Целенаправленное воздействие среды
Человек развивается, констатировал Л.Н. Толстой (1828—1910), под воздействием двоякого рода обстоятельств: стихийного влияния людей, всей окружающей среды, и сознательного воздействия одних людей на других.
Как мы видели, под научением понимаются неосознаваемый его участниками процесс и результат постоянного влияния среды. Силу этого влияния в формировании ценностей и навыков при всем желании нельзя переоценить.
Независимо от сознательной педагогики, иногда под ее влиянием, иногда противоположно, иногда совершенно независимо, люди учатся ходить и говорить на родном языке. Научаются правильно называть вещи, учатся этике, учатся думать и выражать свои мысли.
Научение не имеет заранее определенных целей, программы, специально отобранного содержания и методов.
Воспитание, образование, обучение — целенаправленное, целесообразное, специально предпринимаемое вмешательство в жизнь человека с целью ускорить, направить в нужное русло и (или) повысить качество его развития.
Оно имеет цели, программу, содержание, методы. В его ходе организуется особое взаимодействие между старшими и младшими, а также между самим детьми.
Формальное и неформальное воспитание. Воспитание делится на формальное (в признаваемых обществом и (или) государством школах) и неформальное (домашнее, семейное, самостоятельное).
Формальное воспитание означает обучение и учение в школах или подобных школам специально организованных средах. Неформальное — различные виды официально не утвержденных средств вмешательства в поток жизни детей, как, например, семейные воспитательные отношения.
Формальное воспитание — осознанная попытка или усилие общества сообщить, передать навыки и образ мысли, которые считаются в данном обществе важнейшими и существеннейшими .
Формальное и неформальное воспитание призвано вырабатывать поведение ребенка на его пути к взрослости и готовить его к той или иной возможной роли, которую он будет играть в обществе.
Если бы кто-то от природы обладал всей полнотой совершенств и (или) если бы они становились самопроизвольно, то воспитание и знание о нем были бы излишни. Если же кто-то не имеет и не может иметь никаких способностей к развитию, то его воспитание и наука о нем бесполезны.
Необходимость воспитания, образования, обучения.Каждый новый жилец Земли нуждается в прививке культуры, в огранке своих способностей. Прививка культуры природному дичку-человеку осуществляется в ходе образования и благодаря нему. Необходимость образования предопределена невозможностью культурной преемственности по механизмам биологического наследования.
Для блага личности и общества необходимы такие особые свойства, способности и достоинства личности, которые сами по себе и случайно не вырабатываются или формируются, но в недостаточной степени.
Причем эти "дополнительные" (к стихийно складывающимся) совершенства не просто желательны, а необходимы: без них нет преемственности и прогресса, без них личность несчастна и множит несчастья вокруг себя.
Возможность воспитания, образования, обучения.Природа познания такова, что его методы и результаты могут передаваться от человека к человеку, усваиваться и развиваться теми, кому они переданы.
Каждый ребенок при адекватном подходе к его обучению может овладеть любым предметом, так как все дети обладают любопытством и желанием научиться решать учебные задачи, но из-за столкновения со слишком сложными задачами очень скоро возникает неуспех и появляется чувство скуки.
Более того, воспитание, образование, обучение ведут за собой развитие. Существуют средства взращивать в отдельном человеке и в группах лучшие и более высокие совершенства, чем имеющиеся у воспитателей — средства приращения совершенств.
Для развития этих высших совершенств, и необходимых, и возможных, существуют надежные его способы. Это — ясные цели, содержание (программа, система, стратегия и хронологический план), а также методы (тактика). Системой обоснования и технологической разработки этих средств и является педагогика.
Образовательная работа общества.Даже для самых неискушенных в вопросах образования людей ясна подчиненность образованию национальной безопасности любой страны.
Образование определяет собой производительность труда и национальное богатство.
С образованием тесно связано качество и продолжительность жизни .
Системой школ обеспечивается воспроизводство квалифицированных рабочих сил общества.
Качество образования напрямую влияет на развитие науки, культуры, производства.
Вклад образования в рост совокупного национального дохода колоссален.
Оздоровление общества, его интеллектуализация, его нравственная санация — дело воспитания, обучения, образования .
Сказанное распространяется и на решение проблемы контрастов между богатством и бедностью. Наиболее существенным шагом в экономическом развитии человечества стало возникновение новой системы создания богатства, основанной не на физической силе человека, а на его умственных способностях. Рост богатства индивида и общества, стало быть, представляет собой функцию от большего распространения качественных знаний .
Молодость нуждается в защите, и получить ее она может только от компетентного и тактичного руководства. Для достижения этой цели надобно просвещение семьи. Начать его разумнее всего еще в старших классах общеобразовательной школы. Родители, как о том мечтал И. Песталоцци, должны уметь учить своих ребятишек, развивать чувства, ум, речь, разнообразную умелость.
Разумеется, речь не идет о каком-либо едином и всеобъемлющем руководстве интеллектуальным развитием общества. Помогать молодежи при ее жизненном старте семья может научиться только сама . Здесь больше, чем где-либо, важны осторожность и смиренная терпимость по отношению к иным взглядам. Но полезно и даже необходимо содействие этой помощи — культурным материалом, пищей для размышлений, предупреждениями и советами, расширяющими личный опыт примерами .
Цел и. Человека необходимо научить самостоятельно искать и находить правильные, конструктивные решения проблем. Иначе он обязательно найдет ложные, разрушительные ответы на вопросы жизни.
Когда большинство людей, обделенных истинной культурой, нуждаются в поводыре, всегда находится харизматический слепец, тянущий их в пропасть.
Людей надобно учить самим налагать на себя обязанности и задания. Иначе они рано или поздно потребуют для себя тирана, точь-в-точь как лягушки Эзопа, которые, как известно, долго выпрашивали у Зевса царя, и тот в конце концов послал им в качестве царя аиста.
Надобно приучить к преследованию истины ради самой истины, а не ради победы в споре. Надобно дать опыт наслаждения от этого преследования и вызвать к жизни потребность в серьезной проверке любых, прежде всего своих собственных идей и решений.
Для блага личности и общества важно воспитать в новых поколениях благоговение перед собственностью как перед высшей продуктивной силой на земле в условиях любого человеческого общежития. Для понимания значения собственности в прогрессе индивидуальной и социальной жизни необходимо изучение правильно понятого интереса как предельно широкого понятия из области мотивации собственно человеческой активности.
Для воспитания, которое своей целью имеет развитие талантов личности и благо человечества в целом, совершенно необходима политическая и экономическая свобода.
Образование для свобод ы. Свобода невозможна без дисциплины.
В наше время складывается рациональный, дисциплинированный индивид как член гражданского общества. Этот индивид создается усилиями производства, образования, науки при координирующем участии разумной власти. Систематическое развитие духовных потенций человека неразрывно сопряжено с дисциплинированием.
Дисциплина эта отличается от рабской, где человек низводится до животного, или от феодальной с ее упором на преданность и символически-патриархальные узы. Обучение самоуправлению ведется в семье и школе, продолжается на производстве, в армии и иногда в тюрьме.
Контролирующий сам себя индивид формируется и образом жизни, закрепленным в этикете, манерах.
Образование для свободы предполагает воспитание достоинства и силы сопротивляться злу.
Воспитание как професси я. В качестве универсальной формы занятости, весьма полезной с социальной точки зрения, выступает непрерывное образование. Оно сочетает — подчеркиваем это во избежание недоразумений — учебу с воспитательной деятельностью.
Непрерывное образование становится постепенно социальной обязанностью, подобно тому как в настоящее время обязательна учеба в школе. Оно вовлекает в себя услуги огромного числа педагогов. Функции учителя, инструктора, тренера, консультанта или социального работника отправляют миллионы людей. Ученые, творцы в сфере искусства (художники, скульпторы, писатели, артисты и т.п.) либо иные самодеятельные творческие работники передают свое искусство и знания новым поколениям.
Человек образованный, способный к перемене профессии и позиции в общественном разделении труда, приобретает сейчас черты реальности, в некотором смысле становится необходимостью. Реализации этого способствуют как непрерывное образование, так и информационные технологии.
Власть постепенно переходит от богатых к знающим. В педагогическом отношении на авансцену воспитания выходит знание о знании и знание о способах приумножения знания. При этом важно обучить искусству просвещенного отношения к конкуренции и к пользованию властью, чтобы борьба за нее и применение ее не приняли разрушительных форм.
Знание как сила, меняющая лицо мира, есть нечто большее, чем средство контролировать принимаемые кем-то и свои решения. Оно обладает созидательной потенцией прежде всего как средство собственного роста и изживания насилия в общественном бытии.
Воспитатель не может не гордиться своей исторической ролью. Ведь он вносит в мир гармонию, предупреждает беду и бедность, преступления и наказания.
Перед педагогами ползают, сидят, бегают, прыгают, смеются и плачут люди малого возраста. Их сегодняшнее счастье — в руках воспитателя. Поскольку завтра зависит от сегодня, их завтрашнее счастье — в руках воспитателя.
Перед педагогом находятся возможные герои науки и сериальные убийцы, президенты и террористы, мастера-парикмахеры и бездомные бродяги. Вся потенциальная слава и весь вероятный позор мира здесь перед ним — в коротеньких штанишках.
Уже сейчас им предстоят искушения и испытания. Их нельзя не жалеть за горький труд роста и за неизбежно связанные с ним страдания. Но и жалеть нельзя. Можно только одно — любить.
Выстоят ли они во внутренней борьбе с соблазнами, станут ли созидателями или разрушителями, в огромной мере зависит от искусства педагогики. Научатся ли они сами любить или привыкнут ненавидеть? Будут радоваться или завидовать? Станут помогать или мешать — полезному или вредному? Все это в гигантской степени связано с искусностью воспитания и обучения.
Ведь воспитание способно ухудшать физическое и психическое здоровье детей, глушить способности, укоренять чувство неполноценности. Оно может внедрить в душу потребительство, растлить насилием и ханжеством, развратить чувство и воображение.
Эта совершенно особая, сверхобычная ответственность педагога подавляет слабого и вдохновляет сильного. Она, как ветер, гасит тихий педагогический огонь, а большой — лишь сильней раздувает. Вдохновение подкрепляется успехами и подстегивается неудачами. И те, и другие требуют анализа, стало быть, вдохновенному педагогу надобна рефлексия.
Если говорить о методах обучения, то причины их успеха обнаруживаются в их внутреннем содержании. Исторический опыт показывает, что не так уж важно, каким методом пользуется учитель, делает ли он опыты вместе с учениками или демонстрирует их, рассказывает или читает лекцию, дает задания и доклады или предпочитает чтение с детьми литературы про себя.
Все это не так важно. Великие учителя учат без затей, а какой живой они вызывают энтузиазм у своих подопечных, как они развивают их мысль.
Дело не в методе, а во внутреннем содержании этого метода, в реальной жизни, мысли и чувстве, которые одухотворяют это содержание.
Самое важное в содержании любого метода — его отношение к реальной жизни учащихся.
Могущество воспитаниядемонстрируется множеством казусов. В частности, и "штучным" аристократическим образованием.
Пластичность человеческих возможностей — обучаемости и воспитуемости — колоссальна. И влияние стиля, содержания и характера воспитания на образ жизни разных людей — несомненный факт.
Например, отец Людовика Пятнадцатого — герцог Бургундский, который родился в 1682 г . Несмотря на раннюю смерть он считается наиболее интеллектуальным и одаренным из всех Бурбонов.
Его жизнь состоит из двух, совершенно не похожих друг на друга, жизней. Во второй ее половине он стал полной противоположностью самому себе.
Первые двадцать лет жизни это был нетерпеливый, капризный и крайне нетерпимый человек. Он подавлял всякое несогласие с собой. Чувственный, чтобы не сказать распущенный и развратный, картежник, охотник, пьяница. Был высокомерен, презирал людей.
Разнузданный психопат, он очень изменился к лучшему с двадцати лет. Преданность жене, любовь к учению, благородство и даже набожность — все это было результатом коренной внутренней революции. Фантастические изменения в принце вызвал к жизни аббат Франсуа Фенелон (1651—1715), воспитатель внуков Людовика Четырнадцатого, автор "Телемака".
Это было настоящее педагогическое чудо.
Первым делом Фенелон, назначенный наставником герцога Бургундского в 1689 г ., отменил розгу, которой так свободно и с таким бесспорно дурным результатом пользовались при воспитании других Бурбонов.
Не удивительно, но все же ошеломляюще, что воспитанник Фенелона сумел под его влиянием произвести такую кардинальную самоперестройку. Здесь все сыграло роль — и квиетизм Фенелона, и его картезианство.
Форма педагогического творчества Фенелона была художественной: он не придавал своим наставлениям тона отвлеченных правил, а облекал их в конкретную форму басни, мифологического рассказа, аллегории, истории. Их отличала живость изложения, картинное изображение лиц и фактов, тонкий юмор, изящный стиль.
К XVII веку в мировой культуре накоплен был гигантский материал по политической педагогике — воспитанию и обучению будущих правителей народов. Древний Восток, Ксенофонт, Платон, Кабус-намэ, многочисленные "зерцала", Эразм, Монтень, всего не перечислить.
Произведение Фенелона "Приключения Телемака" — традиционный для "политической педагогики" воспитательный роман.
Проблематика "Телемака" — просвещенный правитель, кодекс поведения такого правителя. Взаимоотношение правителя и народа. Деспотия и ее последствия. Прежде всего политико-педагогическая антропология Фенелона хочет понять, как рождается "порок на престоле", хочет уяснить механизм этого явления. Происходит своеобразное осмысление уроков царствования.
"Телемак" был курсом политической педагогики. Не менее важное значение имело и другое произведение Фенелона — "Вопросы для совести". Это произведение Фенелона представляет 38 вопросов о королевских обязанностях, заданных будущему правителю. Это своеобразный экзамен на право называться королем.
Привлекают внимание широта проблематики и острота постановки "Вопросов для совести". В самой острой форме Фенелон формулирует вопросы об отношении наследника к народу, к закону, к налогам, к войнам. Нередко вопросы переходят в рассуждения или рассуждение заканчивается вопросом. Читающий невольно включается в мыслительный процесс.
Герцог Бургундский стал настолько просвещенным человеком, что заявлял: "Короли созданы для своих подданных, а не подданные для королей, они хранители законов и справедливости, они не могут награждать, а только компенсировать, ибо они должники. Ничего не имеющие сами, они и награждать могут только за счет своих народов".
Удаленный от двора, Фенелон продолжал следить за развитием своего ученика. Когда принц стал проявлять признаки излишнего благочестия, подолгу молиться, превращаться в полумонаха, Фенелон пишет ему письмо, получает ответ, снова пишет и добивается резкого смягчения внешнего благочестия.
Герцог так глубоко осознал обязанности принца перед народом, что, когда однажды он увидел мебель, которая ему очень понравилась, а она оказалась слишком дорогой, он отказался от покупки, говоря: "Самое необходимое для подданных может быть гарантировано только тогда, если принцы отказываются от излишеств".
Дофин умер в феврале 1712 г . Из прожитых им тридцати лет десять последних он оставался лучшим из учеников Ф. Фенелона.