Заочная форма обучения
АННОТАЦИЯ
рабочей программы учебной дисциплины (РПУД)
«Теория и методика обучения и воспитания
(дошкольное образование, общее и профессиональное)»
Цель учебной дисциплины:
· развитие у аспирантов профессионального мышления, формирование психолого-педагогических знаний и умений, необходимых для профессиональной педагогической деятельности в области дошкольного образования.
Место учебной дисциплины в структуре ООП:
Дисциплина «Теория и методика обучения и воспитания (дошкольное образование, общее и профессиональное)» относится к специальным дисциплинам образовательной составляющей учебного плана подготовки аспирантов.
Требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате изучения учебной дисциплины аспирант должен:
Знать:
· основные направления и перспективы развития педагогической науки; отечественные и зарубежные педагогические теории воспитания и развития ребенка,
· теоретико-методологические основы теории, методики и технологии дошкольного образования,
· историю становления и развития теории и методики обучения и воспитания в России и за рубежом,
· сущность взаимодействия теории, методики и практики обучения и воспитания,
· цели и задачи, принципы дошкольного образования,
· основные закономерности развития, социального становления личности ребенка-дошкольника,
· сущность, структуру, специфику реализации компонентов педагогического процесса образования детей дошкольного возраста,
· технологии обучения и воспитания дошкольников.
Уметь:
• анализировать, сравнивать, сопоставлять различные подходы к организации педагогического процесса на этапе дошкольного образования;
• прогнозировать развитие методических систем дошкольного образования;
• осуществлять анализ инновационный и опытно-экспериментальной деятельности в области дошкольного образования;
• проводить сравнительные исследования теории и методики дошкольного образования;
• проектировать предметную среду дошкольных образовательных учреждений,
• учитывать различные контексты (социальные, культурные, национальные), в которых протекают процессы обучения, воспитания и социализации дошкольников,
• осуществлять психолого-педагогическое изучение личности ребенка-дошкольника,
• конструировать содержание, методы и организационные формы образования дошкольников.
Владеть:
· новыми педагогическими технологиями и методическими системами обучения дошкольников.
· технологией оценки качества дошкольного образования,
· способностью теоретического обобщения передового опыта обучения и воспитания детей дошкольного возраста,
· разработкой методических концепций содержания и процесса освоения дошкольного образования,
· методикой и практикой разработки учебных программ дошкольного образования,
· методикой использования технических и компьютерных средств в обучении дошкольников,
· способами осуществления профессионального анализа и роста.
Общая трудоёмкость учебной дисциплины составляет 3 зачётных единицы (108 часов).
Основные разделы учебной дисциплины:
1. Педагогические основы преподавания в высшей школе.
2. Психологическое сопровождение педагогического процесса в вузе.
Автор программы: Докт.пед.наук, проф. Тупичкина Е.А.
СТРУКТУРА
рабочей программы учебной дисциплины
«Теория и методика обучения и воспитания
(дошкольное образование, общее и профессиональное)»
- Цель и задачи освоения учебной дисциплины:
Цель учебной дисциплины:
· развитие у аспирантов профессионального мышления, формирование психолого-педагогических знаний и умений, необходимых для профессиональной педагогической деятельности в области дошкольного образования.
Задачи учебной дисциплины:
· сформировать теоретико-методологические основы деятельности специалистов в области дошкольного образования,
· познакомить с зарубежной теорией и практикой дошкольного образования,
· раскрыть современные подходы к организации дошкольного образования,
· познакомить с инновационнными технологиями в области дошкольного образования,
· познакомить со спецификой управления дошкольным образованием,
· сформировать способность к анализу педагогического опыта и педагогических ситуаций.
- Место дисциплины в структуре ООП:
Дисциплина «Теория и методика обучения и воспитания (дошкольное образование, общее и профессиональное)» относится к специальным дисциплинам образовательной составляющей учебного плана подготовки аспирантов.
- Требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате изучения учебной дисциплины аспиранты должны:
Знать:
· основные направления и перспективы развития педагогической науки; отечественные и зарубежные педагогические теории воспитания и развития ребенка,
· теоретико-методологические основы теории, методики и технологии дошкольного образования,
· историю становления и развития теории и методики обучения и воспитания в России и за рубежом,
· сущность взаимодействия теории, методики и практики обучения и воспитания,
· цели и задачи, принципы дошкольного образования,
· основные закономерности развития, социального становления личности ребенка-дошкольника,
· сущность, структуру, специфику реализации компонентов педагогического процесса образования детей дошкольного возраста,
· технологии обучения и воспитания дошкольников.
Уметь:
• анализировать, сравнивать, сопоставлять различные подходы к организации педагогического процесса на этапе дошкольного образования;
• прогнозировать развитие методических систем дошкольного образования;
• осуществлять анализ инновационный и опытно-экспериментальной деятельности в области дошкольного образования;
• проводить сравнительные исследования теории и методики дошкольного образования;
• проектировать предметную среду дошкольных образовательных учреждений,
• учитывать различные контексты (социальные, культурные, национальные), в которых протекают процессы обучения, воспитания и социализации дошкольников,
• осуществлять психолого-педагогическое изучение личности ребенка-дошкольника,
• конструировать содержание, методы и организационные формы образования дошкольников.
Владеть:
· новыми педагогическими технологиями и методическими системами обучения дошкольников.
· технологией оценки качества дошкольного образования,
· способностью теоретического обобщения передового опыта обучения и воспитания детей дошкольного возраста,
· разработкой методических концепций содержания и процесса освоения дошкольного образования,
· методикой и практикой разработки учебных программ дошкольного образования,
· методикой использования технических и компьютерных средств в обучении дошкольников,
· способами осуществления профессионального анализа и роста.
Объём учебной дисциплины и виды учебной работы:
Общая трудоёмкость учебной дисциплины составляет 3 зачётные единицы 108 (часов):
Форма обучения | Курс | Трудоёмкость дисциплины в часах | Форма итогового контроля | |||||
всего часов | ауд. часов | лекции | семинар. (практич.) занятия | лаборат. занятия | самост. работа | |||
Очная | 1-2 | - | кандидатский экзамен | |||||
Заочная | - | кандидатский экзамен |
ОЧНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ
- Структура и содержание учебной дисциплины:
№ п/п | Наименование разделов дисциплины | Всего часов | Аудиторные занятия | Самост. работа | Форма итогового контроля | ||
лекции | семинар. (практич.) занятия | лаборат. занятия | |||||
1. | Теоретические основы дошкольной педагогики | Тест | |||||
2. | Становление систем дошкольного образования в России и за рубежом: история и современность. | Контрольная работа | |||||
3. | Актуальные проблемы частных методик дошкольного образования | Контрольная работа | |||||
4. | Современные подходы к управлению дошкольным образованием | Тест | |||||
Итого: | - | кандидатский экзамен |
Содержание учебной дисциплины
(Тематической планирование)
№ п/п | Тема | Виды учебной работы | Форма текущего контроля | |||
лекции | семинар. (практич.) занятия | лаборат. занятия | Самост. работа | |||
Раздел 1. Теоретические основы дошкольной педагогики | ||||||
1. | Теоретические основы развития, воспитания и обучения детей раннего и дошкольного возраста | - | Терминологический диктант | |||
2. | Организация целостного педагогического процесса в ДОУ | - | - | Опорный конспект | ||
3. | Деятельностный характер развития ребенка | - | Опорный конспект Тест | |||
4. | Теория обучения детей дошкольного возраста | - | Опорный конспект Тест | |||
5. | Теория воспитания детей дошкольного возраста | - | Опорный конспект Тест | |||
Раздел 2. Становление систем дошкольного образования в России и за рубежом: история и современность | ||||||
История зарубежной педагогической мысли и практики дошкольного образования | Опорный конспект Тест | |||||
История дошкольного воспитания в России | Опорный конспект Тест | |||||
Раздел 3. Актуальные проблемы частных методик дошкольного образования | ||||||
Актуальные проблемы познавательного развития | Опорный конспект Тест | |||||
Актуальные проблемы художественно-эстетического развития | Опорный конспект Тест | |||||
Актуальные проблемы физического развития дошкольников | Опорный конспект Тест | |||||
Раздел 4. Современные подходы к управлению дошкольным образованием | ||||||
Введение в менеджмент дошкольным образованием | Опорный конспект Тест | |||||
Содержание функций управления, технология их реализации в практике работы руководителя дошкольного образовательного учреждения | Опорный конспект Тест | |||||
Организация методической работы в ДОУ | Опорный конспект Тест | |||||
Итого: | - |
ЗАОЧНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ
- Структура и содержание учебной дисциплины:
№ п/п | Наименование разделов дисциплины | Всего часов | Аудиторные занятия | Самост. работа | Форма итогового контроля | ||
лекции | семинар. (практич.) занятия | лаборат. занятия | |||||
1. | Теоретические основы дошкольной педагогики | Тест | |||||
2. | Становление систем дошкольного образования в России и за рубежом: история и современность. | Контрольная работа | |||||
3. | Актуальные проблемы частных методик дошкольного образования | Контрольная работа | |||||
4. | Современные подходы к управлению дошкольным образованием | Тест | |||||
Итого: |
Содержание учебной дисциплины
(Тематической планирование)
№ п/п | Тема | Виды учебной работы | Форма текущего контроля | |||
лекции | семинар. (практич.) занятия | лаборат. занятия | Самост. работа | |||
Раздел 1. Теоретические основы дошкольной педагогики | ||||||
1. | Теоретические основы развития, воспитания и обучения детей раннего и дошкольного возраста Организация целостного педагогического процесса в ДОУ Деятельностный характер развития ребенка. | - | Терминологический диктант | |||
4. | Теория обучения детей дошкольного возраста. Теория воспитания детей дошкольного возраста | - | Опорный конспект Тест | |||
Раздел 2. Становление систем дошкольного образования в России и за рубежом: история и современность | ||||||
История зарубежной педагогической мысли и практики дошкольного образования | Опорный конспект Тест | |||||
История дошкольного воспитания в России | Опорный конспект Тест | |||||
Раздел 3. Актуальные проблемы частных методик дошкольного образования | ||||||
Актуальные проблемы познавательного развития | Опорный конспект Тест | |||||
Актуальные проблемы художественно-эстетического развития | Опорный конспект Тест | |||||
Актуальные проблемы физического развития дошкольников | - | Опорный конспект Тест | ||||
Раздел 4. Современные подходы к управлению дошкольным образованием | ||||||
Введение в менеджмент дошкольным образованием | Опорный конспект Тест | |||||
Содержание функций управления, технология их реализации в практике работы руководителя дошкольного образовательного учреждения | Опорный конспект Тест | |||||
Организация методической работы в ДОУ | - | Опорный конспект Тест | ||||
- |
- Учебно-методическое и информационное обеспечение учебной дисциплины:
Основная литература:
1. Егоров С.Ф., Лыков С.В., Волобуева Л.М. Введение в историю дошкольной педагогики. /Под ред.С.Ф.Егорова., М., 2003.
2. Езопова С.А.Менеджмент в дошкольном образовании.-М., 2003.
3. Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников / Под ред. Л.Г. Нисканен. – М., 2002.
4. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М., 2006
5. Колодяжная Т.П. Управление современным дошкольным учреждением: Практическое пособие для руководителей ДОУ, студ. Пед.учеб.заведений, слушателей ИПК. Выпуск 1 и 2.- Ростов-на Дону:Изд-во «Учитель», 2002.
6. Латышина Д.И. История педагогики. История образования и педагогической мысли. М., Гардарики, 2002.
7. Павлова Л.Н. Организация жизни и культура воспитания детей в группах раннего возраста. – М., 2006
8. Парамонова Л.А., Протасова Е.Ю. Дошкольное и начальное образование за рубежом. История и современность. – М., 2001.
9. Сазонова Н.П. Дошкольная педагогика. Курс лекций. – СПб., 2010
10. Зверева О.Л., Ганичева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Уч. пос. – М., 1999.
11. Смирнова Е.О.Педагогические системы и программы дошкольного воспитания. – М., Владос, 2005. -119 с.
12. Специальная дошкольная педагогика. / Е.А.Стребелева. - М.: Изд. центр «Академия», 2002.
Дополнительная литература
1. Богуславский М.В. ХХ век Российского образования. – М.:ПЕРСЭ, 2002.
2. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Изд. центр «Академия», 2004.
3. Детская практическая психология [текст] : учебник : [Реком. МоРФ] / ред. Т.Д. Марцинковская. - М.: Гардарики, 2004. - 255 с.
4. Хухлаева О.В.Коррекция нарушений психологического здоровья дошкольников и младших школьников [текст] : учеб. пособие / О.В. Хухлаева. - М.: Академия, 2003. - 176 с.: ил. - (Высшее образование). - ISBN 5-7695-1238-5 (в пер.).
5. История педагогики в России: Хрестоматия /Сост. С.Ф.Егоров. — М., 2000.
6. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. – М., 2000.
7. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников/ Под ред С.А. Козловой. – М., 2002
8. Смирнова, Е.О. Межличностные отношения дошкольников [текст] : диагностика, проблемы, коррекция / Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова. - М.: ВЛАДОС, 2005. - 158 с.
9. Фалюшина Л.И. Технология менеджмента и маркетинга в системе дошкольного образования: Учебно-методическое пособие.- М.: АРКТИ, 2005.
10. История педагогики / Под ред. А.И. Пискунова. — М., 2007.
Интернет-ресурсы
1. Все для детского сада. http://www.moi-detsad.ru/
2. Дошкольное воспитание. Дошкольная педагогика. Единое окно доступа к образовательным ресурсам. http://window.edu.ru/catalog?p_rubr=2.2.77.1.3
3. Газета "Дошкольное образование". http://dob.1september.ru/
4. Дошкольное образование - Образование от RIN.RU. http://edu.rin.ru/html/926.html
5. Подготовка ребенка к школе. Подготовка ребенка к школе. http://www.odinklik.ru/site.aspx?site=podgotovka_k_shkole
6. Методические материалы в помощь работникам детских дошкольных учреждений. http://tanja-k.chat.ru.
7. Ранее развитие детей. http://www.danilova.ru.
8. Дошкольное образование. http://edu.rin.ru/preschool/index.html.
9. «Дошколенок». http://www.kindereducation.com.
10. Все для детского сада. http://ivalex.vistcom.ru/.
11. Детский сад от А до Я. Научно-методический журнал для педагогов и родителей. http://detsad-journal.narod.ru/index.htm.
Материально-техническое обеспечение учебной дисциплины:
Материально-техническое обеспечение включает в себя: литературу по педагогике, научные журналы, материалы научных конференций, компьютер и т. д., ноутбук, принтер, сканер; ксерокс. Учебная аудитория, предназначенная для проведения семинаров.
ВОПРОСЫ К КАНДИДАТСКОМУ ЭКЗАМЕНУ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 13.00.02 - ТЕОРИЯ, МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (дошкольное образование)
1. Педагогика как область гуманитарного знания, наука об образовании человека.
2. Образование как ведущий механизм присвоения социального опыта. Дошкольное образование в современной системе образования России.
3. Характеристика целостного педагогического процесса.
4. Воспитание в структуре целостного педагогического процесса.
5. Обучение в структуре целостного педагогического процесса.
6. История становления образовательных систем за рубежом.
7. Основные тенденции развития теории и практики дошкольного воспитания за рубежом в 19-20 веке.
8. История становления школьной практики в России.
9. Становление практики дошкольного образования в России.
10. Детство как психолого-педагогический феномен. Педагогическая характеристика основных периодов детства.
11. Цели и задачи образовательной работы с дошкольниками на современном этапе.
12. Организация жизнедеятельности детей в современном дошкольном образовательном учреждении.
13. Специфика организации процесса воспитания дошкольников в дошкольном образовательном учреждении.
14. Особенности организации процесса обучения детей дошкольного возраста в детском саду.
15. Программно-методическое обеспечение современного дошкольного образования.
16. Педагогическая характеристика современных методов обучения дошкольников.
17. Педагогическая характеристика современных методов воспитания дошкольников.
18. Современные образовательные средства в детском саду. Принципы построения развивающей среды в ДОУ.
19. Особенности форм организации педагогического процесса в ДОУ.
20. Организационно-методические основы преподавания педагогических дисциплин в педагогических колледжах.
21. Современные концепции, подходы к содержанию и технологиям развития детей раннего возраста.
22. Педагогическая характеристика игровой деятельности дошкольников и методика ее организации в детском саду
23. Методические основы формирования социально-нравственной культуры дошкольников.
24. Методические основы формирования интеллектуально-познавательной культуры дошкольников.
25. Методические основы формирования художественно-эстетической культуры дошкольников.
26. Методические основы формирования основ культуры труда у дошкольников.
27. Методические основы формирования физической культуры дошкольников.
28. Организационно-методические основы связи общественного и семейного воспитания.
29. Организация и технологии предшкольного образования.
30. Организационные основы методической работы в дошкольном образовательном учреждении.
31. Теория и технологии развития речи детей дошкольного возраста: современные подходы и актуальные вопросы.
32. Теория и технологии экологического образования дошкольников: современные подходы и эффективные пути реализации.
33. Теория и технологии развития математических представлений детей дошкольного возраста: современные подходы и эффективные пути реализации.
34. Теория и технологии развития изобразительного творчества на современном этапе развития: современные подходы и эффективные пути реализации.
35. Теория и технологии музыкального воспитания дошкольников: современные подходы и эффективные пути реализации.
36. Актуальные проблемы семейного воспитания и домашнего образования.
37. Особенности управленческой деятельности в дошкольном образовательном учреждении (сущность, функции, характер и пр.).
38. Нормативно-правовые основы деятельности в дошкольном образовательном учреждении.
39. Основы финансово-хозяйственной деятельности в дошкольном образовательном учреждении.
40. Организация делопроизводства в дошкольном образовательном учреждении.