Психологические особенности казахских девушек
В народе понятие «честь – хрупкое, но в то же время сильное как пламя чувство, зависящее от авторитета и уважения человека», поэтому в общении и отношении с другими оскорбления, неуместная грубость, рукоприкладство считались признаками невоспитанности и бескультурья. Народная педагогика широко использовала в воспитании подростков такие пониятия, как «честь», «гордость», «достоинство», «целомудрие». Особенно с большой ответственностью и уважением относились к сохранению «целомудрия» девочек. Этому свидетельствуют многие исторические документы. Например, поступок Кабанбай батыра, который спас молодую девушку от бесчестия, позора и насилия Шаганака, говорят его справедливости, понимании гражданского долга и наконец уважении и почитании традиций отцов и прадедов. Как уже отмечалось выше, в народе большое значение придавали «целомудрию» девушек. Значение поговорки «Девочке – в сорока домах запрет, в тысячи – проверка» была всегда актуальной. «Девушка – поступками и поведением» – в этой поговорке раскрываются желания народа видеть своих девочек воспитанными, скромными, отзывчивыми, негрубыми, покладистыми. Чистота душевная и телесная оберегала семью и была символом крепости семейных уз. Все актуальные народные идеи о чувстве меры, о чувстве долга, о благотворительности и доброжелательности, об умении оказывать помощь детям-сиротам, вдовам и людям с определенными недостатками и увечьями, нашли отражение в трудах великих казахских мыслителей, таких как Аль-Фараби, Баласагун, Кашгари. Наряду с понятиями «честь», «достоинство», «целомудрие», в казахском народе широко употреблялись такие понятия, как «совесть», «стыд», которые отражали ценные и почитаемые человеческие качества. О сущности и значении этих понятий можно судить по таким пословицам-поговоркам и высказываниям, как: «Чувтво меры, совесть, стыд и глубокая мысль – ценный дар», «Кто совестлив и стыдлив тот благовоспитан», «Девушка без стыда и совести как пища без соли, невоспитанный юноша как конь без сбруи» и др. Поэтому девочкам с детства внушали, что «честь и стыд дают возможность женщине стать возлюбленной». Девичья честь и уважение в народе считались признаками чистоты, благовоспитанности, добропорядочности, благородства и доброжелательности. Неписаные правила народных традиций воспитывали в детях почитание и уважение к старшим и родителям. Это все спобствовало воспитанию и формированию в сознании девочек таких высоких чувств, как нравственность, патриотизм, ценные идеалы. Одним из средств воспитания и формирования морально-нравственных качеств и этики общения девочек, которым уделялось большое внимание и значение, были народные обряды и приметы (приметы касающиеся человеческой деятельности, приготовления пищи, одежды и быта, особенности приветствия, манеры разговаривать, умение прощаться, просить прощение, умение благодарить и высказывать пожелания, восхваления и др.). В женщине ценились такие умения, как сохранение спокойствия, благополучия и мира в семье, выполнение материнского долга, и проклинались такие качества, как сквернословие, выпивание и продажа своего тела. Особое отрицательное отношение было к тому, что девушки сбегали из дому замуж без родительского благословения. Национальным достоянием и ценностями считались родной язык, культура и искусство, обычаи и традиции, народные игры и празднества. Родной язык считался источником и началом духовного обогащения человека, через язык он познает родную национальную культуру, Родину и ее природные богатства. Чувство патриотизма воспитывалось в молодежи и подростках через привитие уважения и почитания национальных культурных и материальных ценностей. К духовным культурным ценностям, воспитывающим и формирующим в молодежи чувства любви к Родине, патриотические и гражданские чувства можно было отнести произведения устного народного творчества (загадки и скороговорки, игры, притчи и легенды, сказки, пословицы и поговорки, эпосы и т.д.), музыкальные творческие, художественно-эстетические вкусы и способности развивались посредством народных песен, кюйев и айтысов, произведений прикладного искусства. Материальные культурные ценности использовались как средства овладения трудовой деятельностью (производственной и сельскохозяйственной), привития к ним любви. Национальным долгом в казахском народе считался долг перед родителями и отечеством. Обязанности человека регулировали отношения между ним и обществом, помогали выполнять детям свой долг перед родителями и отечеством. Осознание чувства обязанности и долга напрямую связано с чувсвами чести и достоинства, контролирующих сознание человека и дисциплину. Эти же понятия и качества воспитывались у девочек. Казахский народ высоко ценил и уделял большое внимание воспитанию у девочек таких положительных качеств и требований, как деловые, коммуникативные (способность к общению), соблюдение личной гигиены. Они были одними из высоких показателей национального народного воспитания. Подтверждением этому являются результаты многих исторических исследований. Например, А.И.Левшин в своем труде «Характеристика земель Киргизо-кайсакской орды» 1832г., особо отмечая любовь и уважение казахов к своим национальным традициям, качествам и достоинствам, писал: «...доброжелательность, умение прощать и жалеть, уважение к старшим, почет по отношению к пожилым, самые хорошие качества киргизов (казахов). Они никогда не забывали женщин, проявивших героизм и прославивших свой народ, давая им звание батыра, почитали землю, где родились и никогда не покидали ее». Это является одной из психологических характеристик казахского народа. Нужно не забывая, отметить, что такие психологические особенности воспитывались женщиной-матерью. В воспитании национальных достоинств казахский народ придерживался определенных принципов (природосообразности, народности, последовательности, системности и осознанности, достоверности, доступности, учет возрастных и индивидуальных особенностей) и использовал такие средства воспитания: А) произведения устного народного творчества (сказки, пословицы-поговорки, притчи и.т.д.). Б) обычаи-традиции ( обычаи-традиции связанные с воспитанием детей, бытовые традиции, социально-культурные традиции, военные традиции и т.д.). В) национальные игры (народные игры, национально-спортивные игры, интелектуальные игры и т.д.). Г) произведения прикладного искусства (мастерских, ювелирных, работы по дереву, коже и т.д.). Устное народное творчество казахов можно назвать школой гуманизма. Потому что в них раскрываются нравственные понятия, такие как гостеприимство, скромность, доброжелательность, жалость, обязанности и долг, честь и достоинство. Они являются значимыми принципами, регулирующими повседневную жизнь народа.