Что представляют собой цель и задачи воспитания?

Спор о целях воспитания продолжается издавна. К. Д. Ушин-ский писал: «Если нам говорят, что целью воспитания будет сделать человека счастливым, то вы вправе спросить, что такое разумеет воспитатель под именем счастья; потому что, как из­вестно, нет предмета в мире, на который люди смотрели бы так различно, как на счастье: что одному кажется счастьем, то дру­гому может казаться не только безразличным обстоятельством, но даже просто несчастьем»1. При этом чаще всего возникает вопрос, всегда ли полезно ребенку быть постоянно счастливым, не приведет ли это впоследствии к горькому разочарованию, бес­помощности, когда он столкнется с несправедливостью, траге­диями, необходимостью выбора способа решения возникающих социальных проблем. Речь идет не только о его актуальных ин­тересах: педагоги должны заботиться как о настоящем, так и о будущем молодого человека, подготавливая его к сложным перипетиям жизненного пути.

Говоря о конкретных целях воспитания, необходимо выде­лить основания для их определения.

Первое основание связано с развитием каждого индивида, раскрытием того потенциала, которым одарила человека при­рода, — с формированием его индивидуальности.

Второе основание связано с отношением человека и обще­ства.

Все педагогические цели можно условно разбить на 2 взаи­мообусловленные группы: идеальные и актуальные; последние конкретизируются в задачах формирования индивидуальности и развития личности.

Опираясь на реальные цели воспитания, можно определить актуальные задачи воспитания учащихся.

Исходя из того, что результатом воспитания является соци­альное развитие человека, предполагающее позитивные изме­нения в его взглядах, мотивах и реальных действиях, выделим

' Ушинский КД. Педагогические сочинения: В 6 т. — М. : Педагогика, 1990. —Т. 5. — С. 12-13.

3 группы воспитательных задач, ориентированных нарезуль­тат воспитания ребенка.

Первая группа задач связана с формированием гуманисти­ческого мировоззрения. В процессе их решения происходит про­цесс присвоения ребенком общечеловеческих ценностей, фор­мирование у человека гуманистических взглядов и убеждений.

Вторая группа задач неразрывно связана с первой и направ­лена на формирование потребностей и мотивов нравственного поведения.

Третья группа предполагает создание условий для реализа­ции этих мотивов и стимулирования нравственного поведения детей.

Процесс воспитания должен быть ориентирован на резуль­тат воспитания, способствующий формированию социальности человека, т. е. его готовности к участию в сложной системе со­циальных отношений в экономической, политической и духов­ной сферах.

В политической области молодой человек должен не только определить свои политические позиции, но и попробовать свои силы в роли лидера, осознать свою роль избирателя и проявить ответственное отношение к ней, понять назначение представи­тельных органов власти, уяснить роль законов и сформировать у себя готовность к их неуклонному исполнению.

Воспитание культуры демократических отношений высту­пает в качестве важной педагогической задачи. Ее суть — в спо­собности ребенка вступать в разнообразные связи на основе норм и ценностей, отражающих уровень развития общественных от­ношений. Основными направлениями работы в данном направ­лении являются:

— формирование политической грамотности, выражающей­ся в наличии у учащихся знаний истории, различных полити­ческих учений, политологии и в умении ориентироваться в си­стеме политических взглядов и отношений;

— стимулирование политических действий учащихся в структуре ученического самоуправления и детских органи­заций;

— создание условий для подготовки к участию в политичес­кой деятельности.

В духовной области это формирование нравственной пози­ции во взаимодействии с людьми, определение своего отноше­ния к религии, проба сил в гуманистических поступках, опре­деление своих возможностей в эстетической деятельности. Основным регулятором этих отношений является нравствен-

ность ребенка, те моральные нормы, которые интериоризиро-ваны и определяют его поведение в различных ситуациях. К задачам нравственного воспитания относятся:

— обогащение эмоционального мира детей нравственными переживаниями и формирование нравственных чувств;

— вооружение учащихся знаниями о морали, раскрытие ее сущности, социальной и психологической целесообразности моральных норм; формирование культуры общения, внешнос­ти и организации повседневного быта, навыков и привычек нравственного поведения;

— систематическое накопление и обогащение опыта нрав­ственного поведения учащихся путем организации их практи­ческой деятельности;

— организация нравственного самовоспитания детей. Нравственное воспитание подразумевает следующие компо­ненты:

— целенаправленную работу по нравственному просвеще­нию (уроки этики, нравственные беседы, индивидуальные кон­сультации и т. п. );

— актуализацию всех источников нравственного опыта школьников (это учебная, общественно полезная, внеклассная работа, отношения между учащимися в классе, отношения де­тей с родителями, отношения учитель — ученик, учитель — ро­дители учеников, повседневный стиль и «тон» работы школы);

— включение нравственных критериев в оценку всех без ис­ключения видов деятельности и проявлений личности воспитан­ников;

— оптимальное соотношение на разных этапах форм прак­тической деятельности и нравственного просвещения с учетом пола учащихся.

Учитывая значимость отношения к окружающей среде, со­стояние которой сегодня оценивается как угрожающее суще­ствованию человечества, необходимо в качестве одной из при­оритетных задач в духовной области выделить экологическое воспитание учащихся. Его целью является формирование нрав­ственного отношения к природе, основанное на глубоком пони­мании места человека в мире, на восприятии среды обитания как важнейшей для жизнедеятельности.

Задачи экологического воспитания следующие:

— формирование экологического мировоззрения, базирую­щегося на принципиально иной системе жизненных ценностей;

— освоение экологической этики, опирающейся на соответ­ствующую мотивацию в нравственном «поле» личности;

— формирование высокого уровня экологической культуры.

Одной из задач воспитания является формирование здоро­вого образа жизни, который предполагает рациональное пита­ние, рациональную организацию учебного процесса, труда и отдыха, сформированность устойчивого отрицательного отно­шения к вредным привычкам. Важным компонентом здорово­го образа жизни в школьные годы, в период развития и форми­рования организма, являются регулярные занятия физической культурой и спортом.

В экономической области учащиеся апробируют свои про­фессиональные возможности (профессиональные пробы), а так­же осваивают различные роли в системе рыночных отношений (предприниматель, акционер, организатор, рядовой участник производства и т. д. )

Приоритетной задачей в экономическом воспитании явля­ется формирование конкурентоспособной личности, т. е. овла­дение молодым человеком определенным способом поведения в реализации своих притязаний на право занять более значи­мое место в обществе.

К компонентам конкурентоспособной личности относятся:

экономическая грамотность, профессиональная мобильность, творческая активность, психологическая подготовленность. Ядром конкурентоспособной личности мы считаем мотив пре­одоления, который определяет активность человека в сложных социальных ситуациях.

Основными направлениями педагогической работы по фор­мированию конкурентоспособной личности являются: форми­рование специальных социальных знаний (экономических, юридических, психологических); включение учащихся в реше­ние социальных проблем; стимулирование социального само­тестирования и самоанализа своих потенциалов. Профессио­нальное самоопределение является частью экономического воспитания и предполагает вхождение человека в определенную сферу трудовой деятельности на основе собственного волеизъяв­ления. Важнейшим средством профессионального самоопреде­ления школьников выступает профессиональная ориентация, т. е. целенаправленная работа, предполагающая оказание помо­щи учащимся в сознательном выборе профессии в соответствии со способностями и интересами.

Последовательность реализации воспитательных задач оп­ределяется многими факторами, но прежде всего она отражает возможности как учащихся, так и педагогов, а также уровень развития воспитательной системы.

Наши рекомендации