Физическое упражнение как основное специфическое средство ФВ.

Физические упражнения - это такие двигательные действия (включая и их совокупности), которые

направлены на реализацию задач ФВ, сформированы и организованы по его закономерностям. Слово

физическое отражает характер совершаемой работы (в отличие от умственной), внешне проявляемой в

виде перемещений тела человека и его частей в пространстве и во времени. Слово упражнениеобозначает направленную повторность действия с целью воздействия на физические и психические

свойства человека и совершенствования способа исполнения этого действия.

Эффект физических упражнений определяется прежде всего содержанием. Содержание ФУ - это

совокупность физиологических, психологических и биомеханических процессов, происходящих в

организме человека при выполнении донного упражнения (физиологические сдвиги в организме,

степень проявления физических качеств ит.п.).

Содержание ФУ обусловливает их оздоровительное значение, образовательную роль, влияние на

личность.

Оздоровительное значение. Выполнение ФУ вызывает приспособительныеморфологические и

функциональные перестройки организма, что отражается на улучшении показателей здоровья иво

многих случаях оказывает лечебный эффект.

Под воздействием ФУ можно существенно изменять формы телосложения. Подбирая

соответствующую методику выполнения ФУ, в одних случаях массу мышечных групп увеличивают, в

других случаях уменьшают.

Образовательная роль. Через ФУ познаются законы движения в окружающей среде и собственно тела

и его частей. Выполняя ФУ, занимающиеся учатся управлять своими движениями, овладевают новыми

двигательными умениями и навыками. Это, в свою очередь, позволяет осваивать более сложные

двигательные действия и познавать законы движений в спорте. Чем большим багажом двигательных

умений и навыков обладает человек, тем легче он приспосабливается к условиям окружающей среды и

тем легче он осваивает новые формы движений.

Влияние на личность. ФУ требуют зачастую неординарного проявления целого ряда личностных

качеств. Преодолевая различные трудности и управляя своими эмоциями в процессе занятий ФУ.

человек вырабатывает в себе ценные для жизни черты и качества характера (смелость, настойчивость,

трудолюбие, решительность и др.).

При выполнении ФУ во многих случаях происходит как бы согласование своих действий с мотивами и

действиями коллектива, подчинение личности под общую стратегию действий (спортивные игры).

Умение быть сдержанным, подчинить себя воле коллектива, найти одно-единственное правильное

решение и, не считаясь со своими личными амбициями, помочь товарищу. Эти и многие другие

нравственные качества формируются при занятиях ФУ.

Оздоровительные силы природы и гигиенические факторы как средства физического воспитания. Оздоровительные силы природа оказывают существенное влияние на занимающихся ФУ. Изменение метеорологических условий (солнечное получение, воздействие температуры воздуха и воды, изменения атмосферного давления на уровне моря и на высоте, движение и ионизация воздуха и др.) вызывают определенные биохимические изменения в организме, которые приводят к изменению состояния здоровья и работоспособности человека. В процессе ФВ естественные силы природы используют по 2 направлениям: 1) как сопутствующие факторы, создающие наиболее благоприятные условия, в которых осуществляется процесс ФВ. Они дополняют эффект воздействия ФУ па организм занимающихся. Занятия у лесу, на водоема способствуют активизации биологических процессов, вызываемых ФУ. повышают общую работоспособность организма, замедляют процесс утомления и т.д.: 2) как относительно самостоятельные средства оздоровления и закаливания организма (солнечные, воздушные ванны и водные процедуры). При оптимальном воздействии они становятся формой активного отдыха и повышают эффект восстановления. Одним из главных требований к использованию оздоровительных сил природы является системное и комплексное применение их в сочетании с ФУ. К гигиеническим факторам, содействующим укреплению здоровья и повышающим эффект воздействия ФУ на организм человека, стимулирующим развитие адаптивных свойств организма, относятся личная и общественная гигиена (чистота тела, чистота мест занятий, воздуха и т.д.), соблюдение общего режима дня, режима двигательной активности, режима питания.

Несоблюдение гигиенические требовании снижает положительный эффект занятии ФУ.

Наши рекомендации