Программирование в технологии учебно-воспитательного процесса по физической культуре
13Л. Сущность и содержание программирования учебно-воспитательного процесса
Применительно к технологии учебно-воспитательного процесса по предмету «Физическая культура» программирование1 представляется одним из основных элементов ее структуры. Программируются:
- цели циклов технологии;
- содержание образования;
- формы организации учебной деятельности учащихся и учителя;
- средства и методы взаимодействия субъектов программно?» вания, которые отобраны в соответствии с целевой ориентацией конкретных циклов его реализации.
При этом формулируются цели цикла технологии; определяются педагогические задачи, решение которых обеспечивает достижение цели; устанавливаются последовательность изучения уже отобранного содержания образования, последовательность применения методов обучения в рамках конкретных форм организации деятельностей преподавания и учения.
Термин программирование традиционно используется в сфере электронно-вычислительной техники. Его адаптация к управлению учебно-воспитательным процессом обусловлена своеобразием содержания и структуры технологического подхода. Здесь программирование как бы заменяет планирование — инвариантную составляющую методического подхода к преподаванию физической культуры в школе. Поэтому оба термина имеют много общего.
' Программирование (от греч. programma) — процесс составления программы. Последнее, в свою очередь, представляет собой расчленение какого-либо задания на простейшие (элементарные) операции и подготовку плана действий (см. Кондаков Н.И. Логический словарь-справочник. — М., 1976. — С. 480).
Намеченные действия (операции), как правило, ориентированы на достижение определенной цели в установленные сроки в рамках конкретных реальных возможностях.
Во-первых, оба действия — инвариантные элементы различных подходов к реализации одного и того же процесса (учебно-воспитательного) по одной и той же учебной дисциплине.
Во-вторых, оба связаны с разработкой документов, определяющих пути достижения цели.
В-третьих, итоговые результаты осуществления содержания программирования —планирования отражают последовательность действий учителя физической культуры по циклам технологии и методики преподавания данной дисциплины. Отсюда действия могут быть перспективными, оперативными и текущими.
Чем различаются программирование и планирование учебно-воспитательного процесса?
Во-первых, программированию учебно-воспитательного процесса предшествуют целеполагание и отбор оптимальных целевых установок, других составляющих дидактических процессов содержания образования, средств, форм и методов обучения, воспитания, развития.
Во-вторых, документы программирования не рассматриваются в качестве таковых, если в них не представлены конкретно сформулированные педагогические цели и задачи данного технологического цикла. В методике преподавания планы работы на учебный год и его периоды в абсолютном большинстве случаев лишены целей и задач.
Программирование рассматривается нами как проекция в ожидаемое будущее, образ которого обозначен целью цикла технологии, или как процесс преобразования информации о будущем в директивы для целенаправленного учебно-воспитательного процесса.
Отсюда программирование в рассматриваемом аспекте — это важный компонент технологии, сущность которого — предварительное осмысление учителем предстоящего учебно-воспитательного процесса в целом, его этапа (учебный год, полугодие, семестр, четверть, период, месяц, неделя, урок) с установлением последовательности его осуществления с ориентацией на достижение цели преподавания.
Результатом программирования должны быть четко сформулированная цель, конкретно определенные задачи, этапы реализации, средства, формы и методы их достижения.
Поскольку научно обоснованное программирование базируется на анализе итогов функционирования процесса обучения в предыдущем цикле, начальный момент, определяющий содержание программирования — анализ результатов учебно-воспитательного процесса в истекающем учебном году (если составляется план на год), в периоде (или четверти) учебного года (если речь идет о полугодовых или четвертных планах), на предыдущем уроке (если речь идет о поурочном плане). На программирование влияют ус-
ловия, в которых будет проходить учебно-воспитательный процесс (в новом учебном году, полугодии, четверти, на уроке), и много других факторов.
Назначение программирования учебно-воспитательного процесса по предмету «Физическая культура» — объединение в непрерывное и целостное явление физкультурного образования учащихся общеобразовательных школ, осуществляемого на протяжении всего периода пребывания детей в школе.
Функции программирования:
- обеспечение целенаправленности учебно-воспитательного
процесса по дисциплине по годам обучения школьников;
- установление целесообразной последовательности, непрерывности изучения разделов (блоков) учебной программы по ступеням школы, годам обучения и периодам учебного года;
- определение рациональной взаимосвязи образования, воспитания, развития учащихся, укрепления их здоровья, формирования здорового образа жизни для достижения личной физической культуры в соответствии с особенностями роста и развития детей, подростков, юношей.
Таким образом, программирование как компонент технологии учебно-воспитательного процесса, его назначение и функции в управлении данным явлением имеют большое значение для пре-* подавания предмета «Физическая культура». Программирование позволяет педагогу видеть перспективу и динамику процесса; прогнозировать возможные затруднения и выбирать эффективные средства и методы их профилактики. Если затруднения все же возникли, нужно обосновать пути их преодоления. Отсюда программирование — важнейший инструмент оптимального функционирования учебно-воспитательного процесса по физической культуре в общеобразовательной школе.