Вопрос 38.Сущность педагогической коррекции. Общепедагогические и социально-педагогические методы коррекции развития личности и коллектива. Коррекция поведения личности и группы
Одним из основных направленией деятельности соц. педагога является коррекционная деятельность.
Коррекционно-педагогическая деятельность – планируемый и особым образом организуемый пед. процесс, реализуемый с детьми, имеющими незначительные отклонения в развитии и поведении, и направленный не только на исправление и реконструкцию индивидуальных качеств и недостатков поведения несовершеннолетних, но и на создание необходимых условий для их личностного развития, адекватной интеграции в социум.
КПД строится как целостная осмысленная деят-ть педагога и ребенка, она занимает центральное положение в едином пед. процессе. Система КП работы направлена на то, чтобы реабилитировать и социально адаптировать школьника к реалиям окружающего мира, сделать его полноправным и активным членом общества.
В КПД, как во всяком виде деятельности, существует определенный инструментарий: методы, приемы и средства достижения поставленной цели, реализации конкретных задач; осуществление мероприятий по различным направлениям деятельности.
В КПД, имеющей воспитательно-профилактическую направленность, цель которой - разрушение негативных установок и поведенческих стереотипов личности и формирование социально значимых черт и качеств личности у ребенка, выделяется группа методов: переубеждения, принуждения, приучения, переучивания, "реконструкции" характера, "взрыва", переключения, поощрения и наказания (А. И. Кочетов).
Каждый метод выполняет определенную ведущую функцию. Переубеждение - призвано разрушить систему оправдательных мотивов неправильного поведения и положить начало формированию социально ценных. Переучиваниепредназначено для изменения жизненного опыта, формирования здоровых социально ценных потребностей и привычек. «Взрыв» разрушает отрицательный стереотип поведения. (Под «взрывом» А. С. Макаренко понимал мгновенное разрушение отрицательных качеств трудновоспитуемых в процессе эмоциональных бурных переживаний.) «Реконструкция» характера вносит определенные коррективы в духовный мир ребенка, сохраняя в нем все ценное, устраняя отрицательное. Переключение служит задаче изменения направленности и переориентации воспитанника с подражания плохому на следование положительному примеру. Поощрение и наказание стимулируют положительное поведение и сдерживают отрицательное.
Вместе с тем педагоги и психологи выделяют и специфические методы коррекции отклонений в поведении и развитии детей и подростков:
· суггестивные и гетеросуггестивные методики психокоррекции, построенные на самовнушении и педагогическом внушении;
· дидактические методики коррекции, включающие разъяснение, убеждение и иные приемы рассудочно аргументированного воздействия;
· метод "сократического диалога"- метод последовательно и сестематически задаваемых вопросов, имеющих своей целью привести собеседника в противоречию с самим собой, к признанию собственного невежества;
· методики обучения саногенному мышлению, направленные на управление собой, на укрепление своего нервно-психического здоровья, саморефлексию;
· методики групповой коррекции, разыгрывание ролевых ситуаций;
· методы конгруэнтной коммуникации, целью которых является обеспечение психологичечких условий для позитивного личностного развития ребёнка ;
· метод разрушения конфликтов;
· метод арттерапии – сказкотерапия, песочная терапия;
· метод социальной терапии; метод поведенческого тренинга и т. д.
Общим требованием к методам является применение их через коллектив. Сплоченный детский коллектив обеспечивает воспитателю привлечение авторитетных для трудного подростка сверстников при осуществлении того или иного метода. В этом случае требования учителя выступают в единстве с требованиями товарищей, взыскание воспринимается как осуждение товарищей, поощрение — как одобрение действий коллективом, контроль педагога перерастает в контроль коллектива. Такой подход увеличивает силу воздействия любого метода.
Все эти методы и методики коррекции развития и поведения ребенка являются важным инструментом в решении главной задачи коррекционно-педагогической деятельности по преодолению существующего недостатка у ребенка, по реабилитации его личности и осуществлению успешной адаптации и интеграции ребенка в социум.
Соц.среда оказывает влияние на всех этапах пед.процесса. Невозможно находиться в группе и быть свободным от ее влияния. Необходимым условием существования любой группы является служение определенной цели. Ее члены могут оказывать давление на других в группе с целью подчинения их общим задачам. Давления могут быть чрезвычайно эффективными, влиять даже на индивидуальные убеждения.
Конформизм - приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка вещей, отсутствие собств. позиции, некритическое следование любому образцу, обладающему наибольшей силой давления. Большинство людей в соврем.общ-ве - конформисты. Пропадает чувство одиночества и тревожности, противоречия м/у «Я» и миром, но ч-к теряет самого себя.
Коррекция группового повед-я. Отклоняющееся повед-е уч-ка складывается не только вследствие внутреннего дискомфорта, но и отношений с др. людьми. Класс, товарищи, окружающие дети влияют на формирование его поведения значительно. Семья, др. дети и лишь потом учитель определяют отношение реб-ка к миру.
По особенностям поведения выделяется неск. групп детей, требующих целенаправленной коррекции поведения.
1. Дети,у которых не совпадает их собственная самооценка с оценкой других людей — учителями, взрослыми, детьми, что ведет к чрезмерному эмоциональному напряжению. Дома реб-к хороший, способный, любимый, а в школе как все, а иногда и хуже других. Некоторые переживают тяжело. Реб-к становится привередливым, плаксивым, привлекает к себе внимание, ожидает похвалы, а в случае неудачи печалится, уходит в себя. Он жалуется на учителя родителям, может мстить.
2. Дети, с недостаточным уровнем подготовки к школьной жизни. Учитель требует одинаковых результатов от всех. Но не все могут их показать. Возникает напряжение из-за того, что не могут преодолеть школьные трудности, дискомфорт нарастает. Проявляется в невнимательности, неспособности усваивать элементарные знания, в занятиях посторонними делами. Снижаются темпы развития внимания, памяти, речи.
3.Дети, поведение которых обусловливается ситуацией: когда цели и содержание работы совпадают с их желаниями, она выполняется хорошо; когда цели и содержание неприятные или нежелательные - плохо. Если от них жестко потребовать выполнения обязанностей, наступает эмоциональный спад - усталость, бессилие, раздраженность, упрямство. Это естественный процесс подъемов и спадов, не бывает, чтобы реб-к был всегда хорошим. Нельзя «ситуативных» детей причислять к девиантным, т.к. коррекция идет им во вред.
4. Дети, выпадающие из совместной деят-ти. Не желают и не умеют наладить отношения с одноклассниками. Возникает противостояние «Я - они». У него непредсказуемое поведение: может вымещать свое неудовольствие физическими действиями. Отвергнутые коллективом ожесточаются и впадают в деструктивное поведение. Характерны: неконтактность, неспособность ни с кем дружить; сильно завышенная (заниженная) самооценка; постоянная неудовлетворенность, плохое настроение; конфликтность.
5. Дети со сложностями адаптации. Их легко заметить: реб-к то с удовольствием идет в школу, то относится к ней нейтрально, то враждебно. Может убежать или остро конфликтовать с учителями и детьми.
Самое важное - сплочение коллектива класса. Осуществляя коррекц-ю работу по сплочению класса, нужно: вести с каждым реб-ком индивид-ю целенаправленную работу, чтобы полнее раскрыть его возможности; закреплять «+» самооценку, чувства собственного достоинства, справедливости, уважения к другим; формировать «ресурс успеха» - уверенность в том, что все трудности будут успешно преодолены; регулярно организовывать разл. соревнования м/у детьми, чтобы каждый мог в чем-то проявить себя. Это усиливает статус, самооценку: дети видят, что каждый силен в чем-то;создавать положительную мотивацию для успешного выполнения предстоящей работы; использовать награды, поощрения, звания и титулы отличившимся, чтобы у каждого был титул.
Реб-к утверждает образ своего «Я» по реакции окруж-х людей. Формированием и развитием класса управляет учитель. Если коллектив достигнет высокого уровня, он сам станет воспитателем своих членов. Достичь значительных успехов в коррекционной работе можно, если сочетать влияние на весь кол-в, отдельные подгруппы детей, выделенные по определенным признакам, и индивидуальное воздействие на каждого уч-ка.
Вопрос 39. Сущность делового этикета. Деловой этикет в работе соц. педагога. Организационно-управленческая культура социального педагога. Основы делового педагогического общения и поведения.
Современный этикет определяет нормы поведения в различных обстоятельствах: на улице, на работе, в гостях, на официальных приемах. Существует несколько разновидностей этикета: дипломатический, придворный, общегражданский, служебный, деловой, профессиональный.
Деловой этикет представляет собой свод правил и норм целесообразного поведения партнеров по совместному делу, обеспечивающий уважение человеческой личности и неукоснительное соблюдение правовых, финансовых и этических обязательств.
Профессор Э.А. Уткин выделяет основные требования делового этикета:
1. Вежливость и корректность.
2. Тактичность и деликатность.
3. Скромность.
4. Пунктуальность и обязательность.
Грубое несоблюдение любого из этих требований обязательно приводит к серьезным проблемам в деловых отношениях.
Выделяют пять основныхпринципов делового этикета:
1. Принцип разумного эгоизма – выполняя свои рабочие функции, не мешай другим выполнять свои.
2. Принцип позитивности – если нечего сказать приятного или положительного, лучше молчать.
3. Принцип предсказуемости поведения в различных профессиональных ситуациях.
4. На работе нет мужчин и женщин, есть только статусные различия.
5. Принцип уместности: определенные правила в определенное время, в определенном месте, с определенными людьми.
Профессия – социальный педагог – особенная, нужная и достаточно молодая. Социальные педагоги – это люди, которые способствуют успешной социализации детей, молодежи, они всегда навиду, рядом с ними всегда находятся родители, коллеги, дети, воспитанники, клиенты, общественность. Поэтому как бы ни был информационно подготовлен социальный педагог, каким бы объемом знаний, умений и навыков, социально – педагогических технологий не владел, социальный педагог, просто обязан быть обаятельной личностью, постоянно работать над собой, совершенствовать свои личностные качества, создавая, таким образом, эффективный профессиональный имидж. Для имиджа педагога очень важны деловые качества, профессиональная и социальная компетентность, пунктуальность, точность, деловитость. Щепетильное отношение к чужому времени. Уважение к чужому труду. Потребность к самообразованию: хронический интерес к научно-методическим новинкам. В школе никак не обойтись и без хороших манер в разговорах с учащимися, общении с коллегами, родителями школьников и в то же время без знания делового этикета, соблюдения субординации.
Педагогу важно контролировать свои жесты, особенно необходимо избавляться от агрессивных, которые на бессознательном уровне отталкивают детей от личности педагога.
Мимика должна быть только доброжелательной. Имидж социального педагога - мощное психологическое средство, оказывающее эффективное воздействие на его подопечных и на самого специалиста. Для создания имиджа социального педагога важную роль играют одежда и аксессуары, украшения, часы, заколки и т.д. Использование разнообразной цветовой палитры в одежде и окружении, правильный подбор аксессуаров, косметики, поможет социальному педагогу раскрыть свою индивидуальность, развить те качества,которые ему необходимы, а главное, правильно представлять себя окружающим, сформировать свой неповторимый имидж.
Соц. педагогу для успешного решения определенного класса задач важно иметь полное представление о сущности, принципах, содержании управленческой деят-ти. Это поможет адаптироваться к ритму работы учреждения, понять механизм его функционирования, установить проф-е деловые отношения с администрацией, коллегами, воспитанниками, их родителями, специалистами разл. служб.
Управление – деят-ть, направленная на выработку решений, организация, контроль их исполнения, анализ и подведение итогов на основе достоверной информации.
Соц-пед. деятельность представляет собой управление процессами развития личности, группы, общности, а также сама выступает в качестве управляемого элемента в структуре конкретного учреждения.
Методы управления - инструмент целенаправленной деятельности руководителя по достижению конкретных результатов работы. Это способы практических действий, направленные на достижение целей, задач.
Практическим действиям руководителя по достижению целей управления предшествуют анализ, оценка конкретных условий, обстановки, ситуации. Чем глубже их познание, тем обоснованнее выбор способов.
По содержанию методы деят-ти рук-ля можно подразделить на организационно-административные, экономические, социальные, социально-психологические, психологические.
Аспектный подход гласит, что любой метод имеет разные грани - и организационную, и административную, и соц-ю, и экономич-ю, и психологич-ю. Важно сочетание этих аспектов в методе управления.
Сторонники эмпирического подхода считают бессмысленной любую классификацию методов управления для практики. В конкретной ситуации рук-ль решает проблему, основываясь на опыте, выбирает метод, его не волнует, к какой группе этот метод принадлежит.
К методам социально-педагогического управления относятся:
► прямое управление в форме задания, приказа;
► управление через мотивы и потребности (стимулирование);
► управление через систему ценностей (воспитание, образование и т.п.);
► управление ч/з изменения окруж. среды (изменение условий жизнедеятельности семьи ученика).
В работе соц.педагога достаточно активно используются организационные методы управления. Это система способов деят-ти рук-ля, с помощью которых создаются разнообразные соц. системы (учреждения, службы, коллективы, команды), осуществляется воздействие на систему, ее части и элементы, обеспечивается определенный уровень (качество) их организованности. Организационные методы нужно уметь использовать.
Соотношения между знаниями и умениями позволяют выделить несколько типов руководителей:
1.Знающий - умеющий: рук-ль знает и умеет использовать многие методы. Самый ценный тип рук-ля-организатора.
2. Знающий-не умеющий: знает, какие методы использовать, но не умеет применить на практике. Обычно это начинающие, имеющие хорошую теорет подготовку, но незначительный опыт.
3. Умеющий — частично знающий: умеет использовать методы, но имеет слабые теоретич. знания. Руководитель-практик. Повышение квалификации способствует систематизации приобретенных на практике знаний.
Управленческая культура соц. п-га является частью психолого-педагогической и проф. культуры специалиста.
Культура управления — это уровень практических достижений в работе с информацией, организации, методах, стиле управленческого труда, в личностно-деловом общении с коллегами, в подборе и расстановке кадров.
Педагогическое общение – процесс организации, установления и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия м/у педагогами и уч-ся, порождаемый целями и содержанием их совместной деят-ти. Владение технологией общения помогает педагогу организовывать правильное поведение в конкретной ситуации. Неверное педагогическое воздействие или неверная форма общения, выбранная для взаимодействия, может привести к конфликту между учителем и учеником. Учителю важно правильно использовать в общении систему приемов (психологических, мимических, пантомимических, речевых, двигательных и т.д.), избираемую для организации общения, адекватной особенностям педагогической ситуации. Недаром Макаренко писал: «Я сделался настоящим мастером только тогда, когда научился говорить «иди сюда» с 15-20 оттенками, когда научился давать 20 нюансов в постановке лица, фигуры, голоса». Одним из средств, подкрепляющих воздействие общения, можно назвать инициативность, которая требует определенного поведения и звучания речи. Она выступает как важнейшая коммуникативная задача педагога. Инициативность может быть двух видов:1) Педагог открыто выступает как инициатор общения.
2) Он выступает как скрытый инициатор деятельности, причем в этом случае у школьников создается впечатление, что инициаторами этой деятельности являются они сами.
Следующей важной задачей является удержание инициативы в общении, придании ей необходимых ситуативных форм.Для детей очень важен внешний вид педагога: жесты, мимика,пантомимика и т.д . Мускульная мобилизированность - обязательное условие начала всякого общения. Выражается в общей собранности внимания в направлении взгляда, в дыхании и в общей подтянутости мускулатуры
тела, в частности - в подтянутости спины. Красивая, выразительная осанка воспитателя выражает внутреннее достоинство личности. Прямая походка, собранность говорят об уверенностипедагога в своих силах, знаниях. Жест педагога должен быть ограниченным и сдержанным, без резких взмахов и острых углов. Чтобы общение было активным, следует иметь открытую позу: не скрещивать руки, повернуться лицом к клиенту, уменьшить дистанцию, чтосоздает эффект доверия. Мимика - искусство выражать свои мысли, чувства, настроения,состояния движением мускулов лица. Нередко выражение лица и взгляд оказывает на учащихся более сильное воздействие, чем слова. Дети «читают» лицо учителя, угадывая его отношение, настроение,поэтому лицо должно не только выражать, но и скрывать чувства. Не следует нести в класс маску домашних забот и неурядиц.
Т.О., чтобы общение было эффективным педагогу необходимо знать:
- Закономерности общения.
-Структуру общ-я, особенности реализации коммуникативной, интерактивной, перцептивной функций общ-я.
-Методику общения и межличностных отношений.
- Основные псих-пед. требования, предъявляемые к организации педагогического и межличностного общения.
Деловое и педагогич-е общение находят свое выражение в умениях передать информацию, понять состояние уч-ка, в организации взаимоотношений с детьми, в искусстве управлять собственным психическим состоянием.