Авторы многих учебников по русскому языку центральными задачами преподавания русского языка в школе считают не только обучение русскому языку, но и изучение русского языка

“Жизнь языка” во всем ее своеобразии проявляется только в тексте, поэтому анализ текста находится в центре внимания в учебных дисциплинах преподавания русского языка и литературы.

В нашу жизнь со всей своей мощью вступил в силу ЕГЭ. Возникает вопрос: как охватить всех своих обучающих работой над анализом художественного текста?

Решение данной проблемы определило цельмоей темы работы:

·творчески обосновать и экспериментально проверить эффективность технологий индивидуального подхода и дифференциации заданий в процессе обучения анализу текста.

·используя преимущества технологии уровневой дифференциации, обеспечить каждому учащемуся возможность достижения результатов с учетом его индивидуальных, возрастных и психологических особенностей.

Объект исследования: процесс обучения анализу мини – текстов в 5-7 классах.

Предмет исследования:методические основы обучения анализу текста в среднем звене в условиях индивидуального обучения.

Гипотеза исследования: использование технологии уровневой дифференциации способствует формированию познавательной мотивации и познавательной самостоятельности, повышает результативность обучения школьников.

Соответственно цели, объекта и предмета исследования поставлены следующие задачи:

·изучить теоретический материал по данной проблеме;

·рассмотреть и исследовать опыт работы по анализу художественного текста и соотнести их как функциональные модели пользования для дифференциации;

·разработать систему дидактических заданий, ориентированных на реализацию уровневой дифференциации;

·при этом охватить всех обучаемых и формировать у них общеучебные умения и навыки работать с текстом.

Итак, мною составлена схема, включающая в себе возможные типы заданий по уровням, виды и формы деятельности детей, цели и задачи для осуществления этих заданий с учетом возрастных, индивидуальных особенностей школьников.

Первый уровень дифференциации – это необходимый уровень выполнения заданий, подобные тем, что делали уже много раз, где требуются отработанные умения и изученные, закрепленные знания.

Ближайшая цель – достижения базового уровня освоения материала.

Второй уровень – это углубленный уровень, в котором представлена система разнообразных заданий повышенной сложности. Вид деятельности творческий, интеллектуальный. Они ориентированы на развитие у детей самостоятельности, инициативности, творческих способностей.

Третий уровень –максимальный уровень, где задания представляют вне программного характера. Вид деятельности – исследовательский. Такой вид приучает к самостоятельной работе с текстом, применить имеющие умения и анализировать художественный текст, обогащает читательский опыт и т.д.

Технология дифференцированных заданий возникла на основе системного обучения анализу текста на уроках русского языка, по которому работают многие преподаватели школ всех регионов РФ, такие как Козлова Н.М., Арбатская И.А. (ЖСОШ №2, г. Якутск), Черкашина В.И. (СОШ №27), Сидорова М.Л.(г. Мирный, Архангельская обл.), и т.д.

Систему анализа художественного текста обычно составляют поэтапно, как это делают выше сказанные учителя – практики с целью сформировать нового, вдумчивого, мыслящего, способного проникнуть вглубь художественного текста и осознать эстетическую самоценность произведения читателя, но при этом не учитывается индивидуальный подход к обучающимся со всеми своими положительными сторонами:

- обеспечивает каждому ученику базовый уровень подготовки;

- предоставляет условия для формирования и развития у учащихся интереса к работе с текстом;

- создает условие для проявления самостоятельности и инициативности, т.е. предоставляет ученику момент самостоятельного выбора заданий;

- создает условия для максимального достижения результата;

- при всем этом дает учителю возможность конструировать задания с опорой на индивидуальные возрастные, психологические возможности каждого ученика и общий уровень подготовленности всего класса. Т.е. в этом подходе обучения анализу текста на уроках русского языка соотнесены опыты и систематизации и дифференциации с применением метода интегрирования двух предметов (русского языка и литературы).

Итак, начиная с 2006г. работаю по технологии уровневой дифференциации на уроках русского языка. Ставлю цели на основании основных идей уровневой дифференциации:

- обеспечить каждому ученику базовый уровень подготовки;

- создать благоприятные условия тем, кто проявляет интерес к анализу текста;

- создать условия для максимального достижения результата.

Задания можно предложить детям после прохождения материала или как закрепление, или как проверка и контроль, или как домашнее задание, поэтому подбираются специально маленькие тексты (обычно отрывки из стихотворений, короткие веселые строчки, мудрые изречения и т.д.)

Солнце низко, вечер близко -
Потянулась сладко киска. (У.Н.Т.)

Как прекрасен зимний лес
Утренней порою!
Пень укрылся под сосной
Шапкой меховою. (О.С.Казначеева)

Кап – кап капельки-
Капает капель.
Звонкие хрусталики
На дворе апрель. (О.С.Казначеева)

Стучит по крыше монотонно,
Беззвучно льется по стеклу,
Бурлит в канаве из бетона,
Бормочет в кадке на углу,
В полночной мгле свистит над полем,
Шуршит по листьям мокрых рощ,
Когда я был собой доволен,
То как бы спал под этот дождь. (К.Ваншенкин)

Осветив черепицу на крыше
И согрев древесину сосны,
Поднимается все выше и выше
Запоздалое солнце весны. (Н.Заболоцкий)

Зима, смеясь, от счастья плачет,
Весны качая колыбель. (И,Северянин)

Клубятся тучи, млея в блеске алом,
Хотят в росе понежится поля,
В последний раз, за третьим перевалом,
Пропал ямщик, звеня и не пыля. (А.Фет)

При этом отрывки из художественного произведения обязательно сопровождаются указанием автора этих строк, что способствует не только обучению правильному оформлению на письме цитат, эпиграфов, что понадобится им в дальнейшей работе, но и ученики узнают все новые и новые имена, связанные с русской литературой. Воспитывает бережное отношение, прививает любовь, уважение к языку художественного текста, да и к русскому языку и литературе вообще, появляется гордость за него.

Работе ведется по карточной системе. В каждой карточке дается текст и соответственно по уровню задания к этому тексту. Ученик сам может выбрать карточку с заданиями. Вот предложенные карточки .

Задание I уровня

Солнце низко, вечер близко – Потянулась сладко киска. Задания: 1. Какое настроение возникает при чтении этого текста? 2. Какими звуковыми средствами создается это настроение? 3. Определи тему текста. 4. Расставь ударения. 5. Подчеркни глухие согласные

Задание II уровня

Поутру вчера дождь В стекла окон стучал, Над землею туман Облаками вставал. И.С.Никитин Задания: Прочитайте отрывок и попробуйте своими словами описать ту картину, которая возникает в вашем воображении . Найдите слова, употребленные в переносном значении. Какое время года описано? По каким причинам вы догадались об этом? Прочитайте вслух, интонационно правильно выделяя последние слова (паузы, понижение голоса). Какое настроение нужно передать? Выучите отрывок наизусть и подготовьтесь к письму по памяти.

Задание 3 уровня

Самостоятельно найдите из сборника фрагменты стихотворений, посвященные одной теме: “Осень”,“Весна”, “Детство” ; Прокомментировать правописание слов (какая орфограмма чаще всего встречается в стихотворениях); Как каждый из этих отрывков по – разному живописует одно и то же явление действительности? Какие наблюдения поэтов обогащают наше представление об этом явлении? Какие образные языковые средства помогают точнее и ярче описать разные его признаки?

Таким образом, изучив теоретические материалы по теме, систему работы других педагогов по анализу художественного текста, применила их в своей работе как функциональные модели для уровневой дифференциации при анализе текста. При этом разработана модель системы составления дидактических заданий, ориентированная на реализацию технологии уровневой дифференциации в условиях индивидуального обучения.

Система составления дидактических заданий находится в постоянной разработке, дополнении, исследовании и при успешном процессе работы может показать такие результаты:

- при такой технологии анализа художественного текста ученик овладевает умениями по использованию знаний;

- развивается у ученика умение самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать самого себя, находить и исправлять собственные ошибки;

- ученик ориентируется на успех, избавляется от страха перед подобным контролем;

- это не значит, что ребенок обязан делать задания только одного уровня. Он после многократного, успешного решения может подниматься на уровень выше и решать поставленные задачи соответствующего уровня.

- все это может иметь большое значение на повышение качества преподаваемого предмета.

И наконец, анализируя небольшие фрагменты художественных текстов, ученики постепенно овладевают элементарными навыками лингвистического анализа языка литературного произведения. Готовность ребенка к проведению лингвистического анализа, очень небольшого по временным затратам на уроке, в дальнейшем станет той основой, на которой можно организовать комплексный анализ художественного текста, что будет способствовать к эффективной подготовке к ЕГЭ в старших классах.

В ходе работы по теме “Дифференциация дополнительных и развивающих заданий при анализе мини- текстов на уроках русского языка в 5-7 классах” получены следующие результаты:

1. Исследованы основные тенденции развития теории и практики решения проблем индивидуализации и дифференциации процесса обучения;

2. Разработаны технологии индивидуализации и дифференциации процесса обучения среднего звена школьников.

3. Разрабатывается система составления дидактических заданий, ориентированных на реализацию уровневой дифференциации.

Уровневая дифференциация заданий:

Уровни I уровень II уровень III уровень
Вид заданий Обязательный минимум выполнения заданий Задания повышенной сложности Комплект заданий на какую – либо тему
Вид деятельности Однотипные задания Творческий, интеллектуальный, поисковый Исследовательская деятельность
Формы деятельности Учащимся предлагается сделать выбор Самостоятельная, индивидуальная работа Индивидуальная работа, работа в паре, групповая работа
Цели и задачи Достижение освоения материала Формирование умения правильно использовать знания в нестандартной ситуации, развитие самостоятельности, творческих способностей Способствование умению планировать и организовать свою деятельность, расширению кругозора; формирование умение работать с информацией и умение работать в разных группах, развивать творчески

Карточная система

Задание I уровня

Солнце низко, вечер близко –
Потянулась сладко киска.
УНТ

Задания:

1.Какое настроение возникает при чтении этого текста?

2.Какими звуковыми средствами создается это настроение?

3.Расставь ударения.

4.Подчеркни глухие согласные звуки

Задание II уровня

Лазурь небесная смеется,
Ночной омытая грозой,
И между гор росисто вьется
Долина светлой полосой.
Ф. Тютчев.

Задания:

1.Прочитайте отрывок и попробуйте своими словами описать ту картину, которая возникает в вашем воображении .

2.Найдите слова, употребленные в переносном значении. Какие тропы созданы на их основе?

3.Сколько имен прилагательных в этом тексте? Какое время суток описано?

4.По каким причинам вы догадались об этом?

5.Прочитайте вслух , интонационно правильно выделяя причастный оборот (паузы, понижение голоса). Какое настроение нужно передать?

6.Выучите отрывок наизусть и подготовьтесь к письму по памяти.

Задание III уровня

1.Самостоятельно найдите из сборника фрагменты стихотворений, посвященные одной теме.( “Осень”,“Весна”, “Детство” и т.д.)

2.Прокомментируйте правописание слов (какая орфограмма чаще всего встречается в стихотворениях).Как каждый из этих отрывков по – разному живописует одно и то же явление действительности?

3.Какие наблюдения поэтов обогащают наше представление об этом явлении?

4.Какие образные языковые средства помогают точнее и ярче описать разные его признаки?

Наши рекомендации