Организация дня родителей в школе

В лучших вспомогательных школах все чаще применяется такая эффективная форма работы школы с семьей, как день родителей. Благодаря ему устраняется стихийность связей педагогов с родителями, осуществляется взаимосвязь всех форм работы с семьей. В условиях вспомогательных школ-интернатов частые вызовы родителей в школу практически невозможны. Многие из них должны добираться до школы несколькими видами транспорта. Естественно, и временем для частых посещений школы они не располагают. Дни родителей позволяют провести в один день многие мероприятия: общешкольные или классные собрания; групповые и индивидуальные консультации; смотры художественной самодеятельности учащихся; просмотр кинофильмов на воспитательные темы; встречи с представителями производства, с окончившими школу; открытые уроки по общеобразовательным предметам, по труду.

К этим дням целесообразно приурочить открытие выставок, выпуск стенных газет, обновить "уголок родителей". Опыт показал, что лучшим Днем для организации дня Родителей является суббота, когда большинство родителей не работают. В конце дня они имеют возможность вместе с детьми выехать домой, если это необходимо. На наш взгляд, такие встреч с родителями целесообразно проводить не в общешкольном масштабе, а по классам. Единый для всех день родителей обязательно будет сопровождаться ненужной суетой. Лучше всего такой день проводить отдельно для 1-3 и 4-9 классов и один раз в учебной четверти.

Руководство школы, профсоюзная и ученическая организации, родительский комитет принимают деятельное участие в организации дня родителей. Вот как примерно он может проходить. Школа организует торжественный прием. Вывешиваются приветственные плакаты. Родителей встречают педагоги. Работает буфет. Родителям предоставляется возможность побыть со своими детьми. При условии хорошей организации день родителей может стать лучшей формой установления контакта педагогических коллективов с родителями, укрепит авторитет школы.

Выставка и стенды в помощь родителям

Подготовленные стенды могут образовать в школе "уголок родителей". Оформление его целесообразно поручить воспитателям и привлечь учителей труда, врача школы, библиотекаря, старшую вожатую. Общее руководство может осуществлять заместитель директора по воспитательной работе. Для выставки и стендов используются статьи о воспитании детей в семье; фотографии из жизни школы; тетради лучших учащихся, изделия, выполненные на уроках труда; необходимо выделить место советам врача, как создать охранительный режим для учащегося в семье; поместить обращение к родителям понаиболее актуальным для жизни школы проблемам; список литературы по вопросам семейного воспитания. Содержание стендов и выставок обязательно должно периодически обновляться. Хорошо организовать на выставке дежурство учителей труда, воспитателей, учащихся и родителей-активистов. При демонстрации работ пояснения к экспонатам могут делать и сами учащиеся (как изготовили экспонируемые предметы, для чего).

Родители с большим интересом знакомятся с выставкой работ детей (рисунками, кружковыми работами, предметами, изготовленными в мастерских), делятся между собой впечатлениями, а главное, приходят к осознанию того, что их дети при правильном воспитании могут овладевать знаниями, полезными навыками, повышать культуру поведения. Как правило, повышенный интерес вызывает стенд, посвященный выпускникам. Родители убеждаются, что вспомогательная школа открывает учащимся путь в трудовую жизнь. Это поднимает авторитет школы в глазах родителей и вызывает у них чувство оптимизма в оценке судьбы ребенка.

Показ художественной самодеятельности

Большую радость, как показывает опыт, вызывает у родителей школьная художественная самодеятельность. При подготовке следует учесть следующие педагогически оправданные условия: концертные номера подбирать с учетом возраста исполнителей; включать в программу инсценировки по рассказам, прочитанным на уроках или на внеклассных чтениях; оформление зала, декорации и костюмы учащихся должны соответствовать содержанию номеров и быть эстетически выдержанными. К подготовке художественной самодеятельности привлекаются учителя, воспитатели, а также родители-активисты. Программа согласовывается с заместителями директора и старшей вожатой, с более опытными педагогами.

Встречи родителей с работниками производства

Большое значение в педагогической работе с родителями играют периодически организуемые школой встречи с представителями коллективов производственных предприятий. На наш взгляд, такие встречи целесообразно проводить уже в младших классах. На общешкольные и классные мероприятия такого типа рекомендуется приглашать передовых работников тех производственных коллективов, где учащиеся вспомогательной школы проходят производственную практику и будут работать в будущем, Производственники могут рассказать об успехах учащихся во время практики, о делах выпускников школы, работающих в их коллективах, о профессиях на их предприятиях; о помощи родителей в определении профессии учащихся во время производственной практики и в трудоустройстве. Рекомендуется также организовывать экскурсии родителей на предприятия для ознакомления с тем, как работают дети. Здесь родители могут индивидуально получить консультацию по подготовке учащихся к будущей трудовой жизни. Совместная работа школы, семьи и производственных коллективов положительно влияет на процесс социальной адаптации выпускников вспомогательных школ.

Классные, групповые и индивидуальные формы работы с родителями

Основной эффективной формой взаимодействия вспомогательной школы и семьи являются классные родительские собрания при условии их рационального использования. Они проводятся четыре-пять раз в году. На них обсуждаются задачи учебно-воспитательной, коррекционной работы, подводятся итоги, намечаются пути наиболее тесного сотрудничества семьи и школы, а главное - ведется пропаганда педагогических знаний среди родителей. В последние годы в печати справедливо подвергались критике родительские собрания, посвященные подведению итогов успеваемости за четверть, выступления педагогов зачастую сводятся к чтению нотаций родителям. Причина заключается в том, что воспитатель или классный руководитель готовит такое собрание единолично, не привлекая родительский актив. Классный руководитель просто открывает журнал и перечисляет итоговые отметки учащихся. Одних родителей по ходу перечисления хвалит за успехи детей, других - упрекает за слабую успеваемость сына или дочери, повторяя шаблонное требование "примите меры". Очень часто о существе и содержании мер не говорится ни слова. Иные собрания превращаются в "проработку" некоторых пап и мам. Такие родительские собрания, как правило, проходят вяло, явка родителей минимальная. Для вспомогательной школы такие собрания особенно неприемлемы.

Бессодержательность плохо подготовленных собраний, неумение классного руководителя и воспитателя всесторонне осветить состояние учебно-воспитательной, коррекционной работы и обстоятельно ответить на вопросы родителей, дать конкретные советы, а главное, плохая осведомленность о своеобразии семейных условий учащихся своего класса являются главными причинами нежелания родителей приходить на родительские собрания и посещать собеседования с преподавателями. В целях повышения эффективности и роли классных родительских собраний необходимо, чтобы классный руководитель и воспитатели работали систематически, по творчески продуманному плану, учитывающему особенности социально-бытовых, культурных условии жизни семей учащихся своего класса, учебно-воспитательные и коррекционные задачи, стоящие перед классом на каждый учебный год. Пропаганда педагогических знаний среди родителей проводится на основе программы педагогического просвещения родителей, рассчитанной на весь период пребывания умственно отсталых детей в школе и исключающей повторения из года в год одних и тех же вопросов. Классные собрания не должны сводиться только к сообщениям педагогов в форме лекций, докладов. Важно вовлечь родителей в разговор, и беседу о тех или других обсуждаемых проблемах.

При подготовке к собранию классный руководитель и воспитатели согласно плану работы с родителями обязаны четко отработать вопросы, которые будут разбираться. Следует до мелочей продумать содержание беседы, форму, в которой будут высказаны методические рекомендации родителям. Нужно подобрать и проанализировать не только педагогическую литературу для проведения беседы, но и те положительные и отрицательные факты из жизни класса, которые можно использовать; сформулировать предложения и советы родителям, вытекающие из содержания оеседы. Меньше всего на родительских собраниях следует подчеркивать интеллектуальное недоразвитие ученика. Лучше уделить внимание тем положительным качествам, которыми в той или иной степени обладает каждый ребенок. Родителям заблаговременно направляют пригласительные билеты с указанием повестки дня. Собрания следует проводить в удобное для большинства родителей время не реже одного раза в учебную четверть. Перед собранием все учащиеся под руководством классного руководителя и воспитателей оформляют классную комнату, организуют выставку своих работ. На итоговом собрании в присутствии родителей награждаются учащиеся за хорошее отношение к учебе и активное участие в жизни класса, а также поощряются родители за помощь в воспитании детей.

Целесообразно чаще проводить тематические собрания, на которых итоги успеваемости обсуждаются в связи с той или иной насущной педагогической проблемой. Во время таких собраний родители не только узнают об успеваемости ребенка, но и получают необходимые рекомендации и советы по его воспитанию и по оказанию помощи в овладении знаниями. В целях активизации присутствующих на собрании педагог должен организовать выступления родителей по обмену опытом семейного воспитания. Это всегда вызывает живейший интерес, желание самим проанализировать свой опыт и поделиться им. Тщательно подготовленное классным руководителем и воспитателем тематическое собрание вызывает интерес у родителей к проблемам вспомогательной школы, к ее задачам, способствует совместной и дружной работе по воспитанию детей. Деловое, содержательное и сжатое по времени собрание всесторонне отвечает родительским запросам. Рекомендуется, чтобы собрание вел президиум, избранный с соблюдением демократизма, присущего любому собранию в демократическом обществе. Сообщения классного руководителя, воспитателей, представителя родительского комитета или одного из родителей следует обсудить, причем родители должны принять самое активное участие в решении вопросов, связанных с обучением и воспитанием детей.

В воспитании учащихся вспомогательной школы очень важен авторитет отца, тем более, что, согласно нашим данным, лишь очень незначительная часть отцов (23,5%) принимают деятельное участие в воспитании своих умственно отсталых детей. Воспитание стойкости, выдержки, твердости характера в большей степени обеспечивает отец. Поэтому организовать и проводить специальные собрания отцов, на наш взгляд, крайне необходимо. Их цель - повысить ответственность отцов за воспитание умственно отсталых детей, особенно тех отцов, которые самоустраняются от этого важнейшего дела, перекладывая все заботы на плечи матери. В семьях, где нет отца, мать не должна забывать, что ей придется во многом заменить и отца. Роль школы здесь исключительно велика. Семьям учеников, лишенных отцов, педагоги должны уделять особое внимание.

Проведение открытых уроков для родителей в сочетании с последующей беседой. Посещая уроки, родители становятся свидетелями учебного процесса, могут сравнить успехи своего ребенка с успехами других, анализировать сдвиги в его развитии, заметить недостатки в обучении и воспитании. Родители осознают свою ответственность за детей, оценят огромный труд педагогов по их обучению и воспитанию, только чаще присутствуя на уроках. Открытые уроки для родителей не заменяют других видов сотрудничества с семьей, но они также являются одной из эффективных форм повышения педагогической культуры родителей. Посещение открытых уроков позволяет родителям получить элементарные педагогические знания, необходимые им для правильного воспитания учащихся. Родители знакомятся с требованиями, которые учителя предъявляют знаниям учеников. Опыт показывает, что для родителей учащихся 1 – 3 классов наиболее целесообразно проводить по два, 4 - 8 классов - одному открытому уроку в учебном году. К этим урокам педагоги готовятся заблаговременно, заранее извещают родителей о дате и времени их проведения. После урока с родителями беседуют. Учитель рассказывает о цели урока, об использованных методах, оценивает результаты.

Беседы с родителями.Наиболее типичной групповой и индивидуальной формой работы с родителями является беседа. Групповые беседы проводятся в школе по поводу общих проблем семейного воспитания, индивидуальные - на дому во время посещения педагогом семьи или в школе, куда родителей приглашают для этой цели. Те и другие беседы дефектологов с родителями могут способствовать улучшению условий жизни умственно отсталого учащегося в семье, созданию в ней здорового психологического и социального микроклимата. Беседы помогают укреплять у родителей уверенность в том, что настоящая родительская любовь, правильное отношение к умственно отсталому ребенку могут оказать на него положительное влияние. Родителям надо помогать квалифицированным советом, тактично и благожелательно рекомендовать меры по улучшению быта, подчеркивая важную роль семьи в воспитательном процессе, научить разумному сочетанию требований к ребенку с одобрением его усилий. Эффективность этой формы связи вспомогательной школы с родителями обусловливается рядом обстоятельств.

Беседы в домашних условиях представляют благоприятные возможности для установления личных контактов, дружеских связей, возникновения доверия, помогают вовлечь родителей в воспитательный процесс, найти правильный подход к умственно отсталым учащимся. Беседуя с родителями с глазу на глаз, можно вызвать их на откровенность, поговорить и осамом больном, сокровенном, поделиться тем, о чем обычно не говорят в присутствии посторонних, о чем нецелесообразно, а иногда и вредно упоминать на родительском собрании. Задача педагога найти один из многих вариантов ведения беседы, который окажет желаемое воздействие на родителей. Посещение на дому эффективно еще и потому, что при этом у родителей рождается чувство благодарности к педагогам за внимание, проявляемое ими к судьбе их детей, исчезает предубеждение к вспомогательной школе. Родители не только видят серьезную заботу педагогов и воспитателей об их детях, но и проникаются ответственностью и желанием внести свою лепту в дело воспитания.

Посещая семьи, дефектологи в непринужденной, неофициальной обстановке изучают семью, знакомят родителей со вспомогательной школой, ее задачами, особенностями психофизического состояния умственно отсталых детей, спецификой учебного плана и программ. Педагог получает возможность своевременно указать на недочеты, рассказать об успехах обучения, оказать родителям практическую помощь в организации охранительного режима умственно отсталого школьника дома, его досуга. Работа с родителями на дому позволяет изучить положительный опыт семейного воспитания, проверить действенность воспитательных методов и средств в условиях семьи, выявить недостатки и ошибки в воспитании детей в школе и дома, использовать этот материал в своей практической работе.

Каждую беседу необходимо вести спокойно, тактично, стараясь не задеть родительских чувств, не снизить авторитета родителей в глазах детей, когда они присутствуют при разговоре. Родители должны видеть в педагогах союзников, близких людей, опытных воспитателей, искренне заинтересованных в успехе их взаимных стараний. Очень важно убедить родителей, что педагог приходит в семью не с жалобами на ученика, а как помощник в его воспитании. Беседа должна носить характер живого обмена мнениями, содержать предложения по оказанию помощи, дружеские советы, не сопровождаться упреками и угрозами исключения из школы и т. д. Необходимо внушить родителям, что воспитывать следует не замечаниями и наказаниями, а созданием надлежащих условий, атмосферы любви и дружбы, порядком в семье, собственным положительным и стимулирующим примером. Большое значение имеет задушевный тон беседы. Оптимизм, искренняя заинтересованность и уважение создают доверительное отношение, располагают к откровенности. Говоря даже о самом худшем ученике, надо уметь найти его положительные качества. Только доброжелательным отношением к детям, проявлением заботы об их развитии, об успехах в учебе и труде можно вызвать уважение и доверие родителей, добиться взаимного понимания, согласованности требований и в итоге способствовать созданию в семье нормальных условий для воспитания и учебы умственно отсталого ребенка. При посещении учащихся иногда полезно проводить обсуждения отдельных воспитательных вопросов в присутствии детей. После того, как каждый член семьи откровенно выскажет свое мнение, приходят к единому решению, которое становится обязательным как для детей, так и для всей семьи.

Бывают случаи, когда дефектологу приходится активно вмешиваться в жизнь семьи в целях устранения семейньгх конфликтов, недоразумений во взаимоотношениях между родителями и детьми. Такие семьи должны стать предметом постоянного контроля педагогов и заботы общественности. Результаты посещений дефектолог обязан творчески использовать для педагогической пропаганды и всеми мерами содействовать систематическому повышению педагогической культуры родителей, помогать им овладевать приемами правильного воспитания. Классным руководителям и воспитателям рекомендуется посещать семьи учащихся не реже двух раз в течение учебного года. Нужно вести учет посещений, указывать в плане работы дату, цель посещения, содержание беседы, включая все установленные факты, советы, данные родителям, решения.

Беседа с родителями во вспомогательной школе - еще одно эффективное средство дифференцированного распространения педагогических знаний при условии тщательной подготовки и умелого поведения. При этом следует придерживаться следующих основных, оправдавших себя на практике правил. Правом вызова родителей в школу для собеседования должны пользоваться не все педагоги, а только администрация, классный руководитель и воспитатели, которые знают положение в классе и информированы обо всех событиях, происходящих в нем. Вызов согласовывается с директором школы. Важно не допускать превращения беседы в кратковременную встречу. К беседе необходимо основательно подготовиться, на назначенное время отменить другие мероприятия. Директор школы или его заместители беседуют с вызванными родителями, как правило, в присутствии классного руководителя и воспитателя.

В школу вызывают не только родителей учащихся, которые по тем или иным причинам плохо усваивают материал или нарушают дисциплину в школе. Рекомендуется приглашать для беседы и родителей лучших школьников. В беседе с этой категорией родителей выясняются приемы и методы воспитания в семье для распространения их в других семьях, осуществляется договоренность о подготовке выступления, доклада на групповой консультации или на собрании родителей с целью обмена опытом семейного воспитания. Индивидуальные беседы с родителями умственно отсталых учащихся, ограничивающиеся жалобами на ребенка, свидетельствуют о слабой подготовке самих учителей и воспитателей, об их неумении оптимально организовывать воспитательную работу с учащимися вспомогательной школы.

Беседы могут принять характер групповых и индивидуальных консультаций. Такие консультации проводятся в определенный день и час недели по заранее намеченному плану. Темы планируются с учетом состояния семейного воспитания и анализа психофизических особенностей учащихся класса, а также в расчете на разрешение вопросов, возникающих на родительских собраниях. Цель данных встреч - ознакомление родителей с методами воспитания умственно отсталых детей в семье. Благодаря групповым встречам родители могут получить от компетентных лиц исчерпывающие консультации, как улучшить воспитание и корректировать поведение детей в семье и школе. Так создается основа для постоянной связи между родительским домом и вспомогательной школой в деле воспитания ребенка. Сформулируем основные цели бесед с родителями:

выбор лучшего пути для преодоления трудностей в воспитании умственно отсталых детей, нормализация положения умственно отсталого ребенка в семье, создание здорового микроклимата;

целенаправленная оценка интересов воспитанников и поиск возможностей улучшения сотрудничества семьи и вспомогательной школы;

определение потребности в дополнительной помощи и перспектив развития ребенка в будущем.

Групповые встречи следует проводить чаще, так как при этом создаются наиболее благоприятные условия для улучшения воспитательной работы с умственно отсталыми детьми в семье и оказания положительного влияния на родителей. Встреча достигает желаемой цели, если будет хорошо организована, а руководитель хорошо подготовлен. Если, например, во взаимоотношениях с умственно отсталыми детьми в нескольких семьях допускаются одинаковые ошибки, их лучше вынести на обсуждение группы родителей. Как показала практика, в таком небольшом кругу родители охотно делятся опытом воспитания, вскрывают ошибки, дают оценку неправильному подходу к умственно отсталым детям, помогают друг другу.

Выступления родителей на групповых консультациях приносят большую пользу как родителям, так и дефектологам. Но для первых живой рассказ о различных приемах воспитания ребенка в семье увеличивает багаж педагогических знаний. Тематика групповых консультаций должна быть тесно увязана с темами коллективных занятий для родителей умственно отсталых школьников. Преподаватель во время бесед и консультаций не только учит, но и советуется с родителями, вместе с ними ищет пути устранения ошибок, недостатков. "Давайте посоветуемся...", "Мы считаем, что необходимо поступать вот так... А каково ваше мнение...?" - такое обращение побуждает родителей к активному участию в воспитательном процессе, способствует совместному поиску новых путей воспитания детей. Таким образом, групповые и индивидуальные беседы, консультации представляют собой эффективные формы дифференцированного и индивидуального воздействия вспомогательной школы на родителей учащихся.

Переписка с родителями. Ввиду того, что многие родители живут далеко от школы, переписка с ними крайне необходима и полезна. Она преследует разные цели, это могут быть:

информация о проводимых в школе мероприятиях для родителей;

информация об успехах учащихся в учебной, трудовой деятельности и общественной работе;

выражение благодарности родителям за положительное воспитательное влияние на ребенка;

рекомендация и консультация по вопросам воспитания ребенка;

рекомендация по осуществлению лечебно-оздоровительной работы в семье;

приглашение на групповые и индивидуальные беседы и консультации.

Организация дня родителей в школе - student2.ru Некоторые школы вводят традиционные формы переписки: письма-обращения, адресованные всем родителям, в связи с началом учебного года, началом обучения ребенка в вспомогательной школе и окончанием школы. Переписку осуществляют учителя, воспитатели, врачи, вожатые. Традиционные письма-обращения подписывает директор школы, председатель родительского комитета и обязательно классный руководитель, воспитатель.

В письмах по поводу начала обучения ребенка во вспомогательной школе целесообразно кратко рассказать о задачах школы, высказать уверенность, что именно здесь будут созданы все условия для успешного развития ребенка и для подготовки его к жизни. К письму хорошо приложить памятку, в которой следует указать, какие учебные предметы изучаются в данном классе, какой помощи ждет школа от родителей в воспитании ребенка. В письмах к родителям учащихся выпускных классов подчеркивается особая значимость заключительного этапа обучения во вспомогательной школе и роль родителей в формировании социальных качеств ученика, оканчивающего школу. Даются также рекомендации родителям по вопросам трудоустройства. Всем родителям рассылаются письма-поздравления с началом учебного года, в них выражается уверенность в дальнейшем укреплении сотрудничества семьи и школы. К письмам прилагается примерный план мероприятий по сотрудничеству школы с семьей. Школа просит родителей высказать свои предложения по улучшению этого сотрудничества. Такие письма способствуют укреплению авторитета школы, педагогов, не оставляют равнодушными никого из родителей.

Описанными выше формами не исчерпывается работа вспомогательной школы с семьей. Она неизмеримо шире, требует больших творческих усилий с обеих сторон. Одним из главных условий ее эффективности является взаимосвязь между всеми формами работы школы с семьей. В этом плане целесообразно, чтобы дефектологи искали эффективные способы воздействия на родителей, помогающие активно включать их в учебно-воспитательный процесс. Способы эти предполагают в основном специальную подготовку родителей, привлечение их к коррекционно-педагогическим занятиям с детьми. Деятельность вспомогательной школы в работе с родителями должна быть проникнута оптимизмом, уверенностью в силах и возможностях родителей и родственников ребенка. Следовательно, обучение родителей методам вмешательства в поведение ребенка должно осуществляться с той целью, чтобы научить их преодолевать вредные привычки детей, направленно формировать у них навыки выполнения основных социально-бытовых обязанностей.

5. Примерная тематика лекций и бесед для родителей учащихся вспомогательной школы, рассчитанных па весь период школьного, обучения

I класс

1. Что такое умственная отсталость? Почему ребенок умственно отсталый?

2. Что представляет собой вспомогательная школа? Ее цели, задачи, программа обучения.

3. Психофизические особенности умственно отсталого ребенка.

4. Благоприятный психологический климат в семье - главное, условие в развитии учащегося вспомогательной школы.

5. Использование игр при обучении и воспитании умственно отсталых детей.

6. Роль семьи в развитии речи ребенка.

7. Роль семьи в развитии умственных способностей у учащихся вспомогательной школы.

8. Роль семьи в создании охранительного режима.

9. Значение нормальных семейных взаимоотношений для нравственного воспитания учащихся.

10.Воспитание навыков самообслуживания у учащихся.

11.Организация свободного времени учащихся.

12. Воспитание в семье уважительного отношения к педагогам, родителям и окружающим.

IIкласс

1. Задачи вспомогательной школы и семьи на втором году обучения.

2. Возрастные особенности и их значение для воспитания умственно отсталых детей.

3. Особенности психофизического состояния умственно отсталых детей в возрасте 9-10 лет.

4. Индивидуальный подход к умственно отсталым детям в семье.

5. Привитие ребенку санитарно-гигиенических навыков.

6. Роль родительского примера в воспитании детей. Помощь родителей в накоплении словарного запаса ребенка. Влияние внутрисемейной атмосферы, семейных традиций на формирование личности учащегося.

7. Организация труда и отдыха детей в семье.

8. Воспитание честности и правдивостиу детей.

9. Поощрение и наказание ребенка. Значение этих мер для правильного воспитания детей.

10. Рациональное питание и его значение для физического развития умственно отсталого ребенка.

11. Телевизор и дети.

IIIкласс

1. Особенности психофизического состояния умственно отсталых детей в возрасте 10-11 лет.

2.Психотерапевтическая роль семьи в развитии умственно отсталого ребенка.

3. Формирование положительных привычек - основа воспитания школьника.

4 . Роль родителей в развитии речи ребенка.

5. Воспитание умений и навыков самообслуживания и бытового труда.

6. Роль родителей в воспитании у детей нравственных качеств.

7. А. С. Макаренко об авторитете и личном примере родителей.

8 . Гигиена чтения и просмотра телевизионных передач учащимися в домашних условиях.

9. Роль родителей в физическом воспитании учащихся.

10. Дети и деньги.

11. Умственное развитие учащихся в семье.

IV класс

1 .Общая характеристика психофизических особенностей умственно отсталых детей подросткового возраста.

2. Задачи, содержание и особенности учебной работы четвероклассника. Переход к предметной системе обучения.

3. О профессионально-трудовой подготовке учащихся вспомогательной школы и задачи родителей по трудовому воспитанию.

4. Роль школы и родителей в выборе профессии для учащегося.

5. Роль семьи в становлении характера ребенка.

6. Как формировать самостоятельность в подготовке уроков и соблюдении режима дня.

7. Роль родителей в повышении культуры речи учащихся.

8. Режим дня и организация досуга школьника.

9. Воспитание у учащихся навыков культуры поведения дома и в общественных местах.

10. Подросток и его друзья,

V класс

1. Особенности психофизического состояния умственно отсталых учащихся в возрасте 12-13 лет.

2. Воспитание уважения к людям труда: сообщение сведений о рабочих профессиях родителей, членов семьи, друзей.

3. Помощь родителей в развитии устной и письменной речи учащихся.

4. Особенности физиологического развития в переходном возрасте.

Половое воспитание подростков. Возрастная гигиена.

5. Самообслуживание и усложнение трудовых обязанностей пятиклассника в семье.

6. Поощрение и наказание учащихся в семье.

7. Задачи родителей в формировании чувства коллективизма у учащихся.

8. Роль семьи в воспитании правильного отношения к труду.

9. Влияние домашней среды на подготовку учащихся к самостоятельной жизни и труду.

10. Участие родителей в эстетическом воспитании пятиклассников.

11. Организация летнего отдыха детей.

VIкласс

1. Особенности психофизического состояния умственно отсталых учащихся 13-14 лет.

2. Воспитание положительных черт характера подростка.

3. Роль семьи в воспитании характера.

4. Задачи родителей в соблюдении учащимися режима дня.

5. Роль подвижных игр и физических упражнений для выработки осанки и моторики у ребенка.

6. Задачи родителей в трудовом воспитании учащихся VI класса.

7. Роль родителей в воспитании интереса учащегося к выбранной профессии.

8. Роль семьи в воспитании у подростков честности, правдивости, скромности, уважения и заботливого отношения к людям.

9. Этика поведения подростка.

10. Правовое воспитание учащихся.

11. Семейный быт, внешкольные занятия и досуг подростков.

12. Предупреждение безнадзорности подростков.

13. Привлечение учащихся к участию в хозяйственно-бытовом труде.

14. Как организовать внешкольное время ученика (воскресные дни в семье).

VIIкласс

1. Особенности психофизического состояния умственно отсталых детей в возрасте 14-15 лет.

2. Роль семьи в подготовке школьников к самостоятельной жизни и труду.

3. Забота родителей о духовном развитии подростка,

4. Рациональная организация отдыха подростка.

5. Привитие любви к чтению художественной литературы и ее значение для умственного и нравственного развития подростков.

6. Участие учащихся в бытовом труде и его значение для повышения степени социальной адаптации учащихся вспомогательных школ.

7. Роль семьи в общественно-политическом воспитании подростков.

8. Влияние семейных отношений на формирование здоровых взаимоотношений между родителями и подростками.

9. Пример, авторитет, педагогический такт родителей и индивидуальный подход в воспитании подростков.

10. Проблема формирования жизненных планов у подростков и их значение для социальной адаптации.

П. Роль художественной литературы в воспитании нравственных качеств у подростка.

12. Возрастная гигиена и половое воспитание подростков.

13. Роль семьи в формировании социальных отношений у подростков.

VIII класс

1.Особенности психофизического состояния умственно отсталых учащихся в возрасте 15-16 лет.

2. Воспитание общественного поведения, общественного сознания общественных навыков.

3. Роль семьи в самовоспитании подростка.

4. Идейно-политическое воспитание подростков.

5. Выбор профессии и жизненного пути. Роль семьи и вспомогательной школы в подготовке к самостоятельной жизни и труду учащихся.

6. Роль семьи и формирование нравственных качеств личности учащихся подростков.

7. Гигиена юношей и девушек и их половое воспитание.

8. Использование поощрений и наказаний как средств воспитания подростков в семье.

9. Задачи родителей в выявлении склонностей и развитии способностей подростков.

10. Воспитание интереса к рабочим профессиям, распространенным в районе места жительства.

11. Роль родителей в привлечении учащихся к планированию бюджета семьи.

12. Об охранительном режиме для подростков в семье.

IX класс

1.Особенности психофизического состояния умственно отсталых учащихся в возрасте 16-17 лет.

2. О моральном облике молодого человека.

3. О роли родителей в выборе учеником жизненного пути после окончания вспомогательной школы.

4. Формирование у подростков во вспомогательной школе и семье, понятия о правах и долге молодого человека перед Родиной.

5. Воспитание в семье трудолюбия и правильного отношения к труду в производственном коллективе.

6. Внешний облик молодого человека, каким он должен быть (одежда, манеры, поведение).

7. Роль родителей в воспитании у подростков эстетического вкуса.

8. Выпускники вспомогательной школы, ветераны производственных коллективов - о своей жизни и труде.

9. О воспитании добросовестного отношения к труду.

10. Использование свободного времени н организация отдыха подростков.

11. Трудоустройство выпускников (роль семьи, школы и производственных коллективов).

12. Половое воспитание и проблема создания семьи.

13. Обучение подростков правильному расходованию личного бюджета.

Наши рекомендации