Вопрос 14.Социально-педагогическая служба в школе. Направления и методы взаимодействия социального педагога с классными руководителями и педагогами
С введением в нашей стране института социальных педагогов в системе общего образования (1991 г.) стало возможным говорить о целенаправленной социально-педагогической деятельности (работе) как специалистов, так и педагогического коллектива школы в целом.
Для повышения эффективности социально-педагогической работы и обеспечения оптимального сопровождения образовательного процесса в школах стали формироваться социально-педагогические службы, которые кроме социальных педагогов включают и других специалистов ОУ, осуществляющих социальное воспитание.
Как указывает Л.В. Мардахаев, «социально-педагогическая служба школы - это сложный многопрофильный организм. Его деятельность во многом зависит от организации, управления и компетентности сотрудников.
Анализ функциональных возможностей каждого члена социальной службы школы и потребностей реальной практики позволяет выделить в ней основные звенья, обеспечивающие ее целостность и эффективность работы».
Можно выделить следующие такие звенья.
1.Организационно-посредническое и прикладное звено - входят педагогический совет школы и родительское собрание, а в прикладное - непосредственные организаторы деятельности всей социальной службы школы, то есть соцпедагог и заместитель директора по УВР. Они определяют не только, что необходимо решать, но и в какой последовательности, как это нужно делать.
2.Исследовательское звено службы, включающее психолог школы. Он изучает, диагностирует различные явления школьной жизни, социальных групп и отдельных личностей.
3.Аналитическое звено службы. Оно может быть представлено ПМПК, включающим социального педагога, заместителя директора по УВР, психолога, специально приглашенных специалистов. Консилиум позволяет проанализировать ситуацию, утвердить окончательный диагноз социально-педагогической проблемы и ее влияние на решение учебно-воспитательных задач, выработать или обсудить предложения, направленные на ее разрешение.
4.Прикладное звено (практические работники). К ним следует отнести всех, кто может принять участие в решении социально-педагогических проблем школьников, классов, учителей и родителей- это заместитель директора по УВР, социальный педагог, психолог, педагог-организатор, педагог ДО, других специалистах социальной службы.
Общественный контроль деятельности социальной службы могут осуществлять педагогический совет школы и родительское собрание.
Основными направлениями деятельности социально-педагогической службы школы являются:
- выявление среди учащихся отдельных лиц, групп, относящихся к категориям дезадаптированных, имеющих те или иные социальные отклонения, девиации в поведении;
- организация социально-педагогической работы с ними.
Принципами деятельности социальной службы являются:
1. Личностный подход к ребенку: любить, понимать, принимать, сострадать, помогать.
2. Оптимистическая гипотеза — вера в ребенка, опора на положительное в нем.
3. Объективность подхода к ребенку — знание многообразных аспектов жизнедеятельности школьного коллектива и каждой личности, выработка непредвзятых рекомендаций, учет возрастных особенностей личности.
4. Коммуникативность — способность к быстрому общению со всеми субъектами соц.воспит-я (администрации школы, педагогов, родителей и т.д.) для быстрого нахождения средств квалифицированной помощи.
5. Неразглашение информации о ребенке и его семье.
Основные функции соц. службы:
Диагностическая: изучение и оценивание особенностей деят-ти личности, школьного коллектива в целом.
Прогностическая: составление на основе наблюдений, исслед-й прогноза развития соц.ситуации, группы, личности.
Консультативная: разработка методик коррекции поведения уч-ся, педагогов, родителей.
Профилактическая: разработка мер по предотвращению развития негативных процессов, ослабляющих влияние на личность, коллектив, учебно-восп-й процесс в школе.
Защитная: обеспечение мероприятий по охране и защите прав детей.
Опекунская: организация питания, медицин.обслуж-я, продление времени пребывания детей в школе.
Организаторская: организация социально-значимой деят-ти, разумного досуга детей в открытой среде.
Важное место в работе социального педагога стала занимать координация работы педагогического коллектива с трудными подростками, их семьями. Он периодически информирует учителей о социально-психологическом климате в отдельном классе и школе в целом, о трудных учениках и их проблемах со сверстниками или в семье и об оказании им необходимой помощи.
Он может помочь учителю:
- разработать индивидуальную методику работы с учеником по его обучению и воспитанию;
- организовать социально-педагогическую работу с классом;
- спланировать и оказать помощь в разработке методики реализации взаимоотношений с отдельными родителями;
- помочь в разрешении конфликта между учителем и учеником; учителем, учеником и его родителями; учителем и классом и пр.;
Взаимодействие социального педагога и классного руководителя имеет своей целью совместное выявление проблем, возникающих у ребёнка или группы детей, прогнозирования развития личности ребёнка и его поведенческих проявлений.
Основные задачи, которые решают специалисты на уровне школы, можно сформулировать следующим образом:
Классный руководитель:
- Является связующим звеном по организации профилактической и коррекционной работы с детьми;
- Делает первичный запрос и даёт первичную информацию о ребёнке;
Социальный педагог:
- Изучает жизнедеятельность ребёнка вне школы;
- Организует профилактическую и коррекционную работу;
- Взаимодействует с общественностью для решения проблемных ситуаций.
Только взаимодействие и комплексный подход классного руководителя и социального педагога может дать положительный результат в решение проблем учащегося.
Если мы сравним функции, выполняемые классным руководителем и социальным педагогом, то они во многом сходны. Различия заключаются лишь в объеме реализации. В отличие от классных руководителей, которые практически всегда имеют учебную нагрузку, у социального педагога на первом месте не обучающая и не образовательная функция.
Классный руководитель является связующим звеном между учащимся и социальным педагогом. От него поступает первичный запрос и первичная информация о ребенке. В каждой школе классные руководители в начале каждого учебного года заполняют социальный паспорт класса. Все эти данные затем составляют социальный паспорт школы и банк данных различных категорий семей и учащихся.
Чаще всего классный руководитель обращается к социальному педагогу тогда, когда собственные меры воздействия на воспитанника и его семью не приносят желаемого результата.
Взаимодействие классного руководителя и социального педагога имеет своей целью совместное выявление причин возникающих у подростка проблем и проведения социально-педагогической коррекционной работы для оказания помощи и предупреждения возможных проблемных ситуаций.
Наиболее распространенные вопросы, с которыми обращаются классные руководители к социальным педагогам:
- оказание помощи в социально-педагогическом обследовании ребенка, поскольку классные руководители не всегда могут самостоятельно собрать и проанализировать всю необходимую информацию в полном объеме;
- своевременная поддержка детей, попавших в экстремальные ситуации (лишение родителей их прав, определение ребенка в госучреждения для дальнейшего его обучения и воспитания и т.п.);
- принятие мер воспитательного воздействия к учащемуся в случае пропусков занятий;
- взаимодействие в ходе работы с семьей ученика;
- получение какой-либо специальной информации или консультации.
Исходя из совместно решаемых проблем, можно назвать и общие формы работы: совместные консультации; проведение психолого-педагогических практикумов с детьми и их родителями; совместные семинары для учащихся, родителей, педагогов школы; игровые способы коррекции поведения детей; совместное проведение родительских собраний; совместное посещение семей; проведение совместных мероприятий.
Взаимодействие социального педагога с классным руководителем осуществляется по следующим направлениям: