках педагогики пояснение выше перечисленным видам коллектива. Сделайте схему с пояснениями.

Задание № 8.Приведите пример воспитательного воздействия на вас со стороны коллектива.

_

Задание № 9 . Назовите традиции, которые уже сложились в коллективе вашей студенческой группы.

_______

____________________

Задание № 10.

Как понимаете высказывание С.И.Гессена«Только там, где есть общественная жизнь, есть потребность и возможность самоуправления, где ее нет, всякое самоуправление выродится в фикцию или игру»».

____

ЗАНЯТИЕ № 3.4

ТЕМА: ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ПЕРЕЧЕНЬ КОНТРОЛЬНЫЙ ВОПРОСОВ

  1. Понятие о форме организации воспитания.
  2. Классификация форм организации воспитания.
  3. Характеристика некоторых форм организации воспитания.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА:

Ø 1.Ознакомиться с основными педагогическими понятиями темы.

Ø 2. Из истории вопроса.

Ø 3.Классификация форм организации воспитания.

Ø 4.Характеристика некоторых форм организации воспитания.

Основные педагогические понятия по теме.

Задание №1.Запишите определение понятий.

Форма воспитания -____________________

Форма организации воспитания - _

Из истории вопроса.

Все виды деятельности учащихся тесно связаны с формами воспитания. Форма служит выражением, организацией внутреннего содержания процесса, явления. Понятие формы связано со структурой, она организует, структурирует; оформит - значит придать вид, определить тип, структуру, сконструировать.

Процесс воспитания как совместная деятельность учеников и воспитателя протекает в определенных организационных формах. Формы воспитания достаточно разнообразны и многочисленны.

Громыко М.М. считает, что источником возникновения форм воспитания можно считать крестьянские сообщества. Одной из важнейших форм жизнедеятельности крестьянской общины была мирская сходка, где обсуждались важнейшие вопросы жизни крестьян, разбирались конфликты, сроки хозяйственных работ. На таких сходках вырабатывалось общее мнение о политических, социальных, местных новостях. Это и легло в основу статистических форм воспитательной работы. К ним относятся ярмарки, диспуты, митинги, субботники, игры и т.д.

Формы определяют организационную сторону: кто, где, как, когда и на каких условиях ведет конкретную воспитательную работу с воспитанниками. Форма как часть процесса воспитания зависит от целей, содержания, методов и одновременно обуславливает их существование, воплощение в конкретном деле. Поэтому формы воспитания зависят от конкретных педагогических ситуаций, и поэтому они так разнообразны, носят творческий характер и порой индивидуально неповторимы.

( По материалам Энциклопедии для педагогов)

Задание №2.1) Озаглавьте текст.______________

2).Составьте несколько вопросов по предложенному тексту для фронтального опроса.

_____________________

Наши рекомендации