Социально-педагогическая работа по формированию этнокультурной толерантности у детей подростков
040400 – Социальная работа
«Социальная работа в различных сферах»
Допущена к защите: Зав. кафедрой социальной работы Канд. пед.наук, доцент Солодянкина О.В._________________ | Научный руководитель: Канд. пед. наук, доцент Солодянкина О.В.__________ |
Ижевск 2015
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ-ПОДРОСТКОВ В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ШКОЛЫ
1.1 Этническая толерантность: понятие, содержание
1.2 Поликультурное пространство школы как социально-педагогический феномен
1.3 Особенности формирование этнической толерантности школьников-подростков
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
ГЛАВА 2. РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ АЛНАШСКОЙ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ
2.1 Опытно-экспериментальная работа по формированию этнической толерантности у школьников в поликультурном пространстве средней школы
2.2 Программа социально-педагогического просвещения по формированию этнокультурной толерантности «Я открыт для тебя!»
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по формированию этнической толерантности у школьников в поликультурном пространстве начальной школы
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Россия представляла и представляет собой специфическую мозаику, состоящую из множества народов. Они различны по величине и интенсивности внутренних связей. По экономическим и социальным характеристикам, по уровню политической организации, по языку и культуре, духовному складу и национальному характеру.
Российский ребенок, жизнедеятельность которого с первых месяцев и лет протекает в семье конкретного этноса, воспитывается в рамках одной, преимущественно национальной культуры. Общение в социальной среде и обучение в школе с каждой из культур составляет с одной стороны, его уникальность и индивидуальность, а с другой стороны, поликультурную направленность его личности, ее толерантность.
Поэтому постановка проблемы толерантного воспитания в условиях поликультурной России является, по моему мнению, актуальной и прогрессивной тенденцией, имеющей социокультурную и политическую значимость, поскольку в поликультурных условиях особую важность приобретает задача консолидации общества на основе толерантных ценностей, готовности защиты интересов личности ребенка и общества в целом. Вот почему на одно из центральных мест в России выдвинута идея формирования миротворческой личности, которая связана с формированием толерантности, миролюбия, позитивного и конструктивного решения жизненных проблем.
Мне кажется, что толерантность является той культурной направленностью, отношением личности, которая проживает в мире и согласии, в стране, семье, школе, классе. Следовательно, это предполагает наличие у каждого таких человеческих качеств, как ответственность, доброжелательность, сдержанность, терпимость. К сожалению, дух нетерпимости к другой культуре, образу жизни, верованиям, привычкам продолжает существовать в обществе. Не является исключением и школа.
Практически любая школа города или села - поликультурна, в детских коллективах воспитываются дети разных национальностей.
Учителя подчас не могут решить проблемы, возникающие из-за несформированности у детей толерантности или уже сформированной интолерантности.
Толерантность – ключевая проблема для всего мира, существенная составляющая свободного общества и стабильного государственного устройства.
Установление толерантных отношений между участниками образовательного процесса – основа и начало воспитательных действий.
Воспитание толерантных начал носит многоплановый характер и в условиях полиэтничности, многоязычия и поликультурности и полиментальности населения России не может не приобретать характер поликультурного образования. Важным этапом этого образования послужили школа В.С. Библера «Школа диалога культур» и гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили и др.
Все исследования, несомненно, представляют большую ценность для педагогики как науки и практики, но проблема изучения процесса формирования этнической толерантности у школьников в подростковом возрасте остается недостаточно изученной. Необходимо целостное осмысление понимания этнической толерантности как качества личности. Требуют рассмотрения вопросы об оптимальных средствах формирования этнической толерантности у учащихся младшего возраста, условиях эффективности процесса формирования данного личностного качества.
В настоящее время одной из важнейших проблем воспитания является формирование личности человека как носителя гуманистических, толерантных идей в системе межэтнических отношений. Значительная роль в решении этой проблемы принадлежит школе как важнейшему институту социализации личности.
Научные исследования и наши наблюдения показывают, что наиболее острые проблемы в сфере общения между представителями разных национальностей возникают у детей среднего школьного возраста.
Подростковый возраст - это возраст, во многом определяющий будущее ребенка, возраст интенсивного развития всех качеств человека. Главная черта в психологии подростков - формирование более высокого уровня самосознания и усиливающейся потребности в самореализации.
В свою очередь рост этнического самосознания школьников под воздействием окружающей среды часто встречает непонимание со стороны окружающих в силу устоявшихся привычных представлений. Появляется противоречие между желанием, потребностью изучать свое национальное и установкой «быть как все». Неумение школьника управлять своими эмоциями, проявлять сдержанность в критических ситуациях часто приводит к конфликтам,«подростковый синдром» усиливает, гипертрофирует и абсолютизирует разницу между «своими» и «чужими», что приводит к росту национализма, всплеску межнациональной конфликтности.
Вопросы межнациональных отношений рассматривались и ранее в педагогической, психологической литературе. В трудах Н.К. Крупской, В.А.Сухомлинского, A.C. Макаренко был выдвинут целый ряд положений об интернациональном воспитании подрастающего поколения, которые не утратили своей актуальности и в современных условиях.
Решению вопроса о мере соотношения национальной и интернациональной направленности в межличностном и межгрупповом общении, учебно-воспитательном процессе посвящены работы А.В. Мудрика, А.А. Сусоколова и др.
Поэтому, мы говорим о необходимости формирования у школьников этнической толерантности как качества личности и разработке целостного представления о процессе формировании данного качества в поликультурном пространстве начальной школы.
Анализ литературы позволяет говорить, что толерантное сознание школьников формируется в процессе установки учащегося на культурный выбор, утверждение возможности исповедать свою национальную, народную культуру, признание права на существование и развитие культуры других народов и этносов.
Таким образом, возникает следующее противоречие: между необходимостью разработки соответствующих уроков, мероприятий и условий их проведения в школе.
Проблема исследования заключается в выявлении условий, способствующих формированию этнической толерантности у школьников в поликультурном пространстве школы.
С учётом проблемы нами была определена тема исследования: «Формирование этнокультурной толерантности у школьников-подростков в поликультурном пространстве школы».
Объект исследования - процесс формирования этнической толерантности в средней школе.
Предмет исследования - условия формирования этнической толерантности у школьников-подростков в поликультурном пространстве школы.
Цель исследования - разработать программу мероприятий, способствующих формированию этнической толерантности у школьников-подростков в поликультурном пространстве школы.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую, методическую литературу в рамках проблемы исследования.
2. Определить национальный состав классов Алнашской Средней Школы
3. Определить критерии этнической толерантности у детей-подростков.
4. Выявить эффективность формирования этнической толерантности у школьников-подростков в поликультурном пространстве средней школы.
Гипотеза: разработанные мероприятия будут способствовать формированию этнической толерантности у школьников-подростков в поликультурном пространстве школы.
Для решения поставленных задач и проверки исходных положений применяются следующие методы исследования: анализ научной литературы; тест этнической толерантности, анализ и сравнение.
ГЛАВА 1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ-ПОДРОСТКОВ В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ШКОЛЫ
1.1 Этническая толерантность: понятие, содержание
Одной из особенностей Российской Федерации является то, что исторически наше государство складывалось как сообщество разных этносов, культур и религий. Особую актуальность учет интересов всех населяющих Россию народов и культур приобретает в современных условиях, поскольку изменения, произошедшие в стране в области политики, экономики, социальных отношений, вызвали, в свою очередь, рост национального самосознания этносов [1].
В обществе появилась тенденция к межэтническому расслоению, обособлению, зачастую переходящая в национальную нетерпимость и непримиримость. Необходимостью сохранения прочности государства объясняется особое внимание к развитию культуры межнациональных отношений и гармонизации этнических взаимоотношений на современном этапе.
Понятие «толерантность» формировалось на протяжении многих веков, и этот процесс продолжается до сих пор. Термин «толерантность» (от латинского «tolerantia» - терпение) трактуется как способность организма переносить неблагоприятное влияние того или иного фактора среды и как терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению [10].
Когда и при каких обстоятельствах появился термин «толерантность»? Сама идея толерантности имеет давнюю историю и восходит к истории философской мысли. Она возникла в глубокой античности как одно из средств решения проблем, связанных с отношением к религиозным меньшинствам. Древнегреческие философы Гераклит, Эпикур, Геродот считали, что войны и их последствия вынудят, в конечном счете, людей жить в мире. Христианская философия в соответствии с заветами Евангелия с самого начала своего развития стремилась доказать преимущество мира, согласия и братства между людьми. Компромиссному решению конфликта между протестантами и католиками способствовал Нантский эдикт, прекративший массовую бойню гугенотов католиками (1572 г.). Уже тогда обращается внимание на права каждого человека быть иным [46].
В разных культурах толкование толерантности имеет различные смысловые оттенки, обусловленные историческим опытом народов, преимущественно связанные с мирным сосуществованием и развитием общественных отношений. В английском языке в соответствии с Оксфордским словарем толерантность понимается как «готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь»; во французском - это «уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических и религиозных взглядов»; в арабском - «мягкость, сострадание, терпение»; в персидском - «терпение, терпимость, выносливость, готовность к примирению»; в китайском - «допущение, проявление великодушия в отношении других» [12].
В русском языке наиболее близким по значению понятию «толерантность» является «терпение», «терпеть», «терпимость», означающее способность терпеть только по милосердию, быть спокойным, рассудительным, великодушным, снисходительным [43].
Согласно Декларации принципов толерантности, утвержденной ЮНЕСКО, толерантность - это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира.
Она означает уважение, принятие и признание многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Толерантность предполагает отказ от догматизма, от абсолютизации истины и утверждает нормы, установленные в международных актах в области прав человека.
Социологи считают, что толерантность является той «культурной» направленностью, установкой, отношением личности, которая, в отличие от идеи космополитизма, предполагает понимание уникальности своей группы и предпочтение собственных этнокультурных ценностей.
По определению академика В.А.Тишкова, толерантность - это «личностная или общественная характеристика, которая предполагает осознание того, что мир и социальная среда являются многомерными, а значит, и взгляды на этот мир различны и не могут и не должны сводиться к единообразию или в чью-то пользу».[55] Ученый отмечает также, что толерантность находит свое выражение в двух сферах: на психологическом уровне - как внутренняя установка и отношение личности и коллектива и на политическом уровне - как действие или осуществленная норма. В первом случае толерантность должна носить характер добровольного индивидуального выбора; она не навязывается, а приобретается через воспитание, информацию и личный жизненный опыт. Во втором - это активная позиция самоограничения и намеренного невмешательства, добровольное согласие на взаимную терпимость разных и противодействующих в несогласии субъектов [55].
И.Б. Гриншпун трактует толерантность в двух аспектах как обозначение индивидуального свойства, заключающегося в способности к сохранению саморегуляции при фрустрирующих воздействиях среды; «как обозначение способности к неагрессивному поведению по отношению к другому человеку на основе открытости в относительной независимости от действий другого». При этом автор подчеркивает, что в первом случае акцент делается на способности к самосохранению, во втором - на готовности к взаимодействию [5].
Философ Ю.А. Ищенко определяет толерантность как внутреннее активное отношение, проявляемое то ли в сострадании (и молчании), то ли в действии (и диалоге).
Толерантность, по мнению Д.В. Зиновьева, «это моральное качество личности, характеризующее терпимое отношение к другим людям, независимо от их этнической, национальной либо культурной принадлежности, терпимое отношение иным взглядам, нравам, привычкам» [28].
Несмотря на повышенный интерес исследователей к проблеме толерантности в самых разных ее аспектах, до сих пор не существует общего понимания данной области проблематики в психологии, не сложился полноценный понятийный и концептуальный аппарат. Практически все исследователи данной темы сходятся во мнении относительно социокультурной актуальности разработок в этом направлении.
Научная актуальность проблемы определяется тем, что в настоящее время отсутствует концепция толерантности в межличностном общении; многообразие трактовок термина и тенденция его редукции к близким понятиям (уважению, принятию, эмпатии и пр.) затрудняют проведение эмпирических исследований и реализацию высокоэффективных практико-ориентированных программ.
Отсутствие четких классификаций и их критериев, а также детального описания психологических механизмов толерантности свидетельствует о том, что данная проблематика является пока еще недостаточно разработанной темой. Поскольку термин толерантность является междисциплинарным, важно выделить его специфические психологические особенности: интерпретировать научное содержание.
Психология в общем виде определяет толерантность как свойство биологической или социальной системы принятия другой системы или ее элементов, неоказании им сопротивления [38].
При определении толерантности психологами А.Г. Асмоловым,
Г.У. Солдатовой их взгляды во многом совпадают и трактуются учеными как уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, признание многомерности и многообразия человеческой культуры, норм, верований, отказ от сведения этого многообразия к единообразию или к преобладанию какой-то одной точки зрения.
А.Г. Асмолов отмечает, что термин «толерантность» выражает три пересекающихся значения: 1) устойчивость, выносливость; 2) терпимость; 3) допуск, допустимое отклонение [4].
На уровне философского анализа проблемы толерантности подчеркиваются различные аспекты ее специфики. Многие авторы отмечают, что необходимыми условиями и факторами актуализации толерантности являются: антагонизм в межличностном взаимодействии, отрицание, непринятие, негативные эмоции, оценочность, которая также понимается как необходимый признак толерантности. По мнению П. Кинга, «быть толерантным» означает терпеть, сносить, мириться с человеком, деятельностью, идеей и т.п., которого или которой в действительности не одобряешь. П. Кинг понимает толерантность как отрицание нетерпимости.
При этом толерантность заключается в сдерживании неприязни в сочетании или с отложенной негативной реакцией, или с заменой ее на более позитивное реагирование. Определение П. Кинга позволяет говорить о двух уровнях толерантности: первый подразумевает отсрочку негативной реакции, второй - готовность к пониманию, вступление в диалог с человеком, который вызывает негативную реакцию [44].
В.А. Лекторский подчеркивает, что толерантность возможна «как уважение к чужой позиции в сочетании с установкой на взаимное изменение позиций (и даже в некоторых случаях изменение индивидуальной и культурной идентичности в результате критического диалога») [2].
Выводы из подобных утверждений могут быть сформулированы следующим образом:
1. Толерантность актуализируется не во всяких ситуациях, но лишь в таких, которые связаны с наличием антагонизма в межличностных отношениях. Антагонизм как противоречие может быть зафиксирован на когнитивном, аффективном и поведенческом уровнях общающихся личностей.
2. Осознание кем-либо различий между ним/ней и другим человеком сопровождается: а)отрицанием их содержания в другом человеке; б)переживанием неодобрения, отвращения, непринятия; в)действиями в отношении другого человека, которые могут, как выражаться открыто (например, посредством оскорбления, ухода и т.п.), так и подавляться или вытесняться [2].
Следует подчеркнуть, что при интерпретации термина «толерантность» в различных определениях наиболее часто встречаются противопоставления «свой - чужой, другой», «я - ты». Например, толерантность понимается как терпимость «к чужим мнениям, верованиям, поведению» [45].
Толерантность как этическую ценность связывают с существованием различий в человеческих сообществах и с проблемой уважения различий, а точнее, особенностей. Проблема «свои - чужие» в социально-психологических исследованиях понимается как ядро проблемы социальной идентичности.
При этом подчеркивается сложная диалектическая взаимосвязь и зависимость таких понятий, как «Я-концепция», «социальная идентичностъ» и «социальное сравнение», «категоризация» (Дж. Мид, Э. Эриксон, С. Москович, Г. Тежфел, Г.М. Андреева, Н.М. Лебедева, В.П. Левкович, В.Ф. Петренко, Г.У. Солдатова, Т.Г. Стефаненко и другие).
В нашей работе мы будем рассматривать толерантность как динамическое, интегральное нравственное качество личности, характеризующееся уважительным и терпимым отношением к людям другой национальности, религии, к их взглядам, обычаям, привычкам, социальному статусу, их поступкам и действиям, не приносящим вреда психическому и физическому здоровью; способностью находить конструктивное решение в спорных и конфликтных ситуациях, сохраняя при этом свою индивидуальность.
В современной этнопсихологии этническая толерантность трактуется как личностное образование, которое входит в структуру социальных установок. Она выражается в терпимости к иному образу жизни, инокультурным обычаям, традициям, нравам, чувствам, мнениям и идеям, выражаемым представителями других этносов и культур.
Этническая толерантность личности проявляется в различных критических ситуациях межличностного и внутриличностного выбора тогда, когда выработанные в ином социально–культурном образе жизни этнические стереотипы и нормы решения встающих перед личностью проблем не срабатывают, а новые нормы или стереотипы находятся в процессе своего формирования [54].
Этническая толерантность личности обнаруживается и в определенном смысле формируется в проблемно–конфликтных ситуациях взаимодействия с представителями других этнических групп.
Определение сущности процесса этнической толерантности субъектов средствами управляемого межкультурного диалога предполагает рассмотрение его структуры, представляющей собой целостное образование, которое позволяет определить цели, этапы, содержание, методику формирования данного феномена, проанализировать особенности взаимодеятельности основных компонентов процесса.
Обобщенной целью выявления структурных компонентов формирования этнической толерантности субъектов средствами управляемого межкультурного диалога является выявление механизма, способствующего развитию у них способности к толерантности. Эта цель определяется, с одной стороны, потребностью общества и потребностью самой школы, с другой - позволяет согласовывать потребность общества с общими, групповыми и личностными потребностями личности.
Перед лицом тех вызовов, которые ставит перед человеком современная цивилизация, формирование межэтнической толерантности является важнейшей задачей, решение которой необходимо не только для развития, но и просто для сохранения общества.
Поиск содержания этнической толерантности имеет длительную историю: можно сказать, впервые оно было представлено древнегреческим философом Сократом и софистами в духе безразличия, равнодушия, воздержания от суждений. Этническая толерантность является одним из аспектов толерантности.
Рассмотрим понятие «этничность». В определенных случаях термин «этничность» является синонимом «национальности». Однако многие авторы сходятся во мнении, что в аналитических исследованиях понятие «этничность» имеет свои преимущества. Этим понятием (от греческого ethnos – «народ») обычно подчеркивается идентичность людей, основанная на общем происхождении и чувстве общинной солидарности [51].
Концепция трудно поддается определению, поэтому некоторые исследователи называют этот термин «хамелеонским». Возможно именно «хамелеонство», пластичность дефиниции этничности является преимуществом. Она позволяет анализировать и сравнивать различные явления, отслеживать идентификационное и социальное многообразие, которое зачастую не укладывается в устоявшуюся классификационную систему национальностей.
Понятие «этничность» помогает прослеживать и становление новых этносов, и ответить на вопрос, в том, что именно связывает только часть (группу) людей одной национальности.
В межэтнических отношениях политика толерантности должна быть построена не на основе терпения, а на принципе терпимости. В отличие от терпения, терпимость не несет оттенка самоущемления, самобичевания, а заключает в себе уважение или признание равенства других и отказ от доминирования и насилия, т. е. предполагает в отношениях между сторонами обоюдное позитивное взаимодействие на конструктивной основе.
Этническая толерантность - это терпимость, которая по своему содержанию в современных обстоятельствах скорее должна быть изначальной основой взаимопонимания, солидарности, а не проявлением долготерпения и страдания.
В связи с этим толерантность - не просто пассивная терпимость, она предполагает активную позицию всех заинтересованных сторон, и одновременно отказ от навязывания своей точки зрения одной из сторон [39]. Проблемы толерантности имеют не только теоретическое, но и практическое значение, особенно в полиэтническом обществе, каковым является Россия.
Вопросы межэтнических отношений привлекают внимание ученых и общественности. Дело еще и в том, что в последнее десятилетие во многих крупных городах России с традиционным преобладанием русского населения произошло существенное изменение этнодемографической ситуации. В них значительно увеличилось число инонациональных диаспор, которые продолжают пополняться за счет притока мигрантов из зон межэтнических и региональных конфликтов.
Уделяя внимание формированию этнической установки, как установки на взаимодействие с другими этническими общностями в любой сфере жизнедеятельности и в любом виде - от личностного общения с людьми иной национальности до восприятия явлений и элементов истории, культуры, типов социально-экономического развития, или еще шире - иных цивилизационных форм, мы формируем межэтническую толерантность.
В целом, большинство специалистов по проблемам мультикультурного образования и воспитания выделяют следующие цели образования:
A) развитие этнокультурной грамотности детей и учителей (уровня информированности об особенностях культуры этнических групп данного общества или региона);
Б) формирование мультикультурной социальной компетентности в ходе учебно-воспитательного процесса, т.е. умения взаимодействовать и понимать людей, принадлежащих к разным культурам;
B) акцент на личностном развитии каждого ребенка, индивидуальный подход к нему как носителю определенной культуры [30].
Ведущим ученым в области исследования этнической толерантности в России и факторов ее определяющих является Н.М. Лебедева. На основе анализа полученных результатов ею было сформулировано следующее определение этнической толерантности.
Этническая толерантность - это явление социальной перцепции, характеризующееся отсутствием негативного отношения к иной этнической культуре, а точнее - наличие позитивного образа иной культуры при сохранении позитивного восприятия своей собственной культуры [16].
Это значит, что этническая толерантность не является следствием ассимиляции как отказа от собственной культуры, а является характеристикой межэтнической интеграции, для которой характерно «принятие» или позитивное отношение к своей этнической культуре и к этническим культурам групп, с которыми данная группа вступает в контакт.
Такое понимание адекватности группового восприятия базируется на постулате ценностного равенства этнических культур и отсутствии в этом плане преимущества одной культуры перед другой.
Е. Шлягина выделяет внешние детерминанты этнической толерантности личности (политическая ситуация в стране, особенности социально-исторического образа жизни, целенаправленная информированность об истории и культуре своей Родины, рост миграционных процессов, травматический шок, особенности среды обитания) и внутренние детерминанты (индивидуальные свойства; возраст, пол, темперамент; индивидуально-типологические характеристики личности: самооценка, психологический возраст, уровень самоактуализации, сформированность реального «Я» и идеального «Я», иерархия потребностей, тип межличностных отношений, тип поведения в конфликтной ситуации) [58].
1.2 Поликультурное пространство школы как социально-педагогический феномен
Российским школам, где совместно обучаются представители разных народов с различной национальной культурой и с разнообразными национальными обычаями, психологическим укладом и менталитетом, свойственен полиэтнический характер, что объясняет значимость проблем связанных с преодолением некоторых особенностей и сложностей, присущих взаимоотношениям участников образовательного процесса.
Изучение поликультурного пространства школы вызывает необходимость рассмотрения таких феноменов, как поликультурное образование и поликультурное образовательное пространство. Для данной работы были интересны исследования современных отечественных и зарубежных учёных Е. В. Бондаревской, О.В. Гукаленко, З.А. Мальковой и других.
В Международном педагогическом словаре (Лондон, 1977) поликультурное образование рассматривается как «поликультурная образовательная ситуация, когда носитель одной культурной системы вступает в контакт с ценностями другой или других культур, представленных в данном учебном заведении».
На наш взгляд в данном определении образование рассматривается синонимично понятию образовательная ситуация.
Многие современные отечественные ученые солидарны с Л.Х. Экстрандом в определении поликультурного образования. Поликультурное образование – образование, включающее организацию и содержание педагогического процесса, в котором функционируют две или более культуры, отличающиеся по языковому, этническому, национальному, религиозному, расовому признаку [18].
По нашему мнению культура функционирует в образовательном процессе, а образовательный процесс и культура функционируют вместе.
Однако современная трактовка сущности поликультурного образования, которую мы и берем за основу, более содержательна, так как она предполагает усвоение знаний о различных культурах, уяснение общего и особенного в традициях, образе жизни, культурных ценностях народов, обращает внимание на важность воспитания в учащихся толерантности по отношению к носителям инокультурной системы.
Поэтому целью поликультурного образования является: формирование человека, способного к эффективной жизнедеятельности в поликультурной среде, обладающего развитым чувством понимания и уважения других культур, умением жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас, верований.
Под поликультурным образованием также понимается образование, включающее приобщение подрастающего поколения к этнической, национальной и мировой культуре, развитие на этой основе планетарного сознания, формирование готовности и умения жить в многонациональной среде.
Поликультурноеобразование - это процесс подготовки индивида к социальной, политической и экономической реальности, в котором используются языковые и культурные ресурсы, и развивается интерактивное межкультурное взаимопонимание.
Следует отметить, что формирование национального самосознания в оптимальном сочетании с общечеловеческими ценностями нравственной культуры межнациональных отношений - один из наиболее важных и сложных вопросов в теории и практике воспитательной работы. Решение данной задачи обуславливается включенностью в образовательный процесс учителей обладающих поликультурной грамотностью, предполагающей понимание свойств среды, в которой мы существуем, ее влияния на окружающих и способность осуществлять гибкий подход по отношению к национальным и культурным нормам на основе самопознания.
В условиях экономической и политической интеграции все большее значение придается сохранению национальной специфики, в том числе и в воспитании. В этом смысле поликультурная педагогика может быть оценена как непременный инструмент выхода из кризиса воспитания и образования, способствующий гармонизации отношений представителей различных цивилизаций и культур.
Как следствие, важнейшей тенденцией последних десятилетий образовательного процесса в России становится внедрение поликультурного образования. Эта проблема уже давно стоит на повестке дня за рубежом, стала она актуальной и у нас благодаря общности социальных процессов, протекающих в российском обществе и странах ближнего и дальнего зарубежья.
Если рассматривать образование как сферу социальной жизни людей, с одной стороны, и как процесс становления человека с другой, то совершенно очевидной становится взаимосвязь и взаимообусловленность образования и культуры. В этом русле образование рассматривается:
· как подсистема культуры, направленная на формирование личности, готовой успешно действовать в условиях существующей культуры;
· как способ коллектива приобщить молодое поколение к ценностям и навыкам, характеризующим культуру данного общества;
· как механизм культурного развития и движения вперед (закладывает способность создавать культурные проекты в будущем) [19].
Именно такое понимание сущности образовательного процесса обуславливает актуализацию культурологического подхода. Деление мира культуры как единого и в то же время многообразного сложная задача. Для ее решения необходим особый, диалогический способ мышления, который не задан человеку изначально.
Учитывая тот факт, что мы живем в поликультурном обществе, школьная система призвана создать условия для формирования у личности мировоззренческой установки на конструктивное сотрудничество на основе приобщения к этнической, российской и мировой культурам [17].
Поликультурное образование призвано создать в учебных заведениях России такую благоприятную социально-психологическую среду, в которой каждый учащийся, независимо от своей идентичности, будет иметь одинаковые со всеми возможности для реализации своего конституционного права на получение равноценного образования, для реализации своих потенциальных возможностей и социального развития в период учебы.
Такое образование располагает широкими возможностями в снижении уровня конфликтности в обществе, в развитии толерантности по отношении ко всем культурным отличиям и своеобразию, в создании условий, гарантирующих свободный выбор индивидом своей идентичности и путей ее самоактуализации.
Дидактический принцип поликультурности отражает принцип множественности культур, слагающих культуру российского общества, включая ее многоэтническую (или полиэтническую) составляющую, что предполагает такое конструирование содержания, при котором должны найти отражение особенности этнических культур, представленных в России и в мире. Основными являются положения о том, что этнические культуры - это богатство всех людей, населяющих страну, что общенациональная российская культура есть продукт исторического взаимообогащения и взаимопроникновения этнических культур.
Главной целью межкультурного компонента образования является развитие у школьников навыков межкультурной компетенции. К ним относятся: чувствительность к культурным различиям, уважение к уникальности культуры каждого народа, терпимость к необычному поведению, желание позитивно относиться ко всему неожиданному, готовность реагировать на изменения, гибкость в принятии альтернативных решений и отсутствие завышенных ожиданий от общения с представителями других культур.
Именно такие навыки являются мостиками к пониманию представителей других культур и народов, урегулированию конфликтных ситуаций, а также основой для межнационального и межэтнического общения граждан Российской Федерации как внутри государства, так и за его пределами.
Процесс поликультурного образования многоплановый, поэтому руководить процессом поликультурного образования должны взрослые, сами, в свою очередь, обладающие поликультурным мышлением. Именно от уровня их поликультурной грамотности педагогов зависит действенность направления. Это особенно важно в условиях многонационального общества, социальная стабильность которого зависит от приоритета педагогики поликультурности и толерантности. Именно во всемерном учете культурных и воспитательных интересов различных национальностей и этнических групп видится основная цель поликультурного образования.
Поликультурное образование заключается в «формировании человека, способного к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающего развитым чувством понимания и уважения других культур, умениями жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас, верований».