Родители как субъекты педагогического процесса
Аксиома, не требующая доказательств, заключена в том, что первыми педагогами для ребенка являются родители. Именно в семье человек получает первый опыт социального взаимодействия. На протяжении какого-то времени семья вообще является для ребенка единственным местом получения такого опыта. Затем в жизнь человека включаются такие социальные институты, как детский сад, школа, сообщество по месту жительства. Однако и в это время семья остается одним из важнейших, а иногда и наиболее важным, фактором социализации личности. Функции родителей чрезвычайно важны, они оказывают влияние на:
· регулирование физического и эмоционального развития;
· развитие психологического пола;
· умственное развитие;
· ознакомление ребенка с социальными нормами;
· формирование ценностных ориентаций.
Выполнению этих функций способствуют, в первую очередь климат семейных отношений, высшим проявлением которого является самое сильное чувство на земле — любовь.
П.Ф. Лесгафт – русский педагог, гуманист, врач, крупный общественный деятель, большую роль отводил семейному воспитанию, гуманной семейной педагогике, включающей в себя целостное представление о природе ребенка, сочетающей теорию с практикой. В своем фундаментальном труде «Семейное воспитание ребенка и его значение» П.Ф. Лесгафт определил цели, задачи, содержание и методы семейного воспитания.
Долгие годы работая над этой книгой, Лесгафт стремился ответить на волнующие человека вопросы: чем определяется нормальное физическое и нравственное развитие? Почему так много в жизни отклонений от идеального образа красивого, органично развитого человеческого организма? Он старался определить причины, мешающие каждому человеку достичь духовного совершенствования. Так он приходит к мысли о том, что полное развитие всех природных задатков способностей, формирование разумной, свободной человеческой личности возможно для каждого здорового человека, детство и юность которого проходят в нормальных человеческих условиях. Какие же это условия?
Первое. Атмосфера любви. Второе. Высоконравственный воспитатель, который учит ребенка размышлять, быть правдивым, соблюдать единство слова и дела. Третье. Регулярный радостный общественно полезный труд в присутствии ребенка. Четвертое. Исключение так называемых прибавочных раздражителей из жизни ребенка: роскоши, нищеты, чрезмерных лакомств, беспорядочной еды, табака, алкоголя, азартных игр. Пятое. Гармоническое развитие всех способностей ребенка. Шестое. Принцип постепенности и последовательности. Седьмое. Ограждение ребенка от контактов с безнравственными людьми.
Изучению влияния стиля родительского поведения на социальное развитие детей посвящено множество современных исследований.
Модель поведения I. Авторитетный родительский контроль. Родители, дети которых следовали модели поведения I, относились к своим детям нежно, с теплотой и пониманием, доброжелательно, много с ними общались, контролировали детей, требовали осознанного поведения. И хотя родители прислушивались к мнениям детей, уважали их независимость, они не исходили только из желания детей. Родители придерживались своих правил, прямо и ясно объясняя мотивы собственных требований. Родительский контроль сочетался с безусловной поддержкой желания ребенка быть самостоятельным и независимым. Эта модель была названа моделью авторитетного родительского контроля.
Примером такой модели можно назвать мудрых родителей семейства Гласе из рассказов Дж. Сэлинджера, где никто не тиранит детей, но и не дает им отбиться от рук. У семерых Глассов, от старшего до самого младшего, множество общих интересов с родителями.
Модель поведения II. Властная. Родители, дети которых следовали модели поведения II, больше полагались на строгость и наказания, относились к детям с меньшей теплотой, меньшим сочувствием и пониманием, редко общались с ними. Они жестко контролировали своих детей, легко применяли свою власть, не побуждали детей выражать свое собственное мнение. Эта модель была названа властной.
Примеров подобной модели в мировой литературе, пожалуй, больше всего — это и обращение с детьми Плюшкина, и тираническая мамаша из «Господ Головлевых» и — если обратиться к более современным образам — многие персонажи произведений Людмилы Петрушевской.
Модель поведения III. Снисходительная. Родители, дети которых следовали модели поведения III, были снисходительными, нетребовательными, неорганизованными, плохо налаживали семейный быт. Они не поощряли детей, относительно редко и вяло делали замечания, не обращали внимания на воспитание независимости ребенка и его уверенности в себе. Эта модель была названа снисходительной.
Яркий пример такой модели обрисован в романе Айрис Мэрдок «Черный принц» — супружеская чета Баффинов, писатель Арнольд и его жена Рейчел, мало занимаются воспитанием дочери Джулиан, даже в 17 лет считают ее ребенком, но при этом не обращают внимания на ее сложный характер и проблемы, которые он порождает.
Широко распространенное мнение, что в подростковом возрасте друзья заменяют родителей не подтверждается научными исследованиями. Судя по данным исследований, родители как центр ориентации и идентификации отступают для подростков на второй план — но лишь в определенных областях жизни. Для большинства молодых людей родители и особенно мать остаются главными эмоционально близкими лицами.
По материалам исследований Например, одно из исследований показало, что в проблемных ситуациях наиболее эмоционально близким, доверенным лицом для подростка, прежде всего, служит мать, а затем, в зависимости от ситуации в разной последовательности — отец, подруга или друг. В ходе другого исследования старшеклассникам предложили ответить, с кем они предпочли бы проводить свое свободное время — с родителями, с друзьями, в компании сверстников своего пола, в смешанной компании и т. д. Родители оказались у юношей на последнем (шестом) месте, у девушек — на четвертом месте. Однако отвечая на вопрос «С кем бы ты стал советоваться в сложной житейской ситуации?» — и те и другие поставили на первое место мать. На втором месте у мальчиков оказался отец, у девочек — друг, подруга. Иначе говоря, как заметил по поводу этих результатов психолог И. С. Кон, с друзьями приятно развлекаться, но в трудную минуту лучше обратиться к маме. Последние данные, полученные на выборках современных подростков, юношей и девушек, подтверждают эту тенденцию. Как показано в одном таком исследовании (А. А. Реан, М. Ю. Санникова), в системе отношений личности к социальному окружению именно отношение к матери оказалось наиболее положительным. Было установлено, что снижение положительного отношения к матери, увеличение негативных дескрипторов (отрицательных характеристик) при описании матери соотносится с общим ростом негативизации всех социальных отношений личности. Можно предполагать, что за этим фактом кроется фундаментальный феномен проявления тотального негативизма (негативизма ко всем социальным объектам, явлениям и нормам) у тех личностей, для которых характерно негативное отношение к собственной матери. В целом, как установлено в исследовании, негативное отношение к матери является важным показателем общего неблагополучного развития личности. Опубликовано: Реан А.А. Развитие и социализация личности в семье. Режим доступа: http://www.narcom.ru/parents/parents/20.html. |
Ø Надеемся, что Вам будет интересно узнать, что….
Права и обязанности родителей в вопросах образования и воспитания, закреплены в Конституции России (ст.38 и ст.43), являются высшей государственной ценностью и должны определять суть государственной образовательной политики. Роль родителей как непосредственных участников образовательного процесса и их обязанность обеспечения получения детьми основного общего образования отражена в Законе «Об образовании в РФ».
Родители имеют право:
· защищать законные права и интересы ребенка,
· выбирать формы обучения,
· участвовать в самоуправлении школы,
· получать объективную информацию об усвоении ребенком образовательной программы,
· консультироваться по проблемам обучения и воспитания детей,
· знакомиться с содержанием и результатами образовательного процесса,
· вносить предложения по его совершенствованию.
В 1995 году, в опубликованных аналитических материалах «Об опыте взаимодействия семьи и образовательных учреждений в интересах развития личности и ребенка», было официально зафиксировано, что одной из основных социально-образовательных проблем является «отчуждение семьи от образовательных учреждений, педагогов от семьи, семьи - от интересов творческого и свободного развития личности ребёнка». В современных условиях ситуация меняется.
Характерной тенденцией современного периода в развитии отечественного образования является стремление образовательных учреждений к открытости, которая предполагает, в том числе, и участие родителей в жизни школы. Опыт лучших школ показывает, что продуктивными условиями взаимодействия школы и семьи являются: публичный отчет школы, мониторинг оценивания учебной деятельности школьников, введение надпредметных программ в образовательный процесс, привлечение родителей к проведению элективных курсов предпрофильной подготовки.
Использование публичного отчета школы дает возможность родителям корректировать учебные программы, вносить предложения по использованию различных образовательных технологий, по улучшению образовательной среды школьника.