Тема 14. Нарушения речи
Психолого-педагогическая классификация речевых нарушений: нарушение средств общения (фонетико-фонематическое недоразвитие речи, общее недоразвитие речи, нарушения письма и чтения),нарушения в применении средств общения (нарушения коммуникативной функции речи при правильно сформировавшихся средствах общения). В данной классификации отражается последовательная опора на принцип системного подхода с учетом следующих соотношений: соотношение нарушений в системе речевой деятельности и соотношение нарушений как одного из психических процессов с другими сторонами психики ребенка, развитие которых тесно связано с речью. Признаки, положенные в основание психолого-педагогической систематизации, помогут в организации групповых логопедических формах работы при разных формах аномалиях, но при общности проявлений речевого дефекта.
Дислексия. Этиология дислексии. Психологический аспект механизмов нарушений чтения. Классификация дислексий. Симптоматика дислексии. Дисграфия. Психофизиологическая структура процесса письма. Классификация дисграфии. Симптоматика дисграфии. Обследование детей с нарушениями чтения и письма. Профилактика нарушений чтения и письма. Основные способы устранение нарушений письменной речи.
Содержание, принципы, формы и методы коррекции речи и других психических процессов детей с нарушением речи.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ТЕМЫ
Аграмматизм - нарушение речевой деятельности, выражающееся в неправильном использовании грамматической системы языка. Различают импрессивный аграмматизм (ошибки в понимании значения грамматических конструкций) и экспрессивный (ошибки в грамматическом оформлении активной речи).
Акалькулия - нарушение способности к осуществлению счетных операций.
Афазия - нарушение речи, обусловленное локальными поражениями головного мозга и проявляющееся в полной или частичной утрате способности пользоваться языковыми средствами при сохранении функции артикуляционного аппарата и слуха.
Алалия - отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка при сохранном слухе и интеллекте. Проявляется в стойком недоразвитии механизмов владения фонетико-фонематическими, лексическими и грамматическими средствами языка.
Афония - полное отсутствие голоса.
Брадилалия- патологически замедленный темп речи.
Центр Брока - центр моторной речи, расположенный в задней части нижней лобной извилины левого полушария.
Центр Вернике - центр восприятия речи, расположенный в заднем отделе верхней височной извилины левого полушария.
Дислалия - нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата (гаммацизм, каппацизм, ламбдацизм, ротацизм, сигматизм,)
Дислексия - нарушение чтения, вызванное поражением или недоразвитием речевых отделов ЦНС. Дети, страдающие дислексией, испытывают затруднения в восприятии и понимании текстов, что выражается в замедленном характере чтения, частых несовпадениях воспринимаемого текста и оригинала. Дислексия связана с общими нарушениями в развитии речи.
Дисграфия - частичное расстройство процесса письма, проявляющееся в нестойких оптико-пространственных образах букв, в искажении звукослогового состава слова и структуры предложения. Причины: недоразвитие фонематического слуха и недостатки произношения.
Дизартрия - нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.
Заикание- нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.
Логопедия - специальная педагогическая наука о нарушениях речи, о методах их предупреждения, выявления, устранения средствами специального обучения и воспитания.
Мутизм - прекращение речевого общения с окружающими вследствие психической травмы.
Недоразвитие речи - качественно низкий уровень сформированности сравнительно с нормой той или иной речевой функции или речевой системы в целом.
Общее недоразвитие речи - различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне.
Парафазия - нарушение речевого высказывания, проявляющееся в неправильном употреблении звуков (литеральная) или слов (вербальная) в устной или письменной речи.
Ринолалия - нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата.
Тахилалия - патологически ускоренная речь.
Фонетико-фонематическое недоразвитие - нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефекта восприятия и произношения фонем.
Эхолалия - автоматическое повторение слов вслед за их воспроизведением.