Методика активизации гармонических колебаний в сенсо-моторной сфере с помощью идеальной схемы универсальных символов

Как отмечалось выше, особое негативное воздействие на психическое самочувствие и активность детей оказывает комплекс условий закрытых помещений и ограниченных пространств, и, в первую очередь, угловато-прямоугольные конструкции учебной комнаты, сенсорная обедненность школьной среды, продолжительные зрительные нагрузки в режиме ближнего зрения.
Установлено, что систематическое пребывание детей в этих условиях способствует расстройствам сенсорных ритмов организма — базовых ритмов в поддержании нейровегетативной, моторной и психической жизни, в т. ч. чувства равновесия и гармонии.
С целью "смягчения" неблагоприятных последствий воздействия на организм выше отмеченного комплекса факторов закрытых помещений и ограниченных пространств, предложена методика зрительно-координаторных тренажей с помощью схемы универсальных символов — "СУС" (см. приложение).****
Оптимальным местом для нанесения схемы-тренажера является потолок. Поскольку изображение схемы на потолке несет в себе определенные технические трудности, осветим этот момент подробнее.
На потолке выбирается поле, на которое можно нанести схему максимально возможных размеров. Необходимо стремиться, чтобы траектории ее проходили с наружных сторон светильников. Для этого вначале выбирается поперечный размер овала. Продольный размер его рассчитывается путем умножения поперечного размера на 1,41. Для удобства можно использовать следующий прием. Макет-схему первоначально изображают на полу с помощью мела. Затем в руки берут длинную указку с какой-либо краской на конце, и, обходя по траекториям схемы, на потолок наносят соответствующие метки. Затем с помощью лестницы на потолке окончательно обрисовывается схема-тренажер.

Методика активизации гармонических колебаний в сенсо-моторной сфере с помощью идеальной схемы универсальных символов - student2.ru

Схема зрительно-двигательных траекторий в методике офтальмотренажей:

Выполнить каждое упражнение 10-15 раз по порядку номеров

При этом цвета должны соответствовать следующим требованиям:
"восьмерка" — изображается ярко-голубым цветом;
"крест" — коричнево-золотистым:
наружный овал — красным;
внутренний овал — зеленым.

Методика занятий

Режим № 1.

Режим непроизвольного зрительно-моторного "скольжения" по траекториям "СУС".
Учитывая, что схема "СУС" выполнена яркими цветными линиями, которые привлекают "на себя" наибольшее внимание из объектов учебной комнаты, становятся за счет этого зри-тельно-ориентирующими доминантами в непроизвольной зрительно-моторной поисковой экспрессии.
В этих условиях орган зрения, находясь в свободе непроизвольного поиска, каждый раз при взгляде вверх вступает в моторное взаимодействие с гармонической пластикой линий, непроизвольно как бы "скользит" по ориентирующим траекториям настраивая свою моторику на гармоничный строй.

При этом широкий размах, пластика и четкий ритм схемы как бы переводит зрительную моторику из "зажатого", реактивно-напряженного высокочастотного ритма в успокаивающую пластику низких частот.
Как показал опыт, ребенок периодически непроизвольнр включается в такой самотренаж.

Режим № 2.

Дети периодически становятся в центре под схемой-тренажером и, следя глазами за ориентирующими стрелками траекторий, выполняют соответствующее упражнение. При этом они выполняют непроизвольно-сочетанное движение глазами, головой и туловищем.
Кратность: примерно по 10-12 движений по каждой траектории (по "овалам", по "восьмерке" и по "кресту"). Частота выполнения таких тренажей зависит от продолжительности пребывания детей в помещении, а так же от характера зрительной работы. Например: в процессе выполнения тонко-координированных зрительных операций (чтение, рисование, письмо) рекомендуем выполнять упражнения через каждые 15-20 минут.

Режим № 3

Дети, фиксируя взором траектории (т.е. с постоянно поднятой головой), в начале учатся "обходить" схемы-траектории, а затем "оббегать". Такие упражнения рекомендуем выполнять примерно через каждые 1—1,5 часа.

Режим № 4

Занятие проводится на специально изданном в 1977 году плакате для офтальмотренажей. Плакат размещается на стене, против лица. Занятие заключается в поочередном обведении указательным пальцем траекторий с одновременным слежением за ним органом зрения.
Специально проведенным исследованием установлено, что систематические занятия по схеме "СУС" способствуют снижению психической утомляемости, избыточной нервной возбудимости, агрессии. Такие занятия способствуют улучшению межличностных отношений в коллективе, росту доброжелательности во взаимоотношениях, а также продолжительности и качеству сна.
Замечено так же, что систематические занятия со схемой "СУС" улучшают общее чувство гармонии и ритма, в т.ч. в музыкальном и художественном творчестве.

Примечания:

* Авторский приоритет защищен удостоверением № 11, выданным 29.12.1979 г. Институтом медицинских проблем Севера СО РАМН.

** На занятиях, сопровождающихся интенсивными зрительными и умственными нагрузками, физминуток должно быть не менее 2-х за урок (т.е. через каждые 15 минут).

*** Авторское свидетельство на изобретение № 921561 от 21.12.1981 г.

**** Авторский приоритет защищен удостоверением № 2, выданным 20.04.1978 г. Институтом медицинских проблем Севера СО РАМН. В этом же году издан массовым тиражом в виде плаката.

Наши рекомендации