Системы «педагогический процесс»
Доводы, до которых человек додумывается сам,
обычно убеждают его больше,
нежели те, которые пришли в голову другим
Б. Паскаль
В соответствии с системным подходом в изучении проблем содержания в педагогическом процессе необходимо вспомнить — элементом какой системы является данная категория. Содержание — составная часть, компонент, элемент педагогического процесса. Теперь мы хотим (если нас это интересует) осознать проблему и разрешить ее (если есть такая цель). Нам предстоит углубиться в суть понятия; от собственных представлений о нем и формальных определений подняться до понимания этой категории, сделать для себя некоторые открытия, породить новые мысли, суждения, произвести собственный интеллектуальный продукт, оформить его, обменяться с другими, использовать в собственном профессиональном действии — такова технологическая цепочка учебного труда.
К пониманию смысла, сути, сущности категории можно идти от собственных (субъективных) представлений интуитивно и от общепринятых (объективных) определений с помощью логических конструкций, умозаключений. Эти два пути сливаются в один, взаимообусловливая друг друга, расширяя дорогу к пониманию. В данном движении, как и во всяком другом, важен первый шаг — дать определения, объективность которых относительна, и потому лучше всего обратиться к семантике. Выстроим ряд однокоренных слов; держать, удержать, задержать, держава, содержание и т.д. Безусловно, содержание — это то, что удерживается, задерживается, содержится. Общий корень — держ — говорит об оставленном, сохраненном, удержанном; приставка «со» — подчеркивает объединение — удерживаю одно, другое, третье и т.д., которые присоединяются к предыдущему (сравните: со — трудничество, со — дружество, со — общество и т.д.). В итоге становится понятным — каждый содержит то, что смог удержать, сделать своим.
Теперь нетрудно уяснить понятие «содержание педагогического процесса». Осознание окружающего мира позволяет нам увеличивать свое внутреннее содержание в образовательном процессе. В педагогическом процессе специалисты — преподаватели специально, технологично организуют образовательный процесс для каждого обучающегося. Таким образом, функция, предназначение содержания педагогического процесса состоит в том, чтобы каждый добавил к своему содержанию то, что предлагает преподаватель, удержал, задержал в своем сознании некоторую новую, нужную, полезную информацию. Ее объем и будет результатом процесса обучения, для каждого свой, индивидуальный. Он зависит от преподавателя, от его грамотности в ответах на педагогические вопросы: для чего? что? как? в их взаимосвязи относительно каждой дозы содержания. Взрослый обучающийся в своем сознании тоже ищет ответы на эти вопросы. Степень совпадения ответов и характеризует качество педагогического взаимодействия.
Источники содержания в педагогическом процессе следует рассматривать как несоответствие уровней содержания обучающихся и преподавателя, а также уровней содержания обучающихся. Это несоответствие в системе профессионального образования может быть -значительным и незначительным. Обогащают свое содержание как обучающиеся, так и преподаватели, если процесс организован правильно. Столь популярные сегодня инновации, нововведения в основе своей содержат принцип демократизации образования, который проявляется в конкретных учебных процессах как направление потока информации. Если в педагогическом процессе преобладают «вертикальные» направления потоков информации, взаимодействие называется авторитарным, если модели и технологии обеспечивают «горизонтальные» потоки информации, взаимодействие упражняет в демократическом общении. Это не те привычные технологии, которые продолжают господствовать в вузах, а совершенно иные, которыми многим преподавателям предстоит овладеть.
Нормы функционирования системы «содержание педагогического процесса» отражают те правила, предписания, критерии, которые на данном этапе обеспечивают нормальное функционирование системы. В соответствии с принципом системного подхода рассматриваемую систему следует увидеть как элемент системы более высокого порядка, в которую она входит. По.большому счету — это окружающий мир, из которого черпается содержание. А усвоение содержания — есть не что иное, как осмысление происходящего в нем. Каждый элемент, чтобы не быть в конфликте с системой, соблюдает ее нормы, соотносит внешние правила со своими внутренними, приводит их в соответствие, изменяя внешнее (если может) или внутреннее (если хочет).
В окружающем мире содержатся системы, а значит, и внутреннее содержание должно быть представлено системно. Тогда содержание педагогического процесса — система, отражающая разницу между определенным внешним и обозначенным для наращивания внутренним. Этотгервая норма, которую нарушать нельзя.
В окружающем нас мире происходят процессы изменения всего и вся как естественно, так и искусственно. Изменяются материал в материальном, идеи — в идеальном. Изменением сознания в педагогическом процессе занимаются специалисты — преподаватели, создавая модели и технологии. Педагогические технологии — это прежде всего «обработка» содержания путем деления его на дозы, оформление каждой дозы как модуля.
Кроме того, в окружающем нас мире повсеместно происходит обмен, который обеспечивается производством и потреблением. Правила обмена предполагают два встречных процесса:
• выбираю, беру произведенное не мной; выбираю в соответствии со своими потребностями, целями, самоопределением, беру в соответствии со своими способностями;
• произвожу, отдаю произведенное мной (мысль, слово, движение), т.е. прилагаю усилия произвести и оформить продукт так, чтобы он был востребован другими.
Преобладание в традиционных технологиях подачи содержания сак готового продукта в виде огромной глыбы порождает пассивную потребительскую позицию, которая переносится в деятельность. Упражнение в самостоятельном производстве и оформлении содержания формирует рыночное, предпринимательское мышление, повышает ценность совести как регулятора процессов «беру — отдаю». Таким образом, наиболее общие нормы, правила, требования, принципы, определяющие категорию содержания в педагогических процессах, состоят в следующем:
• системном представлении каждой дозы содержания;
• технологичности оформления содержания в модуль;
• продуктивном обмене: потребление по выбору в сочетании с производством собственного продукта.
Если Вы осознали проблемы как свои собственные и если Вам показались убедительными сформированные нормы (принципы, правила, требования и т.д.), то вероятно можно перейти к самому актуальному вопросу — как? Как достичь этой новой планки, как овладеть новой нормой не только на уровне знания, убеждения, но и действия.
Речь идет о механизме решения проблемы, о способах, методах, технологиях, которые требуют определенных педагогических способностей (в их основе гармония мысли, слова, действия), называемых в педагогической культуре мыслетехника, коммуникация, рефлексия.
Технология, которая будет предложена далее, — это технология модульного структурирования (системность, технологическое дозирование на модули, продуктивный обмен); технология преобразования [модуль — не только составная часть, но и коэффициент преобразования] научного знания в учебную дисциплину; технология составления авторских программ. Она проста, но трудоемка. Правила системного подхода, свободного (не привязанного к механическому запоминанию) производства мыслей и обмена ими, строго дозированного логикой построения и потребностью, распространяются в равной степени как на слушателей, так и на преподавателей. Преподаватель к тому же — организатор процесса, и от его мастерства зависят модель и технология, которые он создаст и реализует, а также результат.
Суть технологии при этом нижеследующий алгоритм:
• определить системообразующую курса;
• проанализировать возможные основания для расчленения на элементы, выбрать среди них наиболее актуальные в соответствии с потребностями слушателей и требованиями образовательных стандартов;
• создать ситуацию выбора в дальнейшем продвижении к элементам новой системы;
• провести структурирование с несколькими уровнями в зависимости от желаемой глубины погружения;
• предоставить слушателям возможность выбора индивидуальной траектории продвижения. Тем самым проявится их активность, направленная на решение собственных профессиональных проблем, на совершение действий, на развитие; решится осознанная проблема: либо путем найденной необходимой информации, либо путем выращивания собственных способностей, либо того и другого вместе.
Для того чтобы наглядно представить весь процесс составления авторской программы по модульному принципу, приведем один из приемов, который состоит в составлении матриц.
Система | Элементы, связи (по одному основанию) | ||||
Элементы, связи (по другому основанию) | |||||
… |
В данной матрице система делится на элементы по двум основаниям, которые и заполняют графы по вертикали и горизонтали.
Рассмотрим для примера изученную нами систему «педагогический процесс».
Система — педагогический процесс | Элементы и связи | |||
Воспитание | Обучение | Развитие | Связи | |
Элементы и связи | ||||
Цели | ||||
Содержание | ||||
Методы | ||||
Связи |
Каждый элемент системы может быть проанализирован по тому же алгоритму, что и система в целом, т.е., изучая подсистему «воспитание», следует рассматривать цели, содержание, методы. Также рассматриваются обучение и развитие. Таким образом, мы идем от общего к частному. Можно рассмотреть цели воспитания, цели обучения, цели развития и сделать вывод о целях педагогического процесса, т.е. пойти от частного к общему.