Понятие о средствах. Физические упражнения - основное и специфическое средство формирования физической культуры личности

Термин "средство" происходит от слова "средний", "серединный". Средство -это то, что создано человеком для достижения определенных целей. К средствам физического совершенствования относят физические упражнения, естественные силы природы и гигиенические факторы.

ФИЗИЧЕСКОЕ УПРАЖНЕНИЕ - это основное и специфическое средство физи­ческого совершенствования, особый вид двигательной деятельности, при помощи которого осуществляется направленное воздействие на занимающегося.

ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ - двигательные действия, с помощью которых ре­шаются образовательные, воспитательные задачи и задачи физического развития. Многократное выполнение двигательных действий образует двигательную деятель­ность.

Естественные силы природы, факторы гигиены являются вспомогательными средствами. С их помощью полнее и лучше используется основное средство, со­здаются условия для эффективного влияния физических упражнений на занимаю­щихся, успешной организации и проведения занятий. Основные и вспомогатель­ные средства физического воспитания должны применяться в единстве.

При выполнении отдельно взятого физического упражнения практически невоз­можно достичь педагогических целей и задач формирования физической культуры личности. Необходимо многократное повторение упражнения (наличие двигатель­ной деятельности) с тем, чтобы усовершенствовать движение или развить физи­ческие качества. При этом двигательная деятельность сопровождается целым ря­дом происходящих в организме процессов и явлений (биохимических, физиологи­ческих, психических, интеллектуальных и др.).

Выполнение физических упражнений, как говорилось выше, активирует деятель­ность различных систем и функций организма и, тем самым, оставляет свой "след" (эффект) в организме человека. В процессе многократного повторения действий

"Следовые" двигательные эффекты по открытому Ж. Б. Ламарком закону упражне­ний - "работа строит орган в меру его употребления", накапливаются и способству­ют процессу морфологического, функционального, социально-психологического развития личности занимающихся. Однако воздействие движения на организм не ограничивается развитием его телесных и духовных способностей.

В той мере, в какой движение воздействует на организм и личность человека, сам организм посредством упражнений строит свои движения. Эту вторую сторону закона упражнения "организация определяет и строит функцию по мере её выпол­нения", впервые сформулировал Д. Дидро. Научно её обосновал Н. А. Бернштейн (1947), который показал, что с каждым новым уровнем нейрофизиологической орга­низации, возникшей в связи с изменением условий жизни, появляется возможность реализации не существовавших ранее форм двигательных действий.

При этом организм строит свои движения не только по Ж. Б. Ламарку, не в по­рядке простого повторения и накопления эффекта упражнения, а путем модифици­рованного повторения и отбора наиболее рациональных способов решения возник­ших двигательных задач (Наталов Г. Г., 1976).

Выделяют разные виды эффектов, которые возникают в организме и психике человека в результате применения физических упражнений:

1) В зависимости от решаемых задач различают образовательный, оздорови­тельный, воспитательный, функционально-развивающий, рекреационный, реаби­литационный эффекты.

2) В зависимости от характера применяемых упражнений он может быть специ­фическим и неспецифическим (общим).

3) В зависимости от преимущественной направленности на развитие и совер­шенствование какой-либо способности (функции) существует: силовой, скорост­ной, скоростно-силовой, аэробный, анаэробный и другие виды эффектов.

4) В зависимости от достигнутых результатов эффект может носить положитель­ный, отрицательный или нейтральный характер.

5) В зависимости от времени, в рамках которого осуществляются адаптацион­ные (приспособительные) изменения в организме, эффект может подразделяться на срочный, который возникает после выполнения одного или серии упражнений в одном занятии; отставленный (текущий) появляющийся после нескольких занятий, кумулятивный (суммарный), который проявляется после какого-то длительного эта­па, периода занятий.

Одновременно физические упражнения рассматриваются и как метод обучения и воспитания. Важнейший признак физических упражнений как метода - повторяе­мость их применения, что позволяет педагогу оказывать необходимое воздействие на занимающихся. С помощью физических упражнений, с одной стороны, осуще­ствляется биологическое воздействие на организм человека, изменяется его фи­зическое состояние, с другой, - происходит передача общественно-исторического опыта одного из видов физической деятельности, то есть осуществляется социаль­ное воздействие.

Характерной чертой физических упражнений является то, что они связаны с ак­тивной двигательной деятельностью людей. Физические упражнения представля­ют собой целенаправленные и сознательные действия, они связаны с целым рядом психических процессов, с представлением о движениях, мыслительной работой, переживаниями и т.п., развивают интересы и чувства, волю и характер и являются, таким образом, одним из средств духовного развития человека. Физические уп­ражнения можно рассматривать как один из показателей единства физической и психической деятельности человека. Они влияют не только на организм, но и на личность занимающихся.

Кроме физических упражнений, которые исторически выделились из трудовой, боевой и бытовой деятельности (ходьба, бег, лазанье, прыжки, метания, переноска тяжестей, плавание и т.д.) и условно называются "естественными", существуют уп­ражнения, специально созданные в процессе развития теории и практики физи­ческого воспитания. Это так называемые аналитические упражнения, применяемые для обучения основам движения, создания "школы движения", развития основных физических способностей (качеств), решения специальных педагогических и ле­чебных задач. Сюда относят упражнения на большинстве гимнастических снаря­дов, упражнения с разнообразными снарядами и предметами и др. Характерной особенностью этой группы физических упражнений является их весьма значитель­ная отвлеченность от движений и действий, встречающихся в практической повсед­невной жизни.

Поскольку физические упражнения возникли на основе трудовых действий, они имеют много общего с трудом. Эта общность выражается в схожести их биомеха­нических, физиологических и биохимических механизмов. Однако это не может слу­жить основой для отождествления физических упражнений и труда: между ними имеется принципиальное различие. Как известно, труд есть процесс совершающий­ся между человеком и природой. Изменяя внешнею природу, человек приспосаб­ливает ее к своим потребностям. Но, действуя на природу и изменяя ее, человек в процессе труда изменяет и самого себя. Однако воздействие физического труда на человека в процессе производства представляет собой сопутствующий фактор, подчиненный закономерностям развития производства. Говоря о физическом тру­де, необходимо учитывать не только собственно двигательную деятельность, мы­шечные усилия, совершаемые в процессе работы, но и то нервное напряжение, пси­хические, волевые проявления, которыми сопровождается выполнение производ­ственных движений.

Что же касается физических упражнений, то их действие, как уже было сказано, направлено на природу самого человека и определяется закономерностями про­цесса физического совершенствования. С помощью физических упражнений и осу­ществляется направленное воздействие на человека с целью развития его физи­ческих и духовных способностей. В отдельных случаях в сочетании с физическими упражнениями физический труд, проводимый в благоприятных условиях внешней среды (работа в лесу, в поле и т.д.) с определенной дозированной нагрузкой, может выступать как вспомогательное средство физического совершенствования. Но ис­пользуемый таким образом, он уже подчиняется целям физического воспитания, меняется его существо и направленность. Итак, физические упражнения можно оп­ределить как двигательную деятельность, осуществляемую по законам физическо­го совершенствования личности.

Наши рекомендации