Подобрать упражнения для исправления типичных ошибок при обучении легкоатлетических видов (по выбору)
Легкоатлетические упражнения – естественные виды двигательной активности человека, поэтому в повседневной жизни редко кто задумывается над тем, правильно или неправильно он ходит, бегает, прыгает или метает. Однако в спортивной практике для достижения максимального результата необходимо знать закономерности организации движений. Техника спортивного упражнения – это рациональный способ его выполнения для решения конкретной двигательной задачи. В ходьбе и беге двигательная задача – как можно быстрее преодолеть дистанцию, в прыжках – как можно выше или дальше прыгнуть, в метаниях – как можно дальше бросить снаряд. Техническое мастерство – это совокупность умений и навыков спортсмена, т.е. то, что он умеет делать. Для оценки техники различают абсолютную, сравнительную и реализационную эффективность.Для определения абсолютной эффективности техники регистрируют биомеханические параметры изучаемого вида, а затем сопоставляют их значения с эталонными критериями. Например: сравнение реальных и эталонных энерготрат в беге позволяет оценить технику бега. Для определения сравнительной эффективности техники сопоставляется техника конкретного спортсмена с техникой аналогичного вида, выполненной спортсменами высокой квалификации. Таким образом, определяются отдельные показатели техники (т.е. такие, значения которых у спортсменов разной квалификации не одинаковы). Реализационная эффективность техники сопоставляется с двигательным потенциалом спортсмена и спортивным результатом, показанным в соревновательном упражнении. Двигательный потенциал определяется по комплексу наиболее информативных физических качеств. Для этого у группы спортсменов измеряют результат в легкоатлетическом виде и результаты в тестах. По этим данным выводятся уравнения регрессии. На основании этих уравнений составляют специальные таблицы или номограммы, с помощью которых можно определить эффективность техники спортсменов. Технику выполнения легкоатлетических упражнений принято условно делить на фазы. Например, прыжки состоят из разбега, отталкивания, полета и приземления; метания – из разгона системы «метатель-снаряд», обгона снаряда и финального усилия; беговые виды – из старта, стартового разгона, бега по дистанции, финиширования. Прежде чем приступить к обучению какому-либо виду легкой атлетики, необходимо определить степень готовности занимающегося к его освоению. Готовность выявляется с помощью контрольных упражнений (тестов) и сведений о прошлом двигательном опыте спортсмена. Степень готовности к обучению определяют три компонента: физическая, координационная, психологическая (мотивация учебной деятельности) готовность. В зависимости от соотношения этих компонентов подготовленности будет зависеть успешность обучения различным видам легкой атлетики. Обучение видам легкой атлетики на начальном этапе, как правило, сопровождается значительным количеством ошибок при выполнении двигательных действий. Наиболее характерными отклонениями от правильной техники являются: внесение в двигательный акт дополнительных, ненужных движений; отклонение движений по направлению и амплитуде; несоразмерность мышечных усилий и излишняя напряженность многих мышечных групп; искажение общего ритма движения. Основными причинами грубых искажений техники на этапе разучивания обычно бывают: недостаточная физическая подготовленность занимающихся; боязнь выполнения двигательного действия; недостаточное понимание двигательной задачи; недостаточный самоконтроль движений; ошибки в исполнении предыдущих частей действия; утомление; перенос навыков неправильного выполнения двигательного действия; неблагоприятные условия выполнения действий.
Спортивная ходьба – единственный вид легкой атлетики, в котором судьи обращают особое внимание на технику движений ног. Спортсмен дисквалифицируется за нарушение техники в двух случаях: если он потерял контакт с поверхностью дорожки; если в момент вертикали опорная нога согнута. В спортивной ходьбе действия спортсмена направлены, на максимальное увеличение скорости при условии соблюдения правил соревнований (рис. 1). Скорость в спортивной ходьбе превышает скорость обычной ходьбы в 2-2,5 раза. Это достигается за счет увеличения длины шагов до 110-120 см и частоты шагов до 180-200 шагов в минуту. Однако, прежде чем приступить к обучению технике спортивной ходьбы, необходимо исправить имеющиеся недостатки в обычной ходьбе (в походке, осанке). Критериями оценки обучения технике данного вида легкой атлетики будут естественность и экономичность спортивной ходьбы. В качестве критерия оценки техники может типичные ошибки при обучении технике спортивной ходьбы и рекомендации по их исправлению (по Т.Р. Реннелю)