Методические рекомендации
1. Не забудьте, что воспитательное мероприятие должно быть увлекательным.
2. Помните о направленности мероприятия.
3. Не забывайте, что интерес всегда проявляется через деятельность, пусть ваши студенты будут активны во время мероприятия.
4. По окончании воспитательного мероприятия выясните мнение студентов о нем.
5. При планировании воспитательного мероприятия придерживайтесь структуры, представленной в таблице.
Вид мероприятия | Форма поведения | Оборудование | Содержание и ход мероприятия | Цель мероприятия |
Литература:
1. Данилъченко В.М., Шумейко А.А. Формирование индивидуального стиля деятельности в системе педагогического образования / Под ред. А.А.Шумейко.— Комсомольск-на-Амуре, 1995.
2. Каптерев П. Ф. Нравственно-волевыесвойства учителя // Избр- пед. соч.— М., 1982.
3. Радианов В.Е. Нетрадиционное педагогическое проектирование.—СПб., 1996.
4. Симонов В.П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя,— М., 1995.
5. Чепляева Л.А. Формирование гностической профессиональной деятельности учителя: Автореф. докт. дис. — М-, 1997.
ЗАНЯТИЕ №3
ТЕМА: Технологическое обеспечение коллективной творческой деятельности учащихся.
ЦЕЛЬ: отработка умения проведения коллективных творческих дел.
ФОРМА: семинар – игра.
План:
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1. Изучите литературу из списка, составьте конспект по следующим вопросам:
- педагогические принципы, положенные в основу технологии КТД;
- цель и сущность КТД;
- основные условия, которые необходимо соблюдать при проведении КТД;
- структура КТД, возможности рассмотрения ее как «педагогического конструктора».
2. Каковы особенности применения технологии КТД в современных условиях?
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1. Разделитесь на микрогруппы до 5 человек и разработайте коллективное творческое дело.
2. Деловая игра
Первый этап:
Предварительная беседа (Какое КТД Вас заинтересовало? В каком КТД Вы с удовольствием участвовали бы сами?).
Второй этап:
Презентация своих проектов.
Третий этап:
Подведение итогов, коллективный анализ и оценка работы студентов во время игры.
Литература:
1. Иванов И.П. Методика коммунарского воспитания. – М., 1990.
2. Иванов И.П. Энциклопедия КТД. – М., 1989.
3. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. – М., 1985.
4. Щуркова Н.Е. Вы стали классным руководителем. – М., 1987.
5. С. Соловейчик. Воспитание по Иванову. – М., 1989.
6. Караковский В.А. Теория и практика воспитания: коммунарская методика // Педагогика. – 1988. - № 5-6, 9, 12. - 1989.- №4.
7. Щуркова Н.Е. Новые формы воспитательной работы // Воспитание школьников. – 1994. - №1.
ЗАНЯТИЕ №4
ТЕМА:Творческое решение педагогических задач.
ЦЕЛЬ: Отработка методики анализа учебно-воспитательных ситуаций и творческого решения педагогических задач.
ФОРМА: практикум
План:
1. Повторение из курса «Педагогика» методики анализа учебно-воспитательных ситуаций, методики решения педагогической задачи и формулировка правил творческого подхода к решению педагогических задач.
2. Подбор педагогических ситуаций для анализа и решения педагогических задач.
3. Моделирование педагогических ситуаций: методы (анализ педагогических ситуаций, педагогическое проектирование, педагогические игры); типы ситуаций (стандартные, критические, экстремальные); модификация анализа конкретных ситуаций (ситуация-иллюстрация, ситуация-оценка, ситуация-упражнение и др.), особенности их анализа.
Эвристическая обучающая программа анализа педагогической ситуации:
1. Характеристика общественно-воспитательной среды.
· Где происходит действие?
· Дайте оценку воспитательной направленности среды.
· Дайте оценку уровня воспитанности группы и отдельного учащегося.
2. Выявление объектов и субъектов воспитания (ОВ и СВ).
· Назовите ОВ и СВ.
· Дайте характеристику ОВ и СВ (их качества и мотивы поведения).
3. Характеристика воспитательных отношений (ОВ и СВ) в данной педагогической ситуации.
Дайте характеристику взаимоотношениям:
· коллектива и его членов,
· воспитателя и коллектива,
· членов коллектива.
4. Конкретизация воспитательных целей.
· Сформулируйте конкретные задачи воспитания.
5. Анализ методов и приемов педагогического воздействия.
· Укажите комплект используемых методов и приемов педагогического воздействия и целесообразность их применения.
6. Формулировка педагогических проблем и педагогических задач.
7. Решение педагогических задач
· Какие методы и приемы выбрал СВ?
· Какие виды деятельности и средства использовал?
· Какие организационные формы?
· Какие решения выбрал СВ по отношению к действиям ОВ?
· Какое решение принял СВ по отношению к своим действиям?
8. Анализ организаторской деятельности воспитателя.
9. Общие оценки результатов педагогического воздействия.
· Достигло ли цели педагогическое воздействие и в какой мере?
· Какая методика была удачно использована воспитателем?
· Какие были допущены ошибки?
· Каких знаний и умений, навыков не хватает воспитателю?
· Какой опыт следует учесть в дальнейшей работе?
Литература:
1. Основы педагогического мастерства / Под ред. И.А. Зязюна. – М., 1989.
2. Белкин А.С. Ситуация успеха. – М., 1991.
ЗАНЯТИЕ № 5
ТЕМА: Технология педагогического воздействия.
ЦЕЛЬ: уяснить сущность методов педагогического воздействия, их взаимосвязь и взаимодействие с методами воспитания, усвоить требования к применению методов и приемов педагогического воздействия.
ФОРМА: круглый стол
План:
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1. Ознакомившись с теорией вопроса, проанализируйте сущность, взаимосвязь и взаимодействие в системе работы педагога методов воспитания и методов педагогического воздействия в гуманистической парадигме педагогики.
2. Кратко охарактеризуйте роль и место методов и приемов педагогического воздействия в воспитательном процессе.
3. В чем сущность условий эффективности применения методов и приемов педагогического воздействия?
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1. Объединившись в микрогруппы, подготовьте сообщение по одному из нижеуказанных вопросов, раскрыв сущность соответствующей педагогической технологии и предложите всей группе по 1-2 тренинга-задания, которые могут развить соответствующее профессиональное умение педагогов.
- технология этико-половой дифференциации детей в педагогическом общении;
- технология создания ситуаций общения;
- технология педагогического требования;
- технология информативно-речевого воздействия.
Литература:
1. Щуркова Н.Е. Практикум по педагогическом технологиям – М., 1998.
2. Питюков В.Ю. Основы педагогических технологий – М., 1997.
3. Белкин А.С. Ситуации успеха – М., 1991.
4. Натанзон Э.Ш. Приемы педагогического воздействия – М., 1972.
5. Основы педагогического мастерства / Под ред. И.А. Зязюна, - М., 1989.
6. Маркова А.К. Психология труда учителя. – М., 1992.
ЗАНЯТИЕ №6
ТЕМА: Проектирование эвристической игры-беседы у старшеклассников.
ЦЕЛЬ: познакомить с механизмом проведения эвристической игры-беседы, стимулировать когнитивные проявления студентов, способствовать усвоению ими способов организации учебной деятельности средствами педагогической эвристики.
ФОРМА: практикум
План:
1. Ознакомление студентов с методическими рекомендациями по проведению эвристической беседы.
2. Знакомство с темой игры-беседы «В городской больнице».
В больницу, специализирующуюся по трансплантации донорского сердца, после длительного перерыва поступает донорское сердце. На очереди по его пересадке находятся 5 человек: пожилой профессор, занимающийся разработкой вакцины против рака и приближающийся к завершению этой работы; 16-летняя беременная девушка с больным сердцем; молодая женщина, пользующаяся исключительной любовью сотрудников больницы; врач той же больницы; учительница, мать двоих детей, только что похоронившая мужа, погибшего в автомобильной катастрофе. У всех ситуация критическая, осталось жить не больше месяца.
Вопрос: кому отдать предпочтение?
Методические рекомендации:
Этапы эвристической деятельности.
1. Подготовительный:
· изучение и анализ научно-методической литературы, отбор фактического материала в периодической печати;
· вычленение вопроса для решения создавшейся проблемы;
· предварительное разделение участников по принципу свободного выбора в «рабочие группы».
2. Информационный:
· целевая установка;
· сообщение проблемной ситуации;
· определение временного ценза в проведении игры;
· конкретизация и отбор версий каждой из рабочих групп;
· определение функциональных обязанностей группы «экспертов»;
· знакомство с правилами иалгоритмом решения эвристической задачи.
3. Аналитический:
· выработка идей, отработка стратегии и тактикиаргументации собственных доводов участниками;
· выбор и ведение переговоров с оппонентами (каждая группа выбирает одного-двух оппонентов).
4. Заключение.
Работа группы экспертов
Первая группа дает анализ и оценку деятельности участников игры.
Вопросы:
1. Кто в малых группах был лидером и почему?
2. Какие из рабочих групп нашли более весомый довод и правильный подход к решению проблемы?
Вторая группа экспертов дает анализ и оценку эвристической игре-беседе как методу обучения.
Вопросы:
1. Какова учебная цель эвристической игры-беседы?
2. В чем особенности методики ее проведения?
3. Выделите методы педагогической эвристики, используемые участниками в ходе игры.
4. На каком уровне учебной деятельности осуществляется эвристический поиск (идентификации, репродукции, трансформации и т.д.)?
5. Какие функции мышления наиболее ярко были выражены у участников в процессе поиска решения (дедукция, индукция)?
6. Какой тип эвристической задачи был положен в основу данной игры-беседы: задачи нестереотипного воспроизведения заученных действий; задачи, требующие модификации заученных действий в изменившихся условиях; задачи на поиск новых, еще не известных способов действия?
7. Какие характеристики эвристической деятельности здесь присутствовали (правило предпочтения, редукция, аналогия, обобщение, суперпозиция и др.)?
Алгоритм решения эвристической задачи:
1. Нужноясно понять: Что известно? Что неизвестно? В чем состоит условие?
2. Составитьплан.
3. Собрать данные; подумать,встречалась ли такая задача ранее.
4. Что полезного можно извлечь из полученных данных? Все ли они могут быть использованы для аргументации?
Правила-афоризмы к решению:
1. «Кто плохо понимает, тот плохо отвечает».
2. «Где есть желание, найдется путь».
3. «Усердие — мать удачи».
4. «Мудрый начинает с конца, глупый кончает в начале».
5. «Делай как можешь, если нельзя сделать как хочешь».
6. «Мудрый создает себе больше возможностей, чем ему предоставит случай».
Литература:
1. Каптерев П. Ф. О формах педагогического метода // Избр. пед. соч. — М., 1982. — С. 576—577 (об эвристическом методе).
2. Соколов В.Н. Педагогическая эвристика. — М., 1995.
3. Троицкий Д. А. Применение современных эвристических методов в учебном процессе // Среднее специальное образование.-1989.-№ 12.
ЗАНЯТИЕ №7
ТЕМА: Технология организации работы с родителями.
ЦЕЛЬ: усвоение методики проведения разнообразных форм работы с родителями, отработка организаторских, коммуникативных умений студентов.
ФОРМА: практикум.
Подготовительная работа:
Подготовить лекцию (20 мин) для родителей учащихся конкретного возраста на актуальную тему (в лекции четко сформулировать цель, вопросы, составить список литературы для родителей) с учетом следующих требований:
- актуальность, научная глубина, практическая направленность темы лекции;
- образность, наличие яркого иллюстративного материала.
План:
1. Обсуждение тем и планов подготовленных лекций.
2. Выбор двух наиболее понравившихся тем и планов лекций.
3. Чтение лекций.
4. Обсуждение, анализ и оценка их в соответствии с вышеуказанными требованиями.
5. Коллективный анализ занятия.
Литература:
1. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. – М., 1985.
2. Капралова Р.М. Работа классного руководителя с родителями – М., 1980.
3. Макаренко А.С. Книга для родителей / Педагогические сочинения: В 8-ми Т. – М., 1958. Т.5. – С. 237-250.
4. Щуркова Н.Е. Вы стали классным руководителем. – М., 1986.
5. Макаренко А.С. О воспитании. – М., 1988.
6. Арнаутова Е.П. Общение с родителями: Зачем? Как? – М., 1996.
7. Дружинин В.Н. Психология семьи. – М., 1996.
8. Маленкова Л.И. Педагоги, родители и дети. – М., 1994.
9. Хоменко И.А. Философско-психологическая модель взаимодействия детей и родителей – СПб., 1995.
10.Воспитательный потенциал семьи и социализация детей // Педагогика – 1999.-№4.
11.Фридман Л.М. Школа и родители // Классный руководитель. – 1998. - №5.